Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > В День пофигиста: Как забить на все и стать счастливым

В День пофигиста: Как забить на все и стать счастливым

27 мая 2022 /
В День пофигиста: Как забить на все и стать счастливым

Советуют знаменитые бездельники мирового кино Мэттью МакКонахи, Джефф Бриджес и Карлсон.

28 мая прогрессивная часть человечества с радостью отдается блаженному ничегонеделанию в День пофигиста. Верите или нет, такой существует. И этот день, если задуматься, выполняет важную общественно полезную миссию. Он недвусмысленно намекает, что не стоит 24 часа в сутки 7 дней в неделю метаться, словно белка в колесе, в погоне за невероятными рекордами. Иногда нужно просто расслабиться, забить и отпустить. В честь этого знаменательного события мы и вспомнили 7 героев отечественного и зарубежного кино, для которых пофигизм стал полноценным жизненным кредо.

Вовка 

«Вовка в Тридевятом царстве» (1965) 

Советский школьник Вовка – каноничное воплощение абсолютного пофигизма. Легендарная фраза «ладно, и так сойдет» мгновенно превратилась в готовый девиз для всех, кому лень слишком уж утруждаться для достижения какой-либо цели. В Тридевятом царстве, куда волшебным образом перенесся Вовка, сам царь старательно красит забор – только бы не прослыть тунеядцем. Мальчишка же трудиться упорно не желает. Даже под страхом смертной казни.

Но все меняется, когда он встречает величайших лоботрясов Двоих из ларца. Парочка дуболомов избавляет Вовку от необходимости открывать рот, дабы полакомиться конфетой, и парень осознает, что порой все-таки надо действовать и самому. Крайне поучительная история, в общем. Пофигизм – штука хорошая, но в разумных пределах. Иначе ни с золотой рыбкой не договориться, ни пирожков не испечь, ни юных Василис не обворожить.

Карлсон

«Малыш и Карлсон» (1968), «Карлсон вернулся» (1970) 

Живущий на крыше беспредельщик из книжек Астрид Линдгрен и всенародно любимых мультиков Бориса Степанцева (который, кстати, снял и «Тридевятое царство») – не менее прославленный пофигист, чем упомянутый Вовка. А его коронное выражение «Спокойствие, только спокойствие!» каждому стоит запомнить на случай важных переговоров. Хотя толстокожесть Карлсона временами не на шутку раздражает. Да, мужчина он, бесспорно, видный. Красивый, умный, в меру упитанный. В полном расцвете сил. Вот только бедолагу Малыша эксплуатирует почище любой домомучительницы. То варенье ему принеси, то тортом угости, то вообще родной матерью стань…

Ну и, конечно, в высшей степени пофигистический выход из любой непонятной ситуации – просто шагнуть в окно и улететь в закат. Создается впечатление, что этот неисправимый гедонист не умеет любить и дружить, что он патологически не способен испытывать к кому-то сильную привязанность. Но в подобном отношении к окружающим и кроется его очарование: Карлсон – эдакий вольный бродяга, свободный, как ветер, и что-либо доказывать вам он совсем не обязан. Напротив – это вы должны кланяться ему в пухлые ножки за то, что он заглянул к вам на огонек и украсил вашу заурядную повседневность легким абсурдом.

Ленивый школьник

«Нехочуха» (1986) 

Если бы у Вовки из Тридевятого царства имелся брат, он выглядел бы в точности как безымянный лентяй из «Нехочухи», которому ни до чего не было дела. Приходит он, значит, из школы, куда-то швыряет портфель, падает на диван и прилипает к телевизору, где крутят «Ну, погоди!». А когда бабушка слезно просит его прибраться или сбегать в магазин, ответ у пацана на все один: «Не хочу!» Сомнительно, чтобы с этим мультфильмом были знакомы создатели «Южного Парка» Мэтт Стоун и Трей Паркер, но их Эрик Картман, другой потрясающий пофигист, во многом будто срисован с героя «Нехочухи».

Подобно Вовке, школьник тоже оказывается в некоем параллельном мире. Стране Нехочухии. Где никто не читает ему нотаций, а все команды послушно выполняют роботы. Хочешь – пирожное, хочешь – мороженое… Но пока не попробуешь ничего не делать и на все на свете забивать, не поймешь, как это в реальности тоскливо. Ни чуточки не интересно. А из «Нехочухи», если оставить за скобками обычную воспитательную миссию, отличная фантастическая антиутопия получилась. С бездушными роботами вместо добрых бабушек. И пугающим демиургом по имени Великий Нехочуха, который погряз в обжорстве, лени и пофигизме и окончательно утратил человеческий облик. Не блестящий, прямо скажем, пример для подражания.

Джей и Молчаливый Боб

Вселенная Кевина Смита от «Клерков» (1994) до «Клерков 3» (2022)

Затейник Кевин Смит создал немало колоритных персонажей. Каждая его картина – это россыпь ярких личностей, несусветных чудаков, среди которых редко попадаются заурядные люди. Даже обычные продавцы в его интерпретации превращаются в прелестных эксцентриков. Чего уж говорить об образцовых пофигистах Джее и Молчаливом Бобе, сыгранных Джейсоном Мьюзом и самим Смитом. Эти тунеядцы и хулиганы – своеобразные проводники по вселенной Кевина View Askewniverse. Его талисманы, цементирующее звено, связывающее воедино «Клерков» и «Тусовщиков из супермаркета», «Догму» и дилогию сольных фильмов чисто о Джее с Бобом, последний из которых вышел в 2019-м.

Поначалу парочка балбесов просто подпирала стены супермаркета и закусочной, где работали герои «Клерков» и «Клерков 2». И если Молчаливый Боб знай себе покуривал с глубокомысленным видом, то Джей фонтанировал пошлостями и безуспешно пытался закадрить симпатичных дамочек. Надо ли говорить, что до происходящего вокруг им не было ни малейшего дела. Как минимум до того момента, как в шедевре «Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар» (2001) они отправились в Голливуд с целью сорвать съемки фильма по мотивам комиксов об их собственной жизни.

Бивис и Батт-Хед

«Бивис и Батт-Хед уделывают Америку» (1996) 

Техасские придурки Бивис и Батт-Хед – культовые пофигисты из 1990-х, для которых не существует ровным счетом ничего святого. Набить живот, посмотреть телик и, если очень повезет, с кем-нибудь переспать – таковы три кита, на которых строится их незатейливая жизнь. И ничто не может их толком задеть. Ни работа в забегаловке «Мир бургеров», ни светское мероприятие вроде похода в кинотеатр, ни (тем более!) заботы других людей.

Во времена расцвета эпохи MTV сериал Майка Джаджа о тупых подростках пользовался бешеной популярностью среди тинейджеров, хотя их родители не всегда считывали иронию на общество потребления и стереотипный американский образ жизни. Многие пытались забанить шоу на государственном уровне, угрожая Джаджу жестокой расправой, но дальше локальных мер типа запрета сериала в отдельных штатах репрессии не продвинулись. Более того – великие пофигисты получили собственный полный метр, «Бивис и Батт-Хед уделывают Америку», а недавно воскресли в интригующем перезапуске оригинального проекта. Он выйдет совсем скоро и напомнит нам, каким должен быть истинный – чистейший – пофигизм. А то грешным делом забывать стали.

Джеффри Лебовски 

«Большой Лебовски» (1998) 

Когда-то Чувак, он же Дюдя, он же Джеффри Лебовски (Джефф Бриджес) преспокойно гонял шары в боулинге и наслаждался «белыми русскими», совершенно не заботясь о завтрашнем дне. Иными словами, был не только убежденным пацифистом, но и обаятельным беззлобным пофигистом. Но однажды на его пороге нарисовались грубые дядьки бандитской наружности, которые нагло справили малую нужду на его ковер и потребовали возвращения некоего долга. Так закрутилась лихая криминальная история, влюбившая в творчество братьев Коэн даже скептиков, хейтеров и прочих недалеких людей.

Какое бы безумие ни творилось вокруг Чувака, даже в крайне напряженной атмосфере он чувствует себя расслабленно и умиротворенно. Сам его образ, предельно домашний, с этим пестрым халатом и трениками, буквально подталкивает к дивану и предлагает отгородиться от всех проблем бокальчиком прохладительного напитка. При этом любопытно, что вдохновлялись Коэны отнюдь не умиротворяющим жанром нуара, а название «Большой Лебовски» напрямую отсылает к крутому детективу Рэймонда Чандлера «Глубокий сон» (The Big Sleep) и двум его экранизациям – с опять-таки крутыми Хамфри Богартом (1946 год) и Робертом Митчемом (1978-й). При всей крутости, впрочем, до пофигизма Чувака им далеко.

Мундог

«Пляжный бездельник» (2017) 

Превосходный пофигистический дуэт мог бы получиться из Чувака и бродячего поэта Мундога из «Пляжного бездельника» Хармони Корина. Мундог тоже будто застрял в 1970-х: его жизнь размеренно протекает под аккомпанемент классических рок-хитов, в компании бесчисленных косячков, бутылок и женщин. И все, что происходит вокруг, этому бунтарю без идеала в целом по барабану. Однако Мундог не проповедует безделье ради безделья, а вдохновляется им как некоей высшей формой бытия, что находит отражение в его литературных опусах.

Режиссер-маргинал Корин прославился в контркультурных кругах благодаря отнюдь не примерному поведению. Человека, в чьей фильмографии присутствует произведение «Трахальщики мусорных бочков» (2009), назвать пай-мальчиком никто не осмелится. На общепринятые нормы морали он всю жизнь плевал со столь же высокой колокольни, что и Мундог. Возможно, за подобный нонконформизм вы и не готовы его любить. Но согласитесь, что такую свободу самовыражения, благо выливается она в необычные и талантливые проекты, трудно не уважать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: