Врываемся в сентябрь с ведьмами, призраками, дьявольскими кознями и Эдгаром По, бросившим вызов жестокому духу.
22 сентября в российский прокат выйдет сумрачный триллер «Воронья лощина», вдохновленный жизнью и творчеством короля мистики Эдгара Аллана По. Сам писатель здесь фигурирует в качестве основного действующего лица. В начале 1830-х он учился в Вест-Поинтской военной академии, и однажды нелегкая занесла его в глухомань под названием Воронья лощина. Где они с приятелями и наткнулись на обезображенный труп.
Интригует? Еще бы! Вот мы и решили подробнее рассказать вам об этом фильме, а заодно и о нескольких других, тоже изрядно щекочущих нервишки и создающих идеальное осеннее настроение. Причем широкой публике не особо известных – так что обойдемся без «Хеллоуинов» и «Детей кукурузы». Уж не обессудьте.
«Туман» (1980)
Мы обещали не писать про «Хеллоуин» – и мы про него честно не пишем. Но не хотим совсем уж проигнорировать маэстро Джона Карпентера, тем более что его лучшие творения только осенью и стоит смотреть. Да и вообще, что может быть уютнее, чем задернуть шторы, погасить во всей квартире свет, вооружиться чашкой горячего шоколада или чего покрепче, а затем включить старый добрый ужастик из 1980-х? Который, конечно, сейчас вряд ли кого-то всерьез напугает, зато нужную атмосферу обеспечит на порядок лучше однотипных хорроров о жутких домах и демонических детях. Вот, например, «Туман», затесавшийся в творчестве Карпентера между «Элвисом» и «Побегом из Нью-Йорка»: идеальный выбор для просмотра вечером трудного дня!
Это колоритная рыбацкая баллада о призраках погибших моряков, которые тиранят городишко Антонио Бэй в Северной Калифорнии. Выползая из загадочного тумана, что окутывает улицы, будто смертоносная сахарная вата. В этих проклятых краях угораздило застрять автостопщицу Элизабет (Джейми Ли Кертис), и теперь ей предстоит бросить вызов неугомонным духам в компании местных смельчаков. Фильм открывается цитатой упомянутого Эдгара Аллана По и начинается с полуночной страшилки, которую некий старичок рассказывает возле костра развесившим уши детишкам. Одним из них чувствуешь себя до сих пор, пока дед вещает о восставших со дна моря покойничках, а по подворотням Антонио Бэй расплываются ядовитые облака.
«Ведьмы» (2017)
В 2015 году «Ведьма» Роберта Эггерса представила миру талантливую артистку Аню Тейлор-Джой, да и сама по себе стала культовым явлением в среде фанатов постхорроров. А в 2017-м безвестный австриец Лукас Файгелфелд выпустил фильм с похожим названием, который прокатился по фестивалям и порадовал критиков, но со временем позабылся. Срочно исправляем вопиющую несправедливость и сообщаем: «Ведьмы» существуют!
Эта мрачная лента, затерянная в туманных лесах и окутанная дарк-эмбиентом греческой группы MMMD, напоминает о предрассудках кровавого Средневековья. Когда женщин обвиняли в ведовстве за красивые глаза, хороший урожай или внезапное исцеление от хвори. Здесь колдовские ярлыки вешают на пастушку Альбрун с матерью. Однажды мать умирает, а девушка продолжает жить в изоляции, сохраняя социальную дистанцию задолго до того, как это стало мейнстримом. Но вредные дядьки и тетки не дают ей мирно заниматься хозяйством, вот Альбрун и заигрывает с темными материями. Разумеется, на фоне чрезвычайно меланхоличных пейзажей, от одного вида которых кожу щекочет отрезвляющий холодок.
«Ноябрь» (2017)
Причудливая открытка из Эстонии для тех, кто не ищет легких путей: завораживающая мистика о глухой деревеньке конца XIX века, где творится всякая чертовщина. По улицам привидения шастают. Девицы к ведьме за советом приходят. А жители продают души дьяволу, чтобы тот оживил сконструированных ими чудиков, так называемых краттов, для последующего использования в сельскохозяйственных нуждах. Это существа из эстонской мифологии, созданные из сена, палок и бытовых орудий (голову заменяет черепушка). Причем кратты – те еще трудоголики: если не загрузить их работой, могут и шею свернуть.
Шанс прикоснуться к диковинному фольклору, широкой публике совершенно не известному, можно считать отличной рекомендацией для этого фильма, где дьявольские козни выглядят одновременно пугающе и комично, а угрюмая атмосфера пасторального хоррора сдобрена ироничными комментариями о человеческой жадности и хитрости. Лукавого, например, легко обмануть, вместо крови подписав контракт соком черной смородины. А чума мигом отступит, стоит натянуть на голову штаны. В общем, если вы полагали, что на своем веку повидали немало странных картин, «Ноябрь» быстро заставит вас изменить показания.
«Оленьи рога» (2021)
За 13 лет режиссерской карьеры американец Скотт Купер проделал впечатляющую эволюцию: от кантри-мелодрамы с Джеффом Бриджесом и триллера с Джонни Деппом к вестерну с Кристианом Бэйлом и, наконец, классическому хоррору о сверхъестественном. В основе «Оленьих рогов» – городская легенда о вендиго, кровожадном индейском духе, который обитает в лесах США и Канады, переселяется в разные тела, подчиняя носителей своей воле, и предпочитает на десерт человеческую плоть. С таким существом и сталкивается мальчик Лукас (Джереми Т. Томас). Его учительница (Кери Рассел), правда, об этом не подозревает и пытается найти странному поведению паренька разумное объяснение.
В январе следующего года режиссер Купер выпустит триллер «Всевидящее око», где бородатый Бэйл сыграл детектива, а Гарри Меллинг, он же – Дадли Дурсль, внезапно исполнил роль Эдгара Аллана По. Дабы скоротать время в ожидании этой многообещающей картины и проникнуться тревожным осенним настроением, можно смело включать «Оленьи рога». Хмурый, промозглый, до костей продувающий фильм об ужасах орегонского захолустья, жители которого давно забыли, как выглядит солнце. Ну зато вид и запах крови им прекрасно известен: древнее зло орудует без выходных и перерывов на обед.
«Воронья лощина» (2022)
Как вы помните, молодой кадет Эдгар По (Уильям Моусли) проезжал через Воронью лощину и обнаружил юношу бледного со взглядом потухшим и рваной раной на груди. Еще и распятого на дыбе. Они с товарищами попытались обсудить этот инцидент с местными, но те будто сговорились: отворачиваются да отнекиваются. Погибшего они не знали, ничего особенного в лощине не происходит, а незваным гостям лучше бы убраться подобру-поздорову. Естественно, любопытного По подобная реакция лишь заинтриговала. Равно как и тайна, притаившаяся в глазах печальной красавицы Шарлотты (Мелани Занетти). Вот он и решил задержаться, чтобы убийство расследовать, а заодно и с Шарлоттой поближе познакомиться.
Существует несметное количество фильмов и сериалов, так или иначе связанных с жизнью и творчеством По. От немой короткометражки классика Дэвида Уорка Гриффита (1909) до «Ворона» (2012) с Джоном Кьюсаком в роли Эдгара Аллана и «Падения дома Ашеров», над которым сейчас трудится Майк Флэнеган. Конечно, далеко не все эти произведения можно и нужно смотреть. Тем удивительнее, что «Воронья лощина» оказалась не бледной копией понятно какой ленты Тима Бертона, а вполне самодостаточной и чертовски атмосферной картиной о кошмарах американской глубинки.
Режиссер и сценарист Кристофер Хэттон, ранее запятнавший карму зомби-боевиком «Битва проклятых» с Дольфом Лундгреном, сполна реабилитировался за счет вымышленного, но довольно убедительного эпизода из жизни По. Который столкнулся с ужасом, летящим на крыльях ночи, а затем взялся за перо, чтобы выплеснуть свои впечатления на бумагу. Доподлинно неизвестно, каким бюджетом может похвастаться «Воронья лощина», но едва ли там обнаружатся сумасшедшие цифры. Тем приятнее, что авторы почти на голом энтузиазме создали увлекательный готический хоррор с кровищей, расчлененкой, свиньями-людоедами и мрачной романтикой, после просмотра которого в шелесте листьев под ногами неизбежно послышится дьявольский шепоток.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: