Кино

Зови меня папой: Неожиданные факты об «Адвокате дьявола»

25 лет назад благородная профессия адвоката приобрела отчетливый демонический оттенок: на экраны вышел культовый триллер «Адвокат дьявола», где Киану Ривз в роли амбициозного юриста устраивается на работу в весьма специфическую контору. Которой рулит магнат Джон Милтон (он же дьявол) в исполнении Аль Пачино. Много воды утекло с тех пор, много фильмов вышло, много персонажей сыграли блестящие голливудские звезды… Но «Адвокат» по-прежнему занимает почетное место в сердцах миллионов благодарных зрителей. Нас – в том числе. Поэтому мы и решили отдать должное бессмертному шедевру, вспомнив несколько любопытных фактов из истории его создания.

Английский поэт – всему голова

«Адвокат дьявола» основан на одноименном романе американца Эндрю Нейдермана, который вышел в 1990 году и стал самой известной его работой. Однако у книги и ее экранизации есть и другой литературный предок, очевидный лишь для тех, кто не понаслышке знаком с мировой классикой. Речь о поэме «Потерянный рай» за авторством английского поэта и философа XVII века Джона Мильтона: это эпический рассказ о грехопадении с участием Адама, Евы, Бога и Сатаны.

Последний, собственно, стал ключевым действующим лицом «Адвоката дьявола» и получил имя самого автора. А запоминающаяся фраза «лучше править в Аду, чем прислуживать на Небесах», которую герой Аль Пачино произносит в финале, напрямую перекочевала из поэмы («лучше быть владыкой Ада, чем слугою Неба» в переводе Аркадия Штейнберга). Творчество Мильтона, кстати, было не единственным источником вдохновения для режиссера Тейлора Хэкфорда: без «Фауста» Гете и «Божественной комедии» Данте мир «Адвоката» оказался бы куда менее проработанным.

Киану Ривз пожертвовал гонораром ради Аль Пачино

Фото: Backgrid.Com/Legion-Media

К 1997 году Киану Ривз прославился благодаря «На гребне волны», «Дракуле», «Скорости» и другим хитам, но единственным кандидатом на роль юриста Кевина Ломакса он не являлся. На нее претендовали Эдвард Нортон, Джон Кьюсак и Кристиан Слэйтер, а режиссер Джоэл Шумахер активно продвигал «Адвоката дьявола» с Брэдом Питтом в центре внимания. Однако ничего в результате не вышло, поскольку не удавалось найти подходящего актера на роль Сатаны. Конечно, Тейлор Хэкфорд мечтал увидеть в этом образе Аль Пачино, но гордый оскароносец отклонял его предложение от 3 до 5 раз (по разным оценкам). Заявляя, что Роберт Редфорд или Шон Коннери справятся с задачей ничуть не хуже.

В итоге костюм Ломакса примерил Киану Ривз, и этому светлому человеку-то мы и обязаны идеальным кастом «Адвоката». Сперва Ривз проигнорировал гонорар $11 млн за сиквел «Скорости» – с пометкой, что не горит желанием сниматься в одних лишь боевиках. А потом урезал зарплату за «Адвоката» примерно на $2 млн, чтобы продюсеры смогли позволить себе подписать Аль Пачино. Да, тот все-таки сменил гнев на милость и согласился приступить к съемкам. А Киану далеко не в последний раз предпочел солидной сумме на банковском счете обычное человеческое понимание и уважение.

В 2000 году он отказался аж от 90% гонорара в пользу ветерана Джина Хэкмена, с которым снимался в спортивной комедии «Дублеры». В 2022-м пожертвовал 70% дохода за «Матрицу: Воскрешение» на благотворительность. А в момент своего звездного часа с «Матрицей» под номером 1 вообще разделил $75 млн между специалистами по костюмам и визуальным эффектам. Кое-кто, правда, считает эти цифры фейковыми, но даже если в реальности речь идет о менее внушительных суммах, ноги подобных историй выросли явно не на пустом месте.

Запуску фильма помогло нашумевшее убийство

В 1994 году бывший спортсмен О. Джей Симпсон был обвинен в убийстве экс-супруги и ее нового партнера. Дело мигом вызвало грандиозный резонанс в обществе, который значительно усилился после того, как Симпсона оправдали. Помимо обвиняемого, центральными фигурами стали его защитники, поэтому неудивительно, что на волне бурных дискуссий слегка увядший проект «Адвоката дьявола» обрел второе дыхание и солидный бюджет $60 млн.

Одновременно картина обзавелась режиссером Хэкфордом, который, конечно, никак не связывал работу над «Адвокатом» с делом Симпсона, однако отрицать параллели между вымышленной и реальной историями было по меньшей мере наивно.

«Мне кажется, подобное часто случается со сценариями, которые какое-то время находятся в разработке, – считает Аль Пачино. – Вы удивляетесь, почему процесс не двигается, а затем вдруг что-то эдакое происходит, и все резко приобретает смысл».

Аль Пачино дьявольски хорошо готовился к роли

Фото: Backgrid.Com/Legion-Media

Аль Пачино всегда отрицал, что его как артиста воспитал Голливуд: он, дескать, выходец из актерской студии Нью-Йорка и верный последователь системы Станиславского. Поэтому и к роли дьявола он решил подойти с максимальной ответственностью.

«Значительная часть подготовки состояла в том, чтобы решить, каким именно дьяволом следует быть, – рассказывал Пачино. – У каждого свои представления о зле и лукавом. Но каков он на самом деле?»

Сперва он посмотрел оскароносную ленту 1941 года «Дьявол и Дэниэл Уэбстер» по мотивам одноименного рассказа Стефена Винсента Бенета. Где бедный фермер продал душу дьяволу, а затем раскаялся и решил разорвать сделку с помощью адвоката по фамилии Уэбстер. Дьявола сыграл Уолтер Хьюстон, отец великого режиссера Джона Хьюстона, и эту роль Пачино счел прямо-таки образцовой.

Вслед за этим он ознакомился с игрой Клода Рейнса в «Ангеле на моем плече» (1946), Джека Николсона в «Иствикских ведьмах» (1987) и Роберта Де Ниро в «Сердце ангела» (1987). Не забыв и о «Потерянном рае» с «Божественной комедией». Но главным источником вдохновения для Пачино по-прежнему оставался Хьюстон, чей образ был осовременен в духе 1990-х с акцентом на инфернальных юридических аспектах.

Известный скульптор подал на авторов фильма в суд

Пока «Адвокат дьявола» собирал приличную кассу, за стартовый уик-энд в октябре 1997-го уступив только слэшеру «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», над репутацией создателей внезапно сгустились тучи. Известный американский скульптор Фредерик Харт выдвинул против Warner Bros. судебный иск, суть которого заключалась в следующем. В квартире Джона Милтона располагалось впечатляющее скульптурное панно, подозрительно похожее на работу Харта Ex Nihilo. Которая, разумеется, являлась объектом авторского права. Более того – украшала фасад Кафедрального собора святых Петра и Павла в Вашингтоне.

Создатели ленты упустили этот факт из виду, поэтому были вынуждены оперативно принимать меры. Ибо судья постановил, что выпуск «Адвоката» на VHS не состоится, пока стороны не придут к соглашению. На кассеты, уже подготовленные к релизу, представители Warner Bros. прилепили специальные наклейки с уведомлением, что между скульптурой из фильма и произведением Харта нет никакой связи. А для последующих копий сцену просто изменили, так что в феврале 1998 года 475 тыс. кассет и DVD-дисков с «Адвокатом дьявола» благополучно хлынули на рынок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад