Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Зови меня папой: Неожиданные факты об «Адвокате дьявола»

Зови меня папой: Неожиданные факты об «Адвокате дьявола»

16 октября 2022 /
Зови меня папой: Неожиданные факты об «Адвокате дьявола»

Щедрость Киану Ривза, нашумевшее убийство и скандал из-за известной скульптуры.

25 лет назад благородная профессия адвоката приобрела отчетливый демонический оттенок: на экраны вышел культовый триллер «Адвокат дьявола», где Киану Ривз в роли амбициозного юриста устраивается на работу в весьма специфическую контору. Которой рулит магнат Джон Милтон (он же дьявол) в исполнении Аль Пачино. Много воды утекло с тех пор, много фильмов вышло, много персонажей сыграли блестящие голливудские звезды… Но «Адвокат» по-прежнему занимает почетное место в сердцах миллионов благодарных зрителей. Нас – в том числе. Поэтому мы и решили отдать должное бессмертному шедевру, вспомнив несколько любопытных фактов из истории его создания.

Английский поэт – всему голова

Кадр из фильма

«Адвокат дьявола» основан на одноименном романе американца Эндрю Нейдермана, который вышел в 1990 году и стал самой известной его работой. Однако у книги и ее экранизации есть и другой литературный предок, очевидный лишь для тех, кто не понаслышке знаком с мировой классикой. Речь о поэме «Потерянный рай» за авторством английского поэта и философа XVII века Джона Мильтона: это эпический рассказ о грехопадении с участием Адама, Евы, Бога и Сатаны.

Последний, собственно, стал ключевым действующим лицом «Адвоката дьявола» и получил имя самого автора. А запоминающаяся фраза «лучше править в Аду, чем прислуживать на Небесах», которую герой Аль Пачино произносит в финале, напрямую перекочевала из поэмы («лучше быть владыкой Ада, чем слугою Неба» в переводе Аркадия Штейнберга). Творчество Мильтона, кстати, было не единственным источником вдохновения для режиссера Тейлора Хэкфорда: без «Фауста» Гете и «Божественной комедии» Данте мир «Адвоката» оказался бы куда менее проработанным.

Киану Ривз пожертвовал гонораром ради Аль Пачино

Аль Пачино
Фото: Backgrid.Com/Legion-Media

К 1997 году Киану Ривз прославился благодаря «На гребне волны», «Дракуле», «Скорости» и другим хитам, но единственным кандидатом на роль юриста Кевина Ломакса он не являлся. На нее претендовали Эдвард Нортон, Джон Кьюсак и Кристиан Слэйтер, а режиссер Джоэл Шумахер активно продвигал «Адвоката дьявола» с Брэдом Питтом в центре внимания. Однако ничего в результате не вышло, поскольку не удавалось найти подходящего актера на роль Сатаны. Конечно, Тейлор Хэкфорд мечтал увидеть в этом образе Аль Пачино, но гордый оскароносец отклонял его предложение от 3 до 5 раз (по разным оценкам). Заявляя, что Роберт Редфорд или Шон Коннери справятся с задачей ничуть не хуже.

Кадр из фильма

В итоге костюм Ломакса примерил Киану Ривз, и этому светлому человеку-то мы и обязаны идеальным кастом «Адвоката». Сперва Ривз проигнорировал гонорар $11 млн за сиквел «Скорости» – с пометкой, что не горит желанием сниматься в одних лишь боевиках. А потом урезал зарплату за «Адвоката» примерно на $2 млн, чтобы продюсеры смогли позволить себе подписать Аль Пачино. Да, тот все-таки сменил гнев на милость и согласился приступить к съемкам. А Киану далеко не в последний раз предпочел солидной сумме на банковском счете обычное человеческое понимание и уважение.

В 2000 году он отказался аж от 90% гонорара в пользу ветерана Джина Хэкмена, с которым снимался в спортивной комедии «Дублеры». В 2022-м пожертвовал 70% дохода за «Матрицу: Воскрешение» на благотворительность. А в момент своего звездного часа с «Матрицей» под номером 1 вообще разделил $75 млн между специалистами по костюмам и визуальным эффектам. Кое-кто, правда, считает эти цифры фейковыми, но даже если в реальности речь идет о менее внушительных суммах, ноги подобных историй выросли явно не на пустом месте.

Запуску фильма помогло нашумевшее убийство

В 1994 году бывший спортсмен О. Джей Симпсон был обвинен в убийстве экс-супруги и ее нового партнера. Дело мигом вызвало грандиозный резонанс в обществе, который значительно усилился после того, как Симпсона оправдали. Помимо обвиняемого, центральными фигурами стали его защитники, поэтому неудивительно, что на волне бурных дискуссий слегка увядший проект «Адвоката дьявола» обрел второе дыхание и солидный бюджет $60 млн.

Одновременно картина обзавелась режиссером Хэкфордом, который, конечно, никак не связывал работу над «Адвокатом» с делом Симпсона, однако отрицать параллели между вымышленной и реальной историями было по меньшей мере наивно.

«Мне кажется, подобное часто случается со сценариями, которые какое-то время находятся в разработке, – считает Аль Пачино. – Вы удивляетесь, почему процесс не двигается, а затем вдруг что-то эдакое происходит, и все резко приобретает смысл».

Аль Пачино дьявольски хорошо готовился к роли

Аль Пачино
Фото: Backgrid.Com/Legion-Media

Аль Пачино всегда отрицал, что его как артиста воспитал Голливуд: он, дескать, выходец из актерской студии Нью-Йорка и верный последователь системы Станиславского. Поэтому и к роли дьявола он решил подойти с максимальной ответственностью.

«Значительная часть подготовки состояла в том, чтобы решить, каким именно дьяволом следует быть, – рассказывал Пачино. – У каждого свои представления о зле и лукавом. Но каков он на самом деле?»

Сперва он посмотрел оскароносную ленту 1941 года «Дьявол и Дэниэл Уэбстер» по мотивам одноименного рассказа Стефена Винсента Бенета. Где бедный фермер продал душу дьяволу, а затем раскаялся и решил разорвать сделку с помощью адвоката по фамилии Уэбстер. Дьявола сыграл Уолтер Хьюстон, отец великого режиссера Джона Хьюстона, и эту роль Пачино счел прямо-таки образцовой.

Вслед за этим он ознакомился с игрой Клода Рейнса в «Ангеле на моем плече» (1946), Джека Николсона в «Иствикских ведьмах» (1987) и Роберта Де Ниро в «Сердце ангела» (1987). Не забыв и о «Потерянном рае» с «Божественной комедией». Но главным источником вдохновения для Пачино по-прежнему оставался Хьюстон, чей образ был осовременен в духе 1990-х с акцентом на инфернальных юридических аспектах.

Известный скульптор подал на авторов фильма в суд

Кадр из фильма

Пока «Адвокат дьявола» собирал приличную кассу, за стартовый уик-энд в октябре 1997-го уступив только слэшеру «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», над репутацией создателей внезапно сгустились тучи. Известный американский скульптор Фредерик Харт выдвинул против Warner Bros. судебный иск, суть которого заключалась в следующем. В квартире Джона Милтона располагалось впечатляющее скульптурное панно, подозрительно похожее на работу Харта Ex Nihilo. Которая, разумеется, являлась объектом авторского права. Более того – украшала фасад Кафедрального собора святых Петра и Павла в Вашингтоне.

Создатели ленты упустили этот факт из виду, поэтому были вынуждены оперативно принимать меры. Ибо судья постановил, что выпуск «Адвоката» на VHS не состоится, пока стороны не придут к соглашению. На кассеты, уже подготовленные к релизу, представители Warner Bros. прилепили специальные наклейки с уведомлением, что между скульптурой из фильма и произведением Харта нет никакой связи. А для последующих копий сцену просто изменили, так что в феврале 1998 года 475 тыс. кассет и DVD-дисков с «Адвокатом дьявола» благополучно хлынули на рынок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: