Статьи

10 фильмов, которые приведут в визуальный экстаз

Кинематограф – это бесконечное поле для экспериментов и режиссеры, люди творческие и креативные, все время находятся в поиске чего-то эдакого, особенного, что поразит воображение. Удержать внимание современного зрителя, которого сегодня уже сложно чем-либо удивить, действительно сложно. Однако время от времени на экранах расцветают визуальные жемчужины с неожиданными стилистическими и техническими находками, от которых захватывает дух.  

Одним дублем: «Русский ковчег» (2002)

Фишка фильма Александра Сокурова «Русский ковчег» в том, что он снят одним дублем, а его хронометраж составляет 1 час 27 минут. Об этой картине говорила вся Америка как об «одном из самых захватывающих фильмов, которые когда-либо были сняты». В тамошнем прокате «Русский ковчег» собрал больше 1,5 миллионов долларов, что для русского артхаусного кино очень неплохой результат. Между тем в России фильм не так уж и известен среди широкой публики.

«Русский ковчег» – это безостановочное путешествие в глубь эпох в стенах Эрмитажа, руководство которого не очень-то любит пускать к себе киношников. Однако для Сокурова и его огромной команды статистов почти в 900 человек было сделано исключение.

В Зимнем дворце встречаются двое – французский маркиз XIX века (Сергей Дрейден) и современный петербуржец, которого в кадре не видно, слышен только его голос. Вместе они идут по Эрмитажу, обсуждая все, что видят, и оставаясь невидимыми для других. Перед их глазами и глазами зрителей разворачиваются картины военного парада, дипломатического раута, музыкальный концерт, на котором оркестр под управлением Валерия Гергиева исполняет музыку из оперы «Жизнь за царя», балы и светские приемы с участием Петра I, Екатерины Великой, Николая I, Александра Сергеевича Пушкина и других исторических и выдуманных персонажей.

«Русский ковчег» – это фильм-проект о русской культуре: зрелищный, интригующий и влюбляющий в себя с первого захода. «Русский ковчег» я просто обожаю, – говорит мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту («Бердмэн», «Вавилон», «21 грамм»). – Я едва ли не плакал в финале картины, настолько она прекрасна».

Привкус нуара: «Город грехов» (2005)



«Город грехов» Роберта Родригеса, Квентина Тарантино и Фрэнка Миллера — максимально точный перенос комикса на большой экран не только в плане сюжета, но и в плане визуальной составляющей и стиля последнего, автора одноименного графического романа. Миллер наотрез отказывался продавать права на экранизацию после нескольких неудачных киноэкспериментов. Родригес же так фанател от «Города грехов», что в тайне от него снял кусочек одной из новелл с участием Джоша Хартнетта и Марли Шелтон, после чего показал его Миллеру со словами: «Если тебе, Фрэнк, понравятся мои наработки, то именно с этой сцены начнется картина. Если же нет, то ты сможешь показывать этот мини-фильм своим друзьям в качестве своеобразного дополнения к роману». Фильм есть, да еще и с продолжением («Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» вышел в 2014-м), значит, Миллеру все понравилось, да еще и настолько, что он решил стать одним из режиссеров.

Картина выдержана в нуарных черно-белых тонах с контрастными цветными пятнами отдельных персонажей или связанных с ними деталей — цвет глаз, платья, брызги крови, оружие. На Каннском кинофестивале 2005 года картина получила Гран-при в номинации «За визуальную заостренность».

В основу фильма положены 4 графические новеллы Миллера. «Трудное прощание», в котором герой ищет убийцу девушки, чью смерть хотят повесить на него. «Большая смачная резня» о войне проституток с наемниками. «Тот желтый ублюдок» о полицейском, защищающим девушку от маньяка. «Клиент всегда прав» о безымянном убийце и романтике.

Все истории так или иначе базируются на мести и связаны друг с другом. А уж актерский состав такой, что не посмотреть «Город грехов» – преступление: Брюс Уиллис, Джессика Альба, Бенисио Дель Торо, Рутгер Хауэр, Элайджа Вуд, Микки Рурк.

Занавес разума: «Помутнение» (2006)

Фильм Ричарда Линклейтера «Помутнение» стал для режиссера экспериментом в плане ротоскопирования. Это мультипликационная техника, изобретенная в 1914 году Максом Флейшером, когда отрезок фильма, снятого на камеру, покадрово прорисовывается аниматорами. «Помутнение» полностью выполнено в этой технике. Художники-аниматоры не только прорисовали каждого актера и детали картины, но и дорисовали то, что в условиях реальной съемки снять невозможно — галлюцинации и особое восприятие мира главного персонажа.

В условном недалеком будущем США проблема наркотиков становится настолько острой, что почти превращается в образ жизни — 20% населения крепко сидит на веществе D, которое постепенно разрушает сознание. Отдел по борьбе с наркотрафиком внедряет в среду наркоманов своего человека — Боба Арктора (Киану Ривз). Операция настолько секретная, что даже куратор не знает, как выглядит «крот», а встречаются они в костюмах-калейдоскопах, изменяющих внешность. Арктор начинает употреблять D и скоро получает задание следить за самим собой. И это совсем не кажется ему странным.

Фильм снят по одноименному роману Филипа Дика, а его книги это всегда как минимум занятная диковщина.

Романтичная кинофантазия: «Наука сна» (2006)

Мишель Гондри, режиссер «Науки сна», начинал как клипмейкер – он снял несколько музыкальных видео для Бьорк, Radiohead, The Chemical Brothers, Daft Punk. Клиповое мышление он перенес и в кино. Яркий пример этому — «Наука сна» с его облаками из ваты, машинами и городами из картона, фантастическими морями из целлофана.

Фильм можно условно разделить на две части – реальность и сны Стефана (Гаэль Гарсиа Берналь). Но сам герой частенько путает явь и воображение, запутывая и зрителя в своих немного детских и наивных фантазиях. Стефан знакомится со своей соседкой Стефани (Шарлотта Генсбур), такой же «облачной» мечтательницей, как и он. Это их сближает, но даже для такой девушки инфантильности Стефана оказывается слишком много.

«Наука сна» во многом автобиографичное кино. «Мы снимали фильм в доме, где я жил со своим сыном и его матерью, – рассказывал Гондри. – Мне хотелось исследовать ту историю, которая приключилась со мной 25 лет назад, в 1983 году, когда я был в Париже, и ту, которая была со мной в Нью-Йорке два года назад, так что я соединил их в одну». Можно сказать, что «Наука сна» – это такое милое возвращение в детство, когда весь мир человека – его фантазии, которые он воплощает подручными средствами. Вот только здесь это делает взрослый человек.

Натуральная красота: «Запределье» (2006)

Удивительно красивый фильм Тарсема Сингха в 2007 году получил на Берлинале «Хрустального медведя» как «лучший художественный фильм конкурса для юношества». Главный герой Рой (Ли Пейс) – каскадер, пострадавший во время съемок. У него отнялись ноги, и, коротая время в больнице и пряча собственную боль после ухода любимой девушки, он рассказывает маленькой Александрии (Катинка Унтару) приключенческую сказку о пяти героях, которых списал с окружающих людей и с себя самого. Происходящие с ним события напрямую влияют и на персонажей его истории. А вскоре и Александрия перестает молчать, помогая Рою воспрянуть духом.

Особенность этого фильма в том, что при его создании не использовалась компьютерная графика, хотя, глядя на кадры, в это действительно трудно поверить. Все локации, показанные в картине, существуют на самом деле: «Запределье» снимали четыре года в 18 странах мира.

От первого лица: «Хардкор» (2016)

«Хардкор» – российско-американский проект, снятый Ильей Найшуллером («Никто»). Во время работы над фильмом-шутером использовалась камера GoPro и маска Adventure Mask для съемок от первого лица, разработанная трейсером Сергеем Валяевым, который, кстати, исполнил часть трюков для «Хардкора». Также роль Генри примерили на себя актер Андрей Дементьев, сыгравший еще и Хитрого Дмитрия, несколько каскадеров и сам режиссер.

Сюжет фильма прост и эффекта «вау» не вызывает. Генри просыпается в военно-научной лаборатории и понимает, что из него сделали полукиборга. При этом он ничего не помнит — ни почему стал таким, ни кем был раньше, ни свою жену Эстель (Хейли Беннетт). Не успев опомниться от «воскрешения», он сталкивается с главным злодеем Аканом (Данила Козловский), и весь фильм они бегают друг за другом, соревнуясь, кто прольет больше крови. Здесь главное не сюжет, а то, что зритель видит историю Генри его глазами и только то, что видит он.  

В «Хардкоре», помимо уже перечисленных актеров, задействованы Сергей Шнуров, Равшана Куркова, Шарлто Копли и, на минуточку, Тим Рот.

В стиле постимпрессионизма: «Ван Гог. С любовью, Винсент» (2017)

«Ван Гог. С любовью, Винсент» – уникальный анимационный полнометражный фильм, нарисованный масляными красками на холсте в стиле работ Винсента Ван Гога. Картина создавалась пять лет, и в работе над ней принимали участие 125 художников со всего мира. Они кропотливо отрисовывали в технике Ван Гога каждый кадр — всего их 62 450 штук. Кстати, в состав аниматоров, которых отбирали режиссеры фильма Доротея Кобела и Хью Уэлтман, вошла художница из России – Саша Соколова.

Изначально лента была снята как кино с реальными актерами – Дугласом Бутом, Джошем Бердеттом, Холли Эрл, Робином Ходжессом и другими. И только потом началась перерисовка.

Арман Рулен, сын почтальона и натурщик художника, взялся доставить неотправленное письмо Ван Гога адресату – его брату Тео. Поначалу его не очень-то вдохновляет эта миссия, но чем больше он погружается в мир Ван Гогов, тем сильнее проникается ими. Он узнает, что Тео пережил Винсента всего лишь на полгода, и отправляется к доктору Полю Гаше в Овер-сюр-Уаз, где художник лечился в последние годы жизни незадолго до самоубийства. Или это было убийство? Вот это-то Рулен и пытается выяснить.

Притом что действие фильма происходит почти сразу после смерти Ван Гога, лента больше биографическая и документальная, нежели игровая. В основу сценария легли 800 писем братьев Ван Гогов друг к другу, больше 100 картин и набросков, искусно вплетенных в события на экране. И чем лучше знаешь творчество голландца, тем сильнее погружаешься в кружево фильма. А черно-белые фрагменты-флешбэки из жизни художника плотно опутывают тебя сумасшествием. 

Сюрреализм на максималках: «Бунюэль в лабиринте черепах» (2018)

Для тех, кто интересуется творчеством скандального режиссера-сюрреалиста Луиса Бунюэля, анимационный фильм испанского режиссера Сальвадора Симо «Бунюэль в лабиринте черепах», поставленный по одноименному графическому роману Фермина Солиса, станет настоящей находкой. Он рассказывает о сложном периоде жизни режиссера, когда от него все отвернулись — меценаты, продюсеры, публика и даже его соавтор Сальвадор Дали. Бунюэль впадает в отчаяние, пытаясь найти деньги на свой новый документальный фильм, а когда все же их находит, то отправляется в беднейший регион страны Лас-Урдес. Однако то, что он там снимает и как это делает, повергает в шок даже его съемочную группу.

Сальвадор Симо, решившийся рассказать историю своего соотечественника, придумал интересный ход для картины: он разбавляет анимацию врезками из настоящих фильмов Бунюэля — шокирующих и страшных в своей наготе и правдивости.   

Делай свой выбор: «Мозаика» (2018)

По сюжету мини-сериала «Мозаика» детская писательница и основательница благотворительного фонда «Мозаика» Оливия Лейк (Шэрон Стоун) страдает от творческого кризиса. Она знакомится с двумя мужчинами – художником Джоэлем (Гаррет Хедлунд) и альфонсом Эриком (Фред Уэллер), а потом бесследно исчезает. Трупа нет, доказательств нет, но одного из мужчин все же арестовывают. Через 4 года находят руку Оливии, и ее сестра Петра (Дженнифер Феррин) настаивает на возобновлении расследования.

В сериале Стивена Содерберга несколько сюжетных веток, и зрители могут влиять на ход событий при помощи специального мобильного приложения, выбирая героя и решая, как ему поступить в той или иной ситуации. Из всего этого складывается индивидуальная история и зритель как бы творит свой собственный сюжет, становясь соавтором фильма.

Линия каждого персонажа продумывалась до мельчайших деталей: сценарий занял около 600 страниц. Содерберг признает, что концепция фильма не оригинальна: идея «разветвленного нарратива давно носилась в воздухе», а он лишь оформил ее в конкретный продукт.

К слову сказать, первая попытка создать подобный интерактивный фильм была предпринята в 1960 году чехословацким режиссером Радузом Синчером. Он снял картину «Человек и его дом», где у главного героя сгорает квартира и всю картину он пытается выяснить, что к этому привело. Зрители с помощью красных и зеленых кнопок на креслах могли выбирать, какое действие совершить главному герою. Однако финал был одним, независимо от их выбора, – квартира все равно сгорала.

Фильм без визуала: «Тревожный звонок» (2021)

«Тревожный звонок» Федерика Альвареса – это не совсем кино в привычном смысле слова. Это аудиовизуальный эксперимент, выстроенный на телефонных разговорах. При этом на экране картинки как таковой нет. Вместо нее – гипнотически-абстрактная визуализация диалогов в виде разноцветных линий, диаграмм и волн. Все остальное – воображение зрителя.

В фильме несколько историй, которые на первый взгляд никак друг с другом не связаны: мужчина узнает о беременности подруги и сбегает в пустыню, где за час проходит несколько лет; пилот получает сообщение, что его рейс пару часов назад разбился; женщина звонит сестре и рассказывает, что ее кости ломаются, а кожа плавится прямо в эту минуту.

Все мини-истории окружены фантастическими обстоятельствами, и каждая из них закончена. В финале же происходит твист, и они все схлопываются в одну, вычерчивая смысл всего происходящего. Напряжение, которое копилось по ходу картины (а саспенс здесь выстроен так грамотно, что в какой-то момент ловишь себя на мысли, что боишься собственного телефона, ведь он в любой момент может зазвонить), не уходит в момент кульминации, а еще больше усиливается. Ты ловишь каждое слово последнего разговора, будто от этого зависит жизнь не придуманной экранной киновселенной, а твоей собственной – настоящей и реальной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

8 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

19 часов назад