Кино

«Треугольник печали»: Тот самый фильм, где всех тошнит

Молодая красивая пара фотомоделей получает приглашение отдохнуть на роскошной яхте в компании неприлично богатых людей. Все там по высшему разряду, любой каприз солидных господ экипаж и обслуживающий персонал по одному намеку выполняют. Солидные господа, таким подобострастием разбалованные, естественно, наглеют. А капитан судна меж тем беспробудно пьянствует, запершись у себя в каюте. Все вместе постепенно ведет к потешной катастрофе.

Новый фильм видного европейского насмешника Рубена Эстлунда «Треугольник печали», взявший на последнем Каннском фестивале «Золотую пальмовую ветвь» и еще парочку наград калибром поменьше, широко прославился (насколько вообще широко может прославиться фестивальное кино) благодаря одной сцене, в которой всех неистово тошнит. Даже промокампания частично от этого отталкивалась: на одном из постеров красуется немолодая дама, изрыгающая изо рта рвотные массы ярко-золотистого цвета. Очень эффектно и эпатажно выглядит. И, собственно, да, тут не поспоришь: сцена по-своему выдающаяся.

Все начинается прямо в разгар шторма. Капитан устраивает торжественный ужин. Все богачи набиваются в столовую и старательно, не обращая внимания на качку, принимаются за еду. Черную икру, осьминогов, фаршированных ослами крокодилов и прочие блюда высокой кухни запивают шампанским. Некоторые продукты оказываются не вполне пригодными к употреблению, вдобавок неспокойное море вестибулярные аппараты расшатывает. Вследствие чего все поголовно друг за дружкой съеденное возвращают обратно.

А сцена, между прочим, долгая, многофигурная, многослойная. Параллельно фестивалю желудочно-кишечных, извините, фейерверков в ней другой сюжет разворачивается. Где Вуди Харрельсон в роли пьянчуги-капитана и обладатель невероятно фактурной физиономии Златко Бурич в роли русского олигарха, сколотившего состояние на удобрениях (а то как-то мало в фильме сортирного юмора), отчаянно заливаются алкоголем. При этом сначала они друг другу цитируют политических деятелей: первый – Маркса и Ленина, второй – Рейгана и Тэтчер. Затем принимаются развлекаться с громкой связью и во всеуслышание спорят о политике, а заканчивается все тем, что Харрельсон вслух зачитывает пропитанный голливудским пафосом монолог, обличающий преступления США.

И вот какой из вышеописанного вырисовывается образ. Пока американский марксист и русский капиталист – экий, казалось бы, парадокс! – заняты публичными дискуссиями, все вокруг буквально тонет в продуктах жизнедеятельности. Получается как бы пессимистическая модель современного мира, объемная карикатура. Не то чтобы она, конечно, как-то особенно остроумно или оригинально придумана. Фактически – очередной бубнеж про закат общества потребления, напряженную международную обстановку и зажравшихся белых толстосумов, которые, видите ли, во всех бедах человечества виноваты. Но исполнение, следует признать, впечатляет. В плане внимания к деталям, размаха, постановки и всего прочего. Завораживающая апокалиптическая картина.

Не лишним, пожалуй, будет напомнить, что Рубен Эстлунд не впервые подобный номер проделывает. Прошлый его фильм «Квадрат» тоже взял в Каннах главный приз и тоже содержал исключительно запоминающуюся сцену с участием белых богачей, собравшихся в столовой на торжественный ужин. В рамках которого оных развлекал арт-перформансом, опять же, русский артист, убедительно изображая самца гориллы. Слишком убедительно, вплоть до применения насилия. Исходя из вышеизложенного, осмелимся предположить, что в следующем фильме Рубена Эстлунда с геометрической фигурой в заголовке белые богачи на торжественном ужине сольются в каннибалистической оргии, например. И каннское жюри будет вынуждено сразу все призы ему отдать.

Есть ли в «Треугольнике печали» что-нибудь помимо грандиозной метаотсылки к известному произведению Сартра (или к творчеству Люцифера Валентайна)? О да, разумеется. Фильм все же целых 2,5 часа идет и концептуально разделен на три главы. Но ничего сопоставимого больше не встречается. 

Открывает первую главу мокьюментари-сегмент, будто бы вырезанный из «Бруно» (помните, где Саша Барон Коэн играет модного гея из Австрии?): манерный телеведущий снимает иронический репортаж на кастинге юношей-моделей и мило шутит про H&M и Balenciaga. Потом мы наблюдаем, как номинально главные герои, пара фотомоделей, долго и утомительно спорят из-за денег и гендерных ролей.

В третьей главе нас ждет робинзонада, решенная, само собой, в сатирическом ключе, но разочаровывающе скучная. Все-таки когда речь заходит об установлении азиатской женщиной секс-диктатуры в диких условиях, резонно ожидать чего-то позажигательнее, чем лекция о справедливом распределении благ.

Тем не менее Рубен Эстлунд посредством «Треугольника печали» лишь пуще прежнего упрочился в статусе крупнейшего в Европе провокатора и социального критика от кинематографа. Можно сказать, он теперь как Джордан Пил, только с противоположного берега Атлантики, изрядно кичливее и к массовому зрителю недружелюбнее. Или, если угодно, как когда-то Ларс фон Триер, только удобнее и безобиднее. Что в целом многое, пожалуй, говорит и о Европе, и о кинематографе, и о социальной критике в контексте их нынешних состояний. И с такого ракурса «Треугольник печали» видится даже куда более значительным произведением, чем он есть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Интеллектуальные игры: Как техника сосуществует с ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…

6 часов назад

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…

9 часов назад

Долгое прощание: Все «последние фильмы» Квентина Тарантино

Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…

15 часов назад

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

1 день назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

1 день назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

1 день назад