2 августа – важная дата для поклонников хорроров. Именно в этот день 85 лет назад родился Уэс Крэйвен, подаривший нам сразу несколько долгоиграющих франшиз. И если «Кошмар на улице Вязов» в конце концов угас, то «Крик» успешно доят и по сей день. Но эти две серии мы сегодня оставим за скобками. И вспомним прочие, ничуть не менее примечательные ужасы Крэйвена, до сих пор способные напугать и превосходно развлечь.
Две девицы направляются на рок-концерт. Параллельно из кутузки сбегает шайка отпетых уголовников. Вскоре пути девиц и уголовников пересекаются, поскольку первые решают прикупить курева и натыкаются на вторых (лишнее напоминание, детки, что наркотики – фу). За этим следует шокирующе натуралистичный сеанс надругательств, но настоящая кровавая баня начинается в тот момент, когда уголовники останавливаются в доме одной из девушек. А ее родители узнают о злодеянии и готовятся мстить.
На заре 1970-х «Последний дом слева» выглядел столь вопиюще откровенным, что даже рекламная кампания строилась на постерах с дружеским советом: keep repeating, it’s only a movie. Ужасы творятся не где-то в далеком дремучем лесу, а по соседству, за углом, что придает им жуткую будничность и тревожность. Крэйвен признавался, что его отчасти вдохновили жестокие кадры, мелькавшие в хрониках вьетнамской войны: в новостях, дескать, насилие допускалось, а в игровое кино почему-то не проникало. То есть не проникало в том объеме, что казался Уэсу уместным. Неудивительно, что фильм сплошь и рядом цензурировали да запрещали. В Великобритании, например, полная версия вышла только в 2008 году.
По большинству параметров «У холмов есть глаза» от «Последнего дома слева» существенно отличается. Но и схожи эти фильмы во многом. Прежде всего, роднит их зачин. В «Холмах» какие-то люди тоже куда-то едут и оказываются совсем не там, где планировали. Если конкретнее – мирное семейство едет в отпуск и решает срезать путь через пустоши. И ведь невдомек бедолагам, что в землях этих поселилось зло. Сотворенное самим человеком: американские военные проводили здесь испытания, и обычные шахтеры в результате превратились в кровожадных мутантов-каннибалов.
Сперва, конечно, каннибалы туристов зверски тиранят. Но и туристы дают им отпор, что теоретически может вызвать вопрос: и кто тут монстр на самом деле (сравните с мясной развязкой и финальным стоп-кадром в «Последнем доме слева»). В целом кино предельно мрачное и беспросветное: дискомфорт обеспечивают не столько убийства, сколько атмосфера выжженного захолустья. Как бы громко ты ни вопил, помощи ждать неоткуда. В отличном ремейке Александра Ажа 2006 года противостояние местных и понаехавших взорвалось фейерверком изощренного ультранасилия, хотя вторые части – что в XX веке, что в XXI-м – вышли не пришей кобыле хвост. А реанимировать эту серию пока никому в голову не пришло. Оно и к лучшему, пожалуй.
А вот одна из самых изобретательных картин Уэса Крэйвена, основанная на романе канадского писателя и антрополога Уэйда Дэвиса. Интригующее название объясняется уже в эпиграфе: «Согласно легендам вуду, змея – это символ Земли, радуга – это символ Небес, и все живые существа должны жить и умирать между ними. Но человек, обладая душой, может оказаться в ужасной ловушке, где смерть – лишь начало». Иными словами, перед нами прелюбопытнейший фильм о зомби, действие которого разворачивается на Гаити. Антрополог из Гарварда с идеальной прической Билла Пуллмана летит туда по заданию фармацевтической компании, чтобы добыть порошок, якобы способный оживлять мертвецов. Но некоторые тайны лучше не раскапывать: с древней магией шутки плохи.
Порошок этот работает следующим образом. Человек его вдыхает и вроде как умирает. По факту же он живее всех живых – и видит, чувствует. Человека хоронят, но его тело в любой момент можно извлечь и заставить служить владельцу порошка. А душа человека запирается в специальном сосуде. Подобными практиками промышляет гаитянский диктатор, ну а наш антрополог бросает ему вызов, пытаясь одновременно не поехать кукушечкой. Во сне его терзают кошмары, наяву – угрозы, периодически диктатор кого-то пытает, а по улицам расхаживают воскресшие граждане: welcome to my nightmare, как пел незабвенный Элис Купер. И почему в мире так мало хороших фильмов про вуду? Тема-то благодатная. Кстати, первая монтажная сборка «Змея и радуги» шла почти три часа. Режиссерская версия мечты.
13-летний паренек в компании взрослых подельников вламывается в загадочный особняк. Он хочет разжиться деньжатами, чтобы их с семьей не выселили из-за просроченной оплаты за жилплощадь. В особняке на взломщиков сперва нападает злющий ротвейлер, а затем и кое-что похлеще обнаруживается: странные твари из подвала, которых хлебом не корми, а корми человечинкой. В общем, выбраться наружу оказывается гораздо сложнее, чем проникнуть внутрь.
Концепция дома-мышеловки продумана на загляденье. Никогда заранее не знаешь, что подстерегает тебя в очередном потаенном уголке, – а особняк ими набит под завязку. Скрежещущая музыка Дона Пика смычком пиликает по натянутым нервам, а за дьявольские козни отвечает сладкая парочка из «Твин Пикс» – Уэнди Роби и Эверет МакГилл (Надин и Эд Херли). Первая кормит собачку отрубленными кистями, а второй облачается в кожаный костюм с заклепками, носится по коридорам с дробовиком и рычит: «Плохим девчонкам дорога в ад!». В кадре при этом ничего сверхъестественного: реальность бывает безумнее самых диких фантазий.
Завершим любовное послание Уэсу Крэйвену все же на сверхъестественной ноте. В нулевых фильмы про оборотней цвели и пахли, чему и «Другой мир» способствовал, и «Ван Хельсинг», и «Сумерки» пресловутые. Появлялись и более авторские картины – типа «Оборотня» из Канады (в оригинале Ginger Snaps), который в целую трилогию вылился. «Оборотней» Уэса Крэйвена выдающимся авторским творением не назовешь, мягко говоря: это сборная солянка штампов с бюджетом под $100 млн, где брата с сестрой (Джесси Айзенберг, Кристина Риччи) после автомобильной аварии кусает нечто мохнатое и клыкастое, а вскоре и сами они начинают в мохнатое-клыкастое превращаться. Но спустя без малого двадцать лет дурашливое обаяние «Оборотней» радует несказанно.
Конечно, в 1980-х был «Волчонок», где Майкл Дж. Фокс играл школьника-оборотня. Но теперь его сыграл вечный задрот Айзенберг, чей персонаж решает с помощью приобретенных навыков задать жару хулигану и окрутить даму сердца. Ну а героиня Риччи, работающая в шоу-бизнесе (прилагается чудное камео Скотта Байо из «Чарльза в ответе»), как бы с парнем встречается, но подозревает при этом, что парень что-то эдакое скрывает. Нестрашная, но такая приятная зубастая романтика при свете полной луны – невозможно сопротивляться. А еще даже тут внезапно сквозят линчевские интонации, поскольку злополучная авария происходит – где бы вы думали? – на «Малхолланд Драйв»! У Крэйвена с Линчем, собственно, куда больше общего, чем такие вот отсылочки и пасхалочки. Но это уже совсем другая история.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…