Кино

Почему «Восемь с половиной» – самый личный фильм Федерико Феллини

Охватить биографию и фильмографию Федерико Феллини – задача буквально непосильная и даже неблагодарная: каждый зритель и биограф воспринимает мастера по-своему. Однако если брать конкретную картину Феллини – скажем, фильм «Восемь с половиной», который вышел в прокат 60 лет назад, – то это уже совсем другое дело. Хотя и здесь сложно удержаться от долгого разговора «о вечном». Но мы все-таки постарались коротко и емко рассказать великую историю великого фильма.

Длинная, насколько хватает видимости, почти бесконечная пробка. Кто-то из ее заложников в панике пытается выбраться из автомобиля. Над крышами медленно взлетает мужчина в плаще и шляпе… Жуткий сон прерывается вторжением реальности: главного героя – уставшего от жизни режиссера Гвидо Ансельми – навещает санаторный врач. Назначение процедур перемежается обсуждением актрисы, за кадром звучит «Полет валькирий» Рихарда Вагнера: так начинается очередной день в сумасшедшем доме под названием «жизнь режиссера».

Личное переживание Федерико Феллини

Федерико Феллини на съемках. 1960-е. Фото imago images/United Archives/TASS

«Я надеюсь передать три уровня, на которых живет наш разум: прошлое, настоящее и условное – царство фантазии», – говорил Феллини, приступая к съемкам.

Нелинейное повествование в формате «потока сознания» вдохновлено весьма автобиографичной «Земляничной поляной» Ингмара Бергмана. Порой сложно понять, подбирает Гвидо актрису на роль, или просто заигрывает с любовницей, или терзается муками совести из-за измен – и параллельно черпает в них вдохновение. Да и сам он, похоже, запутался вконец.

Сеньор Ансельми лечит свою многострадальную печень святой водой в санатории, но тут же просит заехать редактора, чтобы тот прокомментировал сценарий, затем приглашает любовницу со скуки, а потом жену, да и вообще всех людей, которые окружают его в обычной жизни. И вместо отдыха он воссоздает в отпуске рабочие будни, где приходится следовать всем своим социальным ролям, да еще и надеется отыскать идею в этом потоке – нет, не целебных минеральных вод, а людей, которые его совсем не понимают. Никто не скажет режиссеру, каким должен быть его фильм и уж тем более жизнь, но он продолжает вопрошать – и получать бесполезные ответы.

«Ваше высокопреосвященство, я несчастлив», – жалуется герой святому отцу и тут же получает обескураживающий ответ: «А почему вы должны быть счастливым? Ваше предназначение не в этом».

Кажется, хаотичный творческий процесс Гвидо просто не существует без паноптикума ярких и блеклых (хотя у Феллини все они яркие), важных и второстепенных, выдуманных и реальных персонажей. Их присутствие из-за собственной инфантильности он вынужден согласовывать с каждым участником производственного процесса. Именно это шумное шествие окончательно хоронит его гипотетический сюжет – и ставит на его костях отчаянные цирковые номера.

Кадр из фильма «Восемь с половиной». Фото Mary Evans/AF Archive/Cinetext B/TASS

«Восемь с половиной» – это фантазия Феллини о Феллини, его творчество о собственном творчестве, где главный герой мечется от чудесного вымысла к болезненной реальности и обратно. Однако между создателем и его персонажем есть разница (насколько большая, никто никогда и не скажет): Гвидо – настоящий заложник какого-то другого режиссера, неумелого постановщика, который отвел ему второстепенную роль в собственной жизни. Или, что еще хуже, Гвидо сам отказался от главной роли, потому что боялся с ней не справиться?

«Уничтожать лучше, чем создавать, если не создаешь вещи по-настоящему необходимые», – бескомпромиссно заключает редактор в одной из последних сцен.

Действительно, если не творишь сам свою судьбу, то зачем тогда вообще что-либо создавать? Провал Гвидо – страх провала Феллини, их общая проблема состоит в вечной жизни под дамокловым мечом из ожиданий публики и ужаса перед собственной творческой несостоятельностью. Это делает «Восемь с половиной» одним из самых ярких и печальных шедевров кинематографа о собственно кинематографе.

Восемь с половиной фильмов

Клаудиа Кардинале в фильме «Восемь с половиной» (1963). Фото Ronald Grant Archive/Mary Evans/TASS

Название фильма относит к творчеству Федерико Феллини: на тот момент он снял 6 полнометражек, 2 коротких метра (режиссер считал их за один) и «полфильма» в сотрудничестве с Албертом Латтуада – «Огни варьете». То есть «Восемь с половиной» – это даже не название, а порядок картины в фильмографии мастера и, кроме того, его особая связь с героем: сюжет-то, может, и вымышленный, но его корни, как и номер в заглавии, – более чем реальные, да и образов из жизни Феллини в нем хватает.

Это двухчасовое творческое мучение Гвидо – нападка Феллини на киноиндустрию, которая сделала его мировой знаменитостью (впрочем, мнимая, как это обычно бывало у Жан-Люка Годара). Но этот выпад сам на себе замыкается – как сценарий, который сцена за сценой нарушает все возможные правила: Гвидо то выпадает из хоровода жизни, то возвращается в него, половина происходящего на экране кажется его бессвязными снами, а эпизоды со съемками сильно похожи на его реальность. А еще все постоянно меняется местами.

Удивительно, что сценарий при этом насчитывал всего 70 страниц, треть из которых составляли заголовки крупным шрифтом и описание внешности персонажей. Один в таких-то очках, другой – с такой-то прической: прописаны были даже такие детали, как толщина подводки и форма ягодиц. И фантазия режиссера была настолько яркой, что эти образы даже спустя годы после просмотра остаются в памяти, будто знакомство с ними состоялось только вчера. Одна только Сарагина, танцующая румбу, чего стоит! Она появляется в фильме минут на 5, не больше, но ее эротизированный образ может надолго занять почетное место в ваших жутких ночных видениях.

Марчелло Мастроянни в роли Гвидо Ансельми. Кадр из фильма «Восемь с половиной». Фото: Ronald Grant Archive/Mary Evans/TASS

Подбор актеров – отдельная глава в истории фильма. Марчелло Мастроянни перекочевал из «Сладкой жизни», где играл писателя в кризисе, а с ним – и Анук Эме, правда, в качестве жены, а не любовницы. Одну из эпизодических ролей играет Клаудиа Кардинале, которая воплощает суть мучений Гвидо: он никого не любит, но надеется, что юная красивая актриса его спасет. Идея спасения через внешний источник – невинную, открытую, прекрасную деву – тоже перекочевала из «Сладкой жизни», хотя здесь Феллини выводит жирную точку: не будет спасения, la dolce vita иссякает, итальянская «золотая молодежь» взрослеет и меняется, и – asa nisi masa, – так заканчивается трапеза.

Действительно, после «Восемь с половиной» триумфов больше не было: несмотря на то, что Федерико продолжил снимать – и снимал хорошо, публика и критики принимали его новые работы прохладно. Словно он дошел до вершины – и там должен был остановиться. Так что автобиографическая картина даже оказалась в некотором роде пророческой: Феллини снимал под гнетом чьих-то ожиданий, и чем дальше – тем меньше он им соответствовал. Кажется, после 8½ нет других чисел, и оно более не ассоциируется ни с чем и ни с кем, кроме Федерико Феллини.

«Ужасный фильм»

Идея снять фильм о творческом кризисе появилась в 1960-м: тогда Феллини писал коллеге Брунелло Ронди о задумке «отправить» героя на лечение от незначительной болезни, которая является тревожным сигналом о его творческом блоке. Но дальше идеи дело не пошло: режиссер никак не мог решить, каков род занятий его героя, и отправился в путешествие по Италии в поиске вдохновения. Сценарист Эннио Флайано предложил название «Прекрасное замешательство» (ит. La bella confusione), но под давлением продюсеров пришлось заменить его на «Восемь с половиной».

Съемки были запланированы на весну 1962 года, Феллини даже подписал контракт со своим другом Анджело Риццоли, пригласил на главные роли Мастроянни, Эме и Сандру Мило, нанял оператора Джани Ди Венанцо… Но даже когда были построены декорации, проведены пробы и придумано имя главного героя, режиссер никак не мог решить, чем тот зарабатывает на жизнь. Тогда-то Федерико и сам столкнулся с творческим кризисом и написал Риццоли, что отказывается от проекта со словами: «Я потерял свой фильм». Но завершить письмо режиссер не успел: сотрудник съемочной группы позвал его отметить старт съемок. Феллини поднял тост – и…

«…почувствовал стыд. Я был в безвыходной ситуации. Я был режиссером, который хотел снять фильм, которого уже не помнит. И вот в тот самый момент все встало на свои места… Я попал прямо в суть фильма. Я бы рассказал обо всем, что со мной происходило. Я бы снял фильм, рассказывающий историю режиссера, который уже не знает, какой фильм он хочет снять», – признавался он впоследствии.

Съемки начались в 1962 году 9 мая, а завершились 14 октября. Сразу после этого постоянный спутник Феллини ­– композитор Нино Рота создал шумный, яркий и запоминающийся «цирковой» саундтрек, который по сей день является визитной карточкой маэстро. Казалось, все складывается идеально, но когда Феллини показал продюсеру фильм, тот ужаснулся.

«Федерико, это твоя большая творческая неудача. Я не говорю о своих убытках… Более того, я даже готов сделать тебе ценный подарок – золотые часы. Только с одним условием: ты спрячешь этот ужасный фильм куда‐нибудь подальше и не будешь никому показывать», – так говорил Риццоли о будущем шедевре.

Феллини послушался и положил ленту на полку, но долго она там не пролежала. Дело в том, что помощник Анджело не был в курсе уговора двух друзей, зато был в курсе, что скоро состоится Международный кинофестиваль в Локарно. Никого не предупредив (к счастью для фильма) парень отправил «Восемь с половиной» организаторам смотра. С тех пор слава картины не утихает, даже 60 лет спустя ее год за годом возвращают в прокат.

«Ну, мы-то с тобой не позволим невежественной публике себя одурачить. Мы ведь знаем, что ты создал ужасный фильм», – настаивал Риццоли уже после триумфа «Восемь с половиной».

Фестивальное шествие

Кадр из фильма «Восемь с половиной». Фото: CINERIZ/TASS

Впервые «Восемь с половиной» показали 2 января 1963 года в Акапулько – мексиканские зрители увидели фильм до национальной премьеры: в Риме картина вышла в прокат лишь 13 февраля. Затем – ФРГ и, наконец, Каннский кинофестиваль. За ним следом – смотр в Сан-Себастьяне и даже премьера в СССР, где на 3-м Московском международном кинофестивале случился настоящий скандал (подумать только, главный приз – и вдруг вручают итальянцу).

Летом 1963 года Федерико Феллини с женой Джульеттой Мазина приехал в Москву представить свой фильм: показ состоялся 18 июля. И если до того момента главным фаворитом смотра была работа Виктора Комиссаржевского «Знакомьтесь, Балуев!» (о которой теперь никто и не вспомнит), то после московской премьеры жюри выбрало «Восемь с половиной» в качестве лауреата главного – Большого приза. Партия такую позицию не одобрила, но председатель жюри Григорий Чухрай был невероятно настойчив – как, впрочем, и другие кинематографисты. Так восьмой с половиной фильм Феллини получил главную на тот момент кинематографическую награду в СССР.

Далее – приз датских критиков Bodil Awards за лучший иностранный фильм в 1963-м, «Оскар» за лучший иностранный фильм и лучший дизайн костюмов в черно-белом фильме в 1964-м, даже награды токийского смотра Kinema Jumpo Awards – «Лучший иностранный фильм» и «Лучший зарубежный режиссер». Но ни одна статуэтка не говорит за картину лучше, чем ее духовное наследие.

Что уж говорить, даже Андрей Тарковский, известный своей неустанной критикой чужого творчества, считал «Восемь с половиной» лучшим фильмом Феллини – и своей любимой работой режиссера. «В нем глубина и утонченность замысла соединились с простотой и демократичностью формального выражения, с той органичностью формы, когда все открылось нам так, как было задумано автором», – говорил Тарковский.

Под влиянием картины «Восемь с половиной» многие режиссеры сняли впоследствии собственные шедевры: Анджей Вайда – «Все на продажу» (1968), Франсуа Трюффо – «Американскую ночь» (1973), Боб Фосс – «Весь этот джаз» (1979), Вим Вендерс – «Положение вещей» (1982) и так далее. В XXI веке тоже примеров хватает: фантазийный байопик Боба Дилана «Меня там нет», созданный Тоддом Хейнсом, «Такешиз» Такеши Китано, совсем недавняя «Боль и слава» Педро Альмодовара – все под тем или иным углом рассматривают метания творца в кризисе.

И, как ни удивительно, ключом ко всему в фильме «Восемь с половиной» оказывается любовь. И под конец эпического шествия по сознательному и бессознательному творческому поиску Гвидо Ансельми обращается к жене, готовой его покинуть, с предложением начать все сначала. Не иначе как Феллини к кульминации своей карьеры познал нечто большее, чем искусство создания фильма – и продолжает через свои картины говорить со зрителями именно об этом. Главное – отойти подальше от шумного циркового хоровода.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

13 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

17 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

19 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

22 часа назад