К премьере семейной комедии «Легенды Орленка», герои которой приехали в детский лагерь и неожиданно оказались в центре древнего противостояния сил зла и добра, рассказываем о 15 фильмах про летние каникулы. Оставим за скобками многочисленные «лагерные» фильмы ужасов – от «Пятницы, 13-го» до «С.С.Д.» – о них в прошлом году напомнил сериал «Пищеблок», и сконцентрируемся исключительно на хорошем.
Директор лагеря, товарищ Дынин (Евгений Евстигнеев), отчислил пионера Костю Иночкина (будущий неуловимый мститель Данька, Виктор Косых) за то, что тот нарушил запрет и переплыл реку. Мальчик боится, что огорчит бабушку и она умрет, а потому тайно живет под трибуной в центре лагеря, подкармливаемый друзьями. Но что делать, когда на родительский день приедет бабушка?
Легендарная комедия, растащенная на цитаты, главная из которых, конечно: «А чё это вы тут делаете, а?» Дебютный полный метр Элема Климова, снявшего впоследствии шедевральные и максимально тяжелые «Агонию» и «Иди и смотри», стал хлесткой сатирой на советский формализм, так что удивительно, что его вообще выпустили на экраны. Спустя более полувека остается все таким же смешным и, самое печальное, во многом актуальным.
1930-е. В поместье графов Карагаевых в Подмосковье расположился пионерский лагерь. Воображение пионеров будоражит легенда о спрятанном в окрестностях кладе с уникальным бриллиантом. А еще – поиски двух сбежавших мальчишек и убийство местного крестьянина. Группа пионеров во главе с Мишей Поляковым, увлекшись поисками и расследованием преступления, вскоре понимает, что клад действительно есть…
Экранизация одноименной повести Анатолия Рыбакова, которая входит в трилогию про Мишу Полякова – «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел», – одну из самых увлекательных приключенческих серий книг для детей, написанных в советские годы. Мишу сыграл Сергей Шевкуненко, знакомый многим по схожему по теме фильму «Пропавшая экспедиция» и сгубивший свою жизнь и карьеру в 1990-е, реально преступив закон.
Как и в «Бронзовой птице», дети отдыхают летом в пионерском лагере, организованном в бывшей усадьбе. Вожатым в лагере работает скульптор Сергей Борисович, или просто Сережа (Сергей Шакуров). На его глазах разворачивается настоящая любовная драма: Митя Лопухин (Борис Токарев) по уши влюбился в свою одноклассницу Лену Ерголину (Татьяна Друбич), а по нему сохнет Соня Загремухина (Ирина Малышева). Признаться в чувствах никто не решается, но этому помогают репетиции спектакля по пьесе Лермонтова «Маскарад».
Пожалуй, самый лиричный и трогательный фильм Сергея Соловьева, подаривший нам, помимо прочего, чудесную Татьяну Друбич. Пионерский лагерь как место, где подростки едва ли не впервые оказываются самостоятельными людьми, оторванными от родителей, дает толчок к пробуждению первой любви.
В пионерском лагере «Спартак» на Черном море вместе с обычными советскими детьми отдыхает юный принц Дэлихьяр из Джунгахоры. Туда его отправил старший брат – король этой (вымышленной) восточной страны, который счел, что мальчику будет совсем не лишним оказаться среди сверстников и почувствовать, каково это – когда ты такой, как все.
Еще одна экранизация популярной советской книги для детей. На этот раз одноименной повести Льва Кассиля, автора «Кондуита и Швамбрании». За смену в лагере избалованный мальчишка, не знавший, что такое «нельзя», всерьез пересматривает жизненные приоритеты и обнаруживает, что ничем не лучше, а во многом хуже ребят, которые его окружают.
Иван Ковалев планировал заняться подготовкой к поступлению в институт во время работы пионервожатым в лагере, но вскоре понимает, что напрасно думал, что у него будет масса свободного времени. Подопечные его не слушаются и совершенно отбились от рук. Более того, сбегают в лес, за что могут быть отчислены и отправлены домой. Ивану необходимо бросить все дела и заработать у ребят авторитет…
Своего рода идейное продолжение «Усатого няня» (1977), где герой Сергея Проханова перед армией пытался усмирить взвод шебутных дошкольников, а теперь взялся за ребят постарше. Помимо курса молодого бойца, то есть молодого педагога, с которым стоит ознакомиться любому, кто думает о летней подработке в лагере, эта музыкальная комедия памятна саундтреком из песен Владимира Шаинского – «Картошка», «Золотая рыбка», «Между нами, дикарями, говоря», «У похода есть начало, а конца походу нет», «Где живешь ты на свете?» и др. – родных для каждого, кто провел 1980-е в пионерских лагерях.
Павел Антонов руководит не простым пионерским лагерем. В его ведении – спортивно-трудовой лагерь для «трудных» подростков, многие из которых в шаге от тюрьмы, да и то лишь в силу несовершеннолетнего возраста. Они живут в палатках, занимаются прополкой и другими общественно полезными делами, и Антонов изо всех сил пытается достучаться до этих не знавших никогда доброго отношения парней, социализировать и не дать скатиться по наклонной. А это очень непросто!
Третья работа безмерно талантливой и трагически ушедшей в возрасте 42 лет Динары Асановой в ее цикле фильмов о подростках, первыми в котором были «Не болит голова у дятла» (1975) и «Ключ без права передачи» (1976). В роли Антонова снялся Валерий Приемыхов, также ушедший очень рано. Оба получили за фильм Государственную премию. Асанова – посмертно.
Алеша Сидоров – просто чудо, а не мальчик. Круглый отличник, ходит в кружок юннатов, организовал в школе музей следопытов, рисует, пишет стихи… Но вот с фамилией ему не повезло. Родители отправили его в пионерский лагерь, где все с содроганием ждали приезда жуткого хулигана Сидорова и решили, что Алеша – тот самый негодяй. И любой его поступок воспринимался исключительно как нарушение дисциплины… Пока однажды в лагерь не приехал тот самый обещанный хулиган.
Сидорова сыграл 12-летний Владислав Галкин, за два года до этого дебютировавший в кино ролью Гекльберри Финна в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна». И хотя, честно говоря, Галкин с трудом воспринимается в роли столь примерного мальчика (скорее уж хулигана), наверное, такая задача и стояла. А еще тут в роли директора лагеря – Сергей Арцибашев, будущий Дикий прапор из бессмертного «ДМБ».
Закадычные друзья Петров (Дмитрий Барков) и Васечкин (Егор Дружинин) едут на лето в пионерский лагерь, где с Васечкиным случается ровно то же самое, что за год до него с героем фильма «Этот негодяй Сидоров». Активисты лагеря ждут прибытия злостного хулигана по кличке Гусь и почему-то решают, что Васечкин – это он и есть. Васечкин сначала веселится, а потом безуспешно пытается доказать, что вышла ошибка. Когда же с приездом настоящего Гуся все встает на свои места, мечтатель Васечкин открывает для себя Сервантеса и решает, что, подобно Дон Кихоту, будет совершать подвиги во имя своей дамы сердца – Маши Старцевой (Инга Ильм). Вот только подвиги все больше походят на хулиганство…
Продолжение истории двух друзей, начатой годом ранее в «Приключениях Петрова и Васечкина, обыкновенных и невероятных» – одного из самых популярных в 1980-е советских фильмов для детей. Если в первой части сюжет строился вокруг пьесы Шекспира «Укрощение строптивой», то во второй – вокруг пьесы Гоголя «Ревизор» и романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Фильмы были настолько любимы, что их показывали каждые каникулы, а аудиоадаптация с многочисленными песнями вышла на грампластинках.
Юная Фрэнсис (Дженнифер Грей), которую все называют Бэби, приезжает на лето с родителями и сестрой в чопорный старомодный пансионат. Добрая неиспорченная девушка из обеспеченной семьи случайно обнаруживает для себя, что мир не так прост и приветлив, как ей казалось, когда знакомится с молодыми людьми из обслуживающего персонала. Среди них – танцор Джонни (Патрик Суэйзи), подрабатывающий там учителем танцев. Бэби становится его ученицей, и между ними вспыхивает любовь.
По правде говоря, этот фильм не совсем про лагерь, хотя разница столь мала, что показалась несущественной. По сути, здесь тоже куча правил, а вместо вожатых – родители и администрация пансионата. Ну и главная героиня всего на пару лет старше, чем, например, Лена Ерголина из «Ста дней после детства». В остальном все то же – первые взрослые решения, первая любовь и постижение несовершенства мира. А музыка из фильма стала классикой песен о любви, и едва ли найдется девушка, которая не мечтала так же, как Бэби в финале, разбежаться, прыгнуть и быть поднятой на крепких руках.
У Гомеса и Мортиши Аддамс родился сынишка. Их старшим детям, непоседам Уэнсдэй и Пагсли, не дает покоя Дебби, которую родители наняли присматривать за инфантильным дядей Фестером. Сестре и брату кажется, что та намеревается охмурить доверчивого дядю, чтобы завладеть его огромным состоянием. Гомес не верит подозрениям дочери и отправляет юных следопытов в летний лагерь, где Аддамсы дают огня в прямом и переносном смысле.
Шедевр Барри Зонненфельда, продолжение «Семейки Аддамс» (1991), давно стал классикой черного юмора и, как и «Грязные танцы», в представлениях не нуждается. Смотреть смешно даже по десятому разу, хотя, конечно, встретиться с такими детишками в реальности никто бы не захотел. Если вздумаете пересмотреть, рекомендуем легендарный перевод Алексея Михалева.
Очередной парафраз «Принца и нищего». Встретившись в летнем лагере, куда Хэлли приехала из Калифорнии, а Энни из Лондона, девочки узнают, что они близняшки, просто их родители развелись и разделили между собой, скрыв сам факт существования зеркальной копии. Сестры, повоевав немного, подружились и решили помирить родителей. А для осуществления своего плана поменялись местами.
Этот фильм мы думали включить в сборку картин, где актеры сыграли двух и более героев, но не стали, поскольку Хэлли и Энни слишком похожи, чтобы создать трудности для сыгравшей их обеих Линдси Лохан. Впрочем, фильм оставляет умильное впечатление – Лохан была не только обаятельной, но и талантливой уже тогда. И тем грустнее сознавать, какой потенциал был загублен.
Август 1981 года. Последний день в летнем лагере где-то в штате Мэн. Дети еще здесь, но вожатым и даже директору лагеря на них, кажется, наплевать. Их словно опоили любовным зельем – сексуальное напряжение приобрело осязаемые формы. Взрослые ушли в отрыв, словно решив оттянуться напоследок.
Если не знать, что сел смотреть, можно сойти с ума. Что вообще происходит на экране? Алкоголь, наркотики, секс… Помимо сцены, в которой страстно сосутся Пол Радд и Элизабет Бэнкс, здесь есть сцена, в которой юный, с трудом узнаваемый Брэдли Купер занимается сексом… с другим парнем. Причем занимает пассивную позицию. На самом деле фильм – не что иное, как пародия на многочисленные секс-комедии. Хотя тот же Купер, наверное, все равно хотел бы, чтобы об этой его работе никто не вспоминал.
Ветеран Чечни и бывший мент Евгений Кольцов (Дмитрий Дюжев) оказался на зоне за убийство коллеги по неосторожности. Там ему не жить, даже несмотря на покровительство матерого рецидивиста Сумрака (Сергей Безруков), которого прикрыть коллегу попросил начальник тюрьмы (Владимир Меньшов). Доходит до бунта, в процессе которого невольным подельникам приходится бежать. Боевой друг Кольцова прячет его и Сумрака в пионерлагере «Юнга», где как раз не хватало вожатых.
Один из главных хитов нулевых, комедия Игоря Зайцева запомнилась воссоединением звезд «Бригады» Безрукова и Дюжева, довольно удачно сыгравших контрастную парочку из вора и милиционера, и на удивление пристойным юмором с прицелом скорее на Гайдая, нежели Comedy Club. Конечно, дети здесь второстепенны, но атмосфера лагеря передана отлично.
1960-е. Сирота Сэм и дикарка Сьюзи полюбили друг друга и решили сбежать из лагеря бойскаутов, расположившегося на одном из островов Новой Англии. Юные влюбленные мечтают найти уединенное место, где смогут жить вместе. Их ищут и, конечно, находят. И ничего хорошего обоих не ждет. Особенно Сэма, которому грозит интернат. Но те, кто вчера задирал беглецов, неожиданно встают на их сторону и помогают…
Невероятно трогательный и романтичный фильм Уэса Андерсона с целым букетом звезд (Эдвард Нортон, Брюс Уиллис, Билл Мюррей, Фрэнсис МакДорманд, Харви Кейтель). Хотя первую скрипку здесь играют все же дети. Особенно интересно обнаружить, что пионеры и бойскауты – по крайней мере, тогда – мало чем отличались друг от друга, и, кажется, что-то подобное могли бы снять и у нас.
1979 год. Лучшие друзья, Мишка (Семен Трескунов) и Димка (Егор Клинаев), вместе с Ленкой (Анфиса Вистингаузен), в которую влюблены оба, едут на море в пионерский лагерь. Димка ссорится с Ленкой, и Мишка, воспользовавшись моментом, вставляет в постановку «Ромео и Джульетты», где играют все трое, собственное признание в любви. Это лето вообще выдалось для троицы богатым на приключения. Помимо шекспировских страстей, им выпало забрести в катакомбы и оказаться в центре криминальной истории с похищением драгоценностей.
Сиквел фильма Александра Карпиловского «Частное пионерское» (2013), где впервые появилась троица, как и оригинал, явно вдохновлен «Петровым и Васечкиным», с которым тут немало перекличек. В картине чувствуется нехватка бюджета, да и по музыкальности она не идет ни в какое сравнение с работами Владимира Аленикова, но это все равно одна из лучших современных лент для детей. Кстати, есть еще и заключительная третья часть с говорящим названием «Привет, взрослая жизнь!». Ставшая последней большой работой трагически погибшего Егора Клинаева.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…