Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Кино > Победа по всем фронтам: 10 военных фильмов, получивших призы на главных фестивалях

Победа по всем фронтам: 10 военных фильмов, получивших призы на главных фестивалях

8 мая 2020 /
Победа по всем фронтам: 10 военных фильмов, получивших призы на главных фестивалях

Когда главные мировые киносмотры перенесены, а парад по случаю 75-летия Великой Победы состоится лишь в воздухе, мы вспоминаем былое.

«КиноРепортер» объединил две прекрасные темы и вспомнил 10 кинолент о Второй мировой войне, ставших лауреатами престижных фестивалей.

«Великий перелом» (1945)

Гран-при 1-го Каннского кинофестиваля

Художественно-документальный фильм Фридриха Эрмлера по сценарию Бориса Чирскова был снят буквально по горячим следам и стал первопроходцем в жанре так называемого «штабного кино». В основу собирательного образа советского полководца легли беседы создателей с генералами и офицерами, а в самих съемках принимали участие войска Ленинградского фронта и немецкие военнопленные. Несмотря на то, что лента не претендует на абсолютную историческую достоверность, подлинная фронтовая обстановка, настоящие участники боевых действий и военная техника сделали ее действительно честным рассказом о тех, кто принимал судьбоносные решения.

На Каннском фестивале в 1946 году «Великий перелом» получил Гран-при в числе 11 фильмов из разных стран мира, 5 из которых так или иначе рассказывали о Второй мировой. До 1954 года «Золотая пальмовая ветвь» именовалась Гран-при.

«Летят журавли» (1957)

«Золотая пальмовая ветвь» 11-го Каннского кинофестиваля

Военная мелодрама, поставленная по мотивам долго лежавшей в столе пьесы Виктора Розова, сейчас считается культовым шедевром, положившим начало новой эпохе как в советском, так и в мировом кинематографе. Чего только стоит образ главной героини в исполнении Татьяны Самойловой, настолько нетипичный и свободный для экранов СССР, что даже Никита Хрущев не сдержал эмоций и назвал ее «падшей женщиной». История влюбленных, разлученных войной, благодаря режиссуре Михаила Калатозова и камере Сергея Урусевского трогает до глубины души. Художественные решения, операторские находки и внутрикадровый монтаж передают весь ужас человеческой трагедии на фоне масштабных исторических событий.

Картину ждал настоящий триумф на Каннском кинофестивале 1958 года. «Летят журавли» получил восторженные отзывы зарубежной прессы и удостоился главного приза смотра.

«Генерал Делла Ровере» (1959)

«Золотой лев» 20-го Венецианского кинофестиваля

Успех экранизации полуавтобиографического романа итальянского журналиста и историка Индро Монтанелли положил начало целой линейке картин, рассказывающих о движении Сопротивления в последние годы фашизма. И хотя фильм родоначальника неореализма в кино Роберто Росселлини ругали за искажение истории, сюжет о духовном перерождении вора и мошенника Эмануэле Бардоне раскрывает подлинную суть героизма и утверждает, что даже самый порочный антигерой может искупить свои грехи и стать настоящим мучеником.

Лента Росселлини разделила «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля 1959 года с работой другого итальянца, Марио Моничелли, рассказывающей о Первой мировой войне. Примечательно, что в жюри смотра в том году заседал только что снявший свой дебютный фильм Сергей Бондарчук.

«Судьба человека» (1959)

Большой приз 1-го Московского международного кинофестиваля

Как-то раз известный советский актер и будущий лауреат «Оскара» Сергей Бондарчук прочел свежий рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». И так загорелся этой историей, что решил дебютировать с ней в качестве режиссера и заодно сыграть главную роль. Локациями для съемок послужила чуть ли не вся европейская часть СССР — от Ростовской области до Калининграда. Выразительные средства, использованные оператором Владимиром Монаховым, подчеркнули контраст между войной и мирной жизнью. А субъективное повествование, с помощью которого описана трагедия целого народа, и многогранный герой, к тому же побывавший в немецком плену, — смелые новаторские черты, они могли на корню уничтожить карьеру Бондарчука, однако, к счастью, открыли ему путь в большое кино в качестве постановщика. Легендарная сцена с фразой «После первого стакана не закусываю» впоследствии стала объектом многочисленных отсылок и пародий.

Любитель милитари-тематики Роберто Росселлини считал «Судьбу человека» самым великим фильмом о войне. В 1959 году жюри первого ММКФ под председательством Сергея Герасимова присудило ленте главный приз смотра.

«Иваново детство» (1962)

«Золотой лев» 23-го Венецианского кинофестиваля

Дебютом другого прославленного советского режиссера тоже стала военная драма. 29-летний выпускник ВГИКа Андрей Тарковский буквально спас экранизацию повести Владимира Богомолова «Иван», задуманную «Мосфильмом». Первая версия, снятая Эдуардом Абаловым, отправилась в утиль, а новым постановщиком на проект по рекомендации оператора Вадима Юсова как раз взяли Тарковского, имевшего опыт лишь в коротком метре. Вместе со своим другом Андреем Кончаловским режиссер переписал сценарий и сделал историю о 12-летнем разведчике более камерной, с акцентом на внутреннем мире ребенка. Визуальные решения ленты впоследствии цитировались другими именитыми постановщиками — от Джармуша до Иньярриту. А мотив сна стал одной из отличительных черт творчества Тарковского.

Сняв «Иваново детство», Андрей Тарковский моментально стал всемирно известным режиссером. Картина получила множество фестивальных призов, в том числе главную награду Венецианского смотра в 1962 году вместе с итальянской драмой «Семейная хроника».

«Восхождение» (1977)

«Золотой медведь» 27-го Берлинского кинофестиваля

Пронзительная история, которую многие даже считали не рассказом о партизанах, а религиозной притчей, была буквально выстрадана ее создателями. Режиссер Лариса Шепитько почувствовала необходимость экранизировать повесть Василя Быкова после того, как получила серьезные травмы из-за падения во время беременности и задумалась о возможной смерти. С момента появления идеи до старта съемок прошло 4 года. Творческая команда работала на износ в условиях сорокаградусного мороза и, по словам исполнителя роли Рыбака Владимира Гостюхина, переживала «смерть в каждом кадре». В итоге получилась драма о силе человеческого духа и предательстве, на которое оказывается способен товарищ в критический момент.

«Восхождение» стало последним законченным фильмом Ларисы Шепитько. На Берлинале в 1977 году лента получила «Золотого медведя».

«Иди и смотри» (1985)

Золотой приз 14-го Московского международного кинофестиваля

Муж Ларисы Шепитько Элем Климов вырос в Сталинграде и еще ребенком видел весь ужас, что приносит с собой война. Позже его поразили истории об уничтоженной белорусской деревни Хатынь и карательных операциях фашистов, поэтому он задался целью без прикрас показать кошмар войны как часть истории, о которой нельзя забывать, чтобы это не повторилось. Вместе с писателем Алесем Адамовичем Элем написал сценарий и несколько лет отстаивал свои идеи перед чиновниками из Госкино. Главные роли режиссер раздал непрофессионалам, чтобы запечатлеть подлинные эмоции и переживания: Флеру сыграл совсем еще юный Алексей Кравченко. Для достижения небывалого уровня реализма Климов задействовал в съемках боевые патроны и снаряды, даже корову в процессе убили по-настоящему.

«Иди и смотри» признан одним из самых натуралистичных фильмов о войне, показывающих высокую цену победы без приукрашиваний. Премьера ленты состоялась в 1985 году на ММКФ, где она была отмечена золотым призом и премией ФИПРЕССИ.

«Жизнь прекрасна» (1997)

Гран-при жюри 51-го Каннского кинофестиваля

Оскароносная трагикомедия Роберто Бениньи основывается на мемуарах итальянского еврея Рубино Ромео Сальмони «Я победил Гитлера», где он рассказал о своем заключении в лагере смерти. До Бениньи никто не осмеливался говорить о холокосте с юмором, поэтому история о том, как отец для маленького сына превращает пребывание в Освенциме в игру, вызвала противоречивую реакцию в киношном сообществе. Одни ругали Роберто за легкомысленность, а другие называли его работу максимально искренней и душераздирающей. Но в чем в чем, а в храбрости режиссеру не откажешь — именно благодаря ему об этой чудовищной катастрофе XX века заговорили по-новому.

На Каннском кинофестивале в 1998 году лента удостоилась второй по значимости награды — Гран-при жюри. «Золотая пальмовая ветвь» тогда досталась драме «Вечность и один день» грека Теодороса Ангелопулоса.

«Тонкая красная линия» (1998)

«Золотой медведь» 49-го Берлинского кинофестиваля

Третий фильм Терренса Малика, который тот снял лишь через 20 лет после предыдущего, часто противопоставляют драме Спилберга «Спасти рядового Райана». Обе ленты посвящены событиям Второй мировой войны, но Малик гораздо меньше времени отводит битвам и насилию, концентрируясь на том, как война влияет на окружающий мир. Даже герои у Терренса, несмотря на то что большинство из них играют звезды первой величины, почти обезличены и не имеют яркой индивидуальности. Оператор Джон Толл ориентировался на сборник полотен, написанных художниками на линии фронта, и стремился к реалистичному изображению передовой. Образное исполнение вкупе с музыкой Ханса Циммера создали густую атмосферу, где каждый, даже природа, ведет свою войну.

В 1999 году картина взяла «Золотого медведя» Берлинале, а также получила 7 номинаций на «Оскара». Тогда на премию в главной категории претендовали и «Жизнь прекрасна», и «Спасти рядового Райана», но победил всех «Влюбленный Шекспир».

«Пианист» (2002)

«Золотая пальмовая ветвь» 55-го Каннского кинофестиваля

Биография одного из лучших польских пианистов 1930-х, перенесенная на экран, стала личной историей и для Романа Полански. Его мать погибла в лагере «Белжец», а сам он какое-то время жил в Краковском гетто. Режиссер сделал «Пианиста» не очередной военной драмой о холокосте, а почти хоррором, где главный злодей — изменчивый мир, который не предупреждает о внезапных потрясениях. А его герои, и в том числе персонаж Эдриана Броуди, положению вещей не сопротивляются, оккупация для них — новая обыденность, которую они принимают с покорностью и бездействием.

Лента Романа Полански обласкана всевозможными призами — от «Сезара» до «Оскара», а многие критики и зрители вовсе считают «Пианиста» лучшей работой за всю карьеру постановщика. В 2002 году жюри Каннского кинофестиваля присудило картине «Золотую пальмовую ветвь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: