Кино

Зло под елкой: Атмосферные хорроры для зимних каникул

Этот материал посвящается всем, у кого в печенках сидит засилье рождественских ромкомов, сентиментальных мелодрам и придурковатых комедий (классических и современных). К вашим услугам – 7 атмосферных зимних хорроров, зрителей которых под елочкой поджидают не подарки в пестрой обертке, а коварные маньяки и жуткие сверхъестественные твари.

«Черное Рождество» (1974)

Культовая картина, о существовании которой молодежи в 2019 году напомнил бесхребетный ремейк с Имоджен Путс (еще была версия 2006-го). В основе – городские легенды 1960-х и реальная история убийств, имевших место в Монреале 1940-х в разгар праздничного сезона. По сути, эдакий «Хэллоуин», только с рождественской атмосферой и за 4 года до выхода шедевра Джона Карпентера.

Субъективная камера глазами маньяка-вуайериста подглядывает за студентками. Сначала злыдень нашептывает гадости в телефонную трубку, а затем устраивает резню в женском общежитии. Главную роль, что примечательно, исполнила звезда «Ромео и Джульетты» Оливия Хасси – «Черное Рождество» стал ее первым серьезным проектом после шедевра Франко Дзеффирелли. А режиссером являлся Боб Кларк, который в 1983 году снимет абсолютно невинную «Рождественскую историю».

«Снеговик» (1997)

Фильм открывается детской сказочкой, которой заботливый дядюшка потчует развесившего уши ребенка. Ее герой – неуловимый маньяк по имени Джек Фрост. Он тайфуном проносился по разным городам и штатам и демонстрировал чудеса изобретательности. Например, упаковывал кусочки тел в коробки с пирогами. В конце концов его поймали, осудили и приговорили к смерти. По пути на казнь изверг попытался сбежать, но подвергся любопытной физической трансформации и превратился… в снеговика.

Творение режиссера Майкла Куни, который в свободное от съемок дешевых ужастиков время промышлял написанием детских книжек, традиционно причисляют к образцовому плохому кино. Никакущая игра актеров, на коленке сделанные спецэффекты, кретинский монтаж… В общем, рейтинг 7% на Rotten Tomatoes говорит сам за себя. Однако это, как ни странно, вполне эффектный привет из славной эпохи VHS, по атмосфере близкий к «Твин Пикс». У всех маленьких городков свои тайны. Здесь они тоже имеются. Как и демонические сущности с морковкой вместо носа и сосульками вместо клыков.

«Кровавый Санта» (2010)

Колоритный голландский хоррор о том, как Санта Клаус, он же – Святой Николай, лютовал в заснеженном Амстердаме. Причем для объяснения его зверств режиссер и сценарист Дик Мас целую предысторию выдумал. В конце XV века слетевший с катушек экс-епископ Николай устроил резню в мирной деревушке, но в итоге был застигнут врасплох на корабле и сожжен заживо. А спустя столетия вернулся в образе зловещего призрака.

Дальше – по классике. Истошные вопли, суетливая беготня, кровавые узоры на снегу. При бюджете в 4 миллиона евро особо не разгуляешься, но Мас сделал все, что называется, дешево и сердито. Еще и открытую концовку присобачил. С намеком на сиквел, который мы, скорее всего, никогда не увидим (а жаль). Кстати, во время промо-кампании «Санты» обеспокоенные родители подали на Маса в суд, поскольку постер фильма порочил в глазах невинных детей светлый образ доброго волшебника. Но разглядеть его лицо на плакате оказалось невозможно, а потому и жалоба была признана необоснованной.

«Крампус» (2015)

Объективно – одна из лучших рождественских страшилок, созданная талантливым ремесленником Майклом Догерти. На заре карьеры он снял симпатичный хэллоуиновский альманах «Кошелек или жизнь» (2007) и постепенно дослужился до блокбастера «Годзилла 2: Король монстров» (2019) стоимостью в $170 млн. Между этими лентами как раз и затесался «Крампус», исчерпывающее напоминание о том, что происходит под конец года с непослушными детьми (и их родителями).

Спойлер: получают они отнюдь не кусок угля. Скорее пинок копытами или тычок под ребра рогами. «Крампус» стартует как эдакая пост-хоррор-версия «Нечто». Звезда «Реинкарнации» Тони Коллетт оказывается в изоляции в занесенном снегом коттедже вместе с мужем (Адам Скотт) и детьми. Нарастает тревожность. Обостряется клаустофобия. А потом и вовсе начинается инфернальная катавасия в духе Джеймса Вана: солирует-то Крампус, но на бэк-вокале к нему присоединяются и прочие фантастические твари. Ударная концовка в качестве вишенки на торте прилагается.

«Рождественские страшилки» (2015)

Прелестный сборник жутковатых новогодних побасенок. Можно смотреть по штуке в день, все равно что страшную сказку перед сном послушать. А можно проглотить залпом, благо пролетает это мракобесие легко и непринужденно. В одной новелле школьники расследуют загадочные убийства и сталкиваются с призраком. В другой офицер полиции с домочадцами отправляется в лес за елкой, а по возвращении обнаруживает вместо сына подменыша. В третьей на членов семьи, не отличавшихся примерным поведением, нападает кровожадный Крампус (куда без него).

В довершение всего брутальный Санта с разрезающим лоб бандитским шрамом противостоит зомби-эльфам, орудуя посохом не хуже самого Гэндальфа. А своеобразным связующим звеном является диджей в исполнении Уильяма Шетнера, капитана Кирка из франшизы «Стартрек», который с мрачным сарказмом комментирует происходящее и накачивается чем-то похлеще рождественского пунша. Премилый в целом винегрет получается – атмосферный, увлекательный и бодрящий, как спонтанная атака снежками от соседской детворы.

«Смотри по сторонам» (2016)

На редкость кровавый и на удивление праздничный аттракцион из серии «не один дома». Родители подростка Люка (Леви Миллер) уезжают, а он остается куковать с нянечкой. Впрочем, та няня – весьма привлекательная блондинка (Оливия ДеДжонг), и парень не имеет ничего против уединения в ее компании. По крайней мере, до тех пор, пока вокруг не начинает твориться сущая чертовщина. Телефонные звонки, выбитые стекла, настежь распахнутые двери… Сразу ясноскучать в это Рождество не придется.

А потом фильм выкидывает любопытный твист. Не шьямалановский, конечно. Для кого-то, может, вообще предсказуемый. Но он переводит «Смотри по сторонам» в совершенно иное измерение и придает всему этому безумию в рождественских свитерах поистине дьявольское очарование. Юмор, кстати, тоже убойный. Да и меткие второплановые роли оказались важными ингредиентами во взрывном коктейле: встречайте Эда Оксенбульда из «Визита» (к слову о Шьямалане) и Дэйкера Монтгомери из «Очень странных дел».

«Анна и апокалипсис» (2017)

Рождество и зомби – не самое, признаться, тривиальное сочетание. Во всяком случае, куда менее тривиальное, чем Рождество и злобные доппельгангеры Санты. Девушка Анна (Элла Хант) отказывается поступать в университет, намереваясь свалить из шотландского городка в Австралию. Ее отношения с отцом трещат по швам, да и у сверстников из ее окружения проблем хватает. Обычных, вполне человеческих. Но все они отступают на второй план, когда ни с того ни с сего начинается зомби-апокалипсис.

В первые двадцать минут фильм беспощадно топит зрителя в сладкой патоке. Глаза рябит от украшающих школьные коридоры гирлянд, а песни и пляски создают гипертрофированно радостную, навязчиво оптимистичную атмосферу. Да, забыли упомянуть, что «Анна и апокалипсис» – это мюзикл. Но скоро все оборачивается кровавым сумасшествием с проломленными черепами, отрезанными головами и ордой ходячих мертвецов, жаждущих полакомиться человечинкой. Еще, кстати, здесь потрясающе стильные финальные титры – не оторваться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

20 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад