Кино

10 лучших саундтреков Трента Резнора и Аттикуса Росса

Имена Трента Резнора и Аттикуса Росса, лидеров индастриал-рок-группы Nine Inch Nails, могут быть вам незнакомы, но вы точно видели хотя бы один фильм или сериал с их саундтреками. Музыканты успешно сотрудничали с Дэвидом Финчером и Лукой Гуаданьино, неоднократно завоевывали престижные награды, включая «Оскар» и «Золотой глобус». Ну а мы выбрали лучшие мелодии за авторством Резнора с Россом, параллельно разобравшись, в чем кроется магия их тандема.

На рассвете 2010-х в царство саундтреков, где властвовали Ханс Циммер и Джон Уильямс, вторглись музыканты с совершенно иным бэкграундом. В 2008 году Дэвид Финчер, снявший Nine Inch Nails клип на песню Only, наткнулся на Ghosts I–IV, экспериментальный альбом в жанре эмбиент, записанный фронтменом Резнором с участием Росса (впервые!). Осознав, что у дуэта имеется нехилый потенциал для создания мелодий для кино, Финчер позвал музыкантов работать над его новым фильмом. Так и началась история Резнора и Росса как кинокомпозиторов, которые навсегда изменили индустрию.

«Социальная сеть» (2010)

Главная композиция – In Motion

Первой совместной работой Финчера и лидеров Nine Inch Nails стал небезызвестный байопик Марка Цукерберга. Персона была незаурядной, и саундтреку предстояло стать чем-то из ряда вон – что, собственно, и получилось. В подтверждение тому – премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую оригинальную музыку к фильму. 

Секрет саундтрека «Социальной сети» – сочетание холодного минимализма и саспенса, нарастающего как внутри самих композиций, так и по мере стремительного развития событий. Казалось бы, все просто: два человека, синтезаторы и повторяющиеся такты электронных мелодий. Никаких оркестров, раздутого пафоса или экстремального разнообразия звука. Но темный эмбиент Резнора с Россом стал идеальным фоном для рассказа о становлении одного из богатейших бизнесменов XXI века, отразив его душевные метания. 

«Девушка с татуировкой дракона» (2011)

Главная композиция – A Thousand Details

Следующий финчеровский шедевр с саундтреком Резнора и Росса оказался на порядок мрачнее и напряженнее – тому способствовала жуткая атмосфера романа Стига Ларссона, по которому была снята «Девушка с татуировкой дракона». Вот и музыка к ленте вышла такой, что мурашки по коже от нее бегали еще быстрее. «Дэвид хотел, чтобы Швеция (место действия фильма, – КР) и жуткий холод стали отдельными персонажами. Поэтому нашей задачей было понять, как звучит холод», – рассказывал Резнор. Судя по результату, северный дух парочка определенно приручила.

В отличие от «Социальной сети», музыка в этом триллере холоднее, тревожнее и по-хорошему грязнее. А как иначе: Дэниэл Крэйг и Руни Мара зловещее дело расследуют, криминала не миновать. И саундтрек предупреждает о подступающей опасности то осторожнее, то совсем не сдерживая громкость. Уже на начальных титрах мы слышим кричащий кавер на культовую Immigrant Song группы Led Zeppelin, что задает бодрый тон дальнейшему повествованию. Которое сопровождается первоклассным эмбиентом, порой кажущимся самостоятельным героем фильма, этаким серым кардиналом кровавого шоу.

«Исчезнувшая» (2014)

Главная композиция – Technically, Missing

Наверняка каждый из вас хоть раз бывал на сеансе массажа или на йога-практике, где играет безмятежная музыка, призванная успокоить и просветлить. Но зачастую ровные, повторяющиеся мелодии, наоборот, могут вызвать иррациональное чувство дискомфорта, от которого не сбежишь. Именно такой была задумка у трио постановщика и композиторов для их следующего совместного триллера. На первый взгляд кажется, что Росс и Резнор представили все тот же дарк-эмбиент (только в профиль), повторяя свой же успех и не предлагая ничего нового. Но только на первый.

Как известно, в центре сюжета «Исчезнувшей» – якобы идеальная семейная пара, которая, как завещал Толстой, по-своему несчастлива. И чем сильнее мы осознаем масштаб бедствия, тем «неправильнее» становится саундтрек ленты. В плавные мотивы вклинивается все больше шероховатостей и нот, оказавшихся там будто бы случайно, словно кот ступил лапами по клавишам. Такой тонкий подход стал грамотной аудио-метафорой сюжетной канвы, где мнимая гармония оборачивается мраком и хаосом. В подобных обстоятельствах точно не успокоиться.

«Середина 90-х» (2018)

Главная композиция – Finding a Place

После хет-трика с Финчером Резнор и Росс поработали с постановщиком-дебютантом Джоной Хиллом. Его первой лентой стало трогательное драмеди о взрослении в эпоху расцвета хип-хопа и скейтбординга, чей саундтрек он видел теплым и обволакивающим. По словам Джоны, ему стало любопытно, как «холодный» эмбиент-дуэт сможет передать это тепло. Несмотря на скромный бюджет картины, композиторы согласились на авантюру Хилла и написали для него четыре композиции. 

Благодаря умелому использованию размеренных фортепианных мелодий электронное звучание парочки в «Середине 90-х» преобразилось в более нежное и расслабленное, но при этом не уходящее в эйфорию и чрезмерную позитивность. Как и скроенные Хиллом образы юных хулиганов, саундтрек Резнора и Росса олицетворяет наивность и восприимчивость ребенка, который все еще не знает правды о взрослой жизни, но уже начинает догадываться об ее возможных превратностях. При всем спокойствии эти мелодии способны взволновать похлеще темных саундов у Финчера.

«Хранители» (2019)

Главная композиция – Nun With A Motherf*&*ing Gun

Первые сборники партитур для малых экранов Трент и Аттикус написали для амбициозной супергероики Дэймона Линделофа, переосмыслившего культовый комикс Алана Мура. Оказалось, что Резнор и Росс были ярыми фанатами как оригинальных «Хранителей», так и главных сериалов Линделофа, «Остаться в живых» и «Оставленные». Поэтому их тандем был обречен на успех. Задание музыкантам дали следующее – хотелось чего-то агрессивного, по-дьявольски чарующего и при этом бьющего под дых. Они приняли заказ HBO и выполнили его, конечно, по-своему. Лучше, чем предполагалось.

Остроумное творение Линделофа заиграло новыми красками с саундтреком рокеров, подсветивших историю брутальным звучанием, которое балансирует между грубоватым индастриалом и таинственным эмбиентом. Драйвовые винтажные синты и гипнотизирующие монологи в интерлюдиях добавили перчинки и подняли уровень стиля «Хранителей» еще выше. Энтузиазм дуэта отразился и в объеме записанного материала: три альбома общей продолжительностью примерно два часа. 

«Манк» (2020)

Главная композиция – A Fool’s Paradise

Спустя 6 лет после «Исчезнувшей» Резнор и Росс воссоединились с Финчером, который на этот раз дал им задачку посложнее. Действие его нового фильма развернулось в 1940-х, когда Герман Манкевич писал сценарий для легендарного «Гражданина Кейна». А тогда, очевидно, синтезаторы были не в ходу, да и эмбиента никто слыхом не слыхивал. Вот и пришлось парочке браться за аутентичные инструменты тех лет и с целым оркестром работать. Причем назло пандемии, из-за которой музыкантам пришлось записывать партии у себя дома. 

При просмотре «Манка» и знакомстве с его саундтреком действительно сложно поверить в то, что это те самые ребята из Nine Inch Nails. Да и в целом что это музыка, сочиненная в наш век, а не во времена старого Голливуда. Стилизованные под ту эпоху композиции, сворачивающие в сторону то джаза, то свинга, звучат поистине восхитительно. И при этом максимально достоверно, чему поспособствовало и использование не самых современных микрофонов, которые добавили звучанию характерного хрипа. 

«Душа» (2020)

Главная композиция – Epiphany

Еще одним сигналом признания талантов Резнора и Росса стало приглашение дуэта в оскароносный хит студии Pixar (да, мультик в их копилке тоже имеется). Главной особенностью саундтрека «Души» стало то, что его составили диаметрально противоположные по жанрам половинки. Забористый джаз для «земной» части картины написал Джон Батист, в то время как действие, происходящее на том свете, озвучено уже знакомым эмбиентом. И сыгрались музыканты, как ни парадоксально, ладно и гармонично: вся тройка получила «Оскара», ставшего вторым для лидеров Nine Inch Nails.

После непростой работы над «Манком» парочка вернулась к привычному жанру, но электроника в мультике звучит уже не так, как, например, в «Социальной сети». Здесь она уходит куда-то в область спейс-эмбиента: мелодии словно бегают, пульсируют и стремятся ввысь, в космос или на небо, где и оказывается главный герой «Души». Непростая тематика ленты также повлияла на музыкантов – Резнор признавался, что они «психологически вывернули себя» во время создания саундтрека. Поэтому звучание и получилось таким, простите, душевным.

«Целиком и полностью» (2022)

Главная композиция – (You Make Me Feel Like) Home

Следующим режиссером, с которым парочка отлично сработалась, стал итальянец Лука Гуаданьино, еще тот эстет, как визуальный, так и аудиальный. Он пригласил Резнора и Росса написать музыку для своего медитативного романтического хоррора. И попросил создать нечто, звучавшее бы «как вечность, меланхоличная элегия и бесконечная тоска». И навевавшее мысли о старом добром американском Среднем Западе. Кажется, такое не сильно вяжется с электронным дуэтом. Но, как мы уже выяснили, они способны на все – так и покорились им западные пустоши.

В саундтреке «Целиком и полностью» обнаруживаются мелодичные разливы акустической гитары и прочих струнных, а электроники непривычно мало. Резнор и Росс буквально берут зрителя за руку и ведут по полузаброшенной местности, где шумит лишь ветер, а их музыка становится частью дикой природы. Помимо инструментала, отсылающего к ретро-музыке в стиле американа, в ленте имеется и душераздирающая композиция в духе Nine Inch Nails, вокал для которой записал сам Резнор – (You Make Me Feel Like) Home. Благодаря ей финал разбивает сердце еще сильнее.

«Убийца» (2023)

Главная композиция – The Killer

Последний на данный момент фильм Финчера стал его пятой совместной работой с Резнором и Россом. Казалось бы, они снова оказались в зоне комфорта. Финчер, триллер, саспенс – все это мы не раз проходили даже в пределах нашей подборки. Но старые друзья вновь выдали что-то новенькое и в своей новизне удивительное. Такое, что смогло не потеряться на фоне калейдоскопа из множества песен The Smiths, которыми киллер-мизантроп в исполнении Майкла Фассбендера так любил заглушать собственную тревожность.

В «Убийце» практически стирается грань между саунд-дизайном и, собственно, саундтреком. Выкроенные композиторами жуткие мелодии в жанре все того же эмбиента перекликаются с неровным сердцебиением заглавного негодяя и с беспокойным бегом мыслей в его голове. А звучание словно олицетворяет проволоку, натянутую где-то на дороге и ожидающую того, что убийца совершит фатальную ошибку и споткнется. Идеальный симбиоз ритмичного, адреналинового саундтрека, выхолощенного визуала и безукоризненной игры Фассбендера.

«Претенденты» (2024)

Главная композиция – Challengers: Match Point

Как рассказывал Резнор, однажды Гуаданьино прислал им с Россом письмо следующего содержания: «Хотите написать музыку для моего следующего фильма? Он будет очень сексуальным». И ведь не наврал! Не менее сексуальным вышел и саундтрек, который поднял ставки в этой спортивной мелодраме еще выше, – так высоко там не летал даже теннисный мяч. А указания постановщика оказались весьма неожиданными: ему нужно было что-то танцевальное, вроде пульсирующего техно, что обычно играет на рейвах в Берлине. 

Саунд здесь далеко отходит от протяжных мидвест-мотивов «Целиком и полностью». Композиторы выкручивают на максимум вирусность своих битов, заставляя публику качать головой во время просмотра и сразу добавлять эти синтовые техно-хиты себе в плейлист. Даже на фоне некоторых диалогов мы слышим жгучие резноровские ритмы, которые удваивают энергичность фильма Гуаданьино. Который на последнем «Золотом глобусе» удостоился статуэтки как раз за лучший оригинальный саундтрек. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Стартует зрительское голосование премии «Большая Цифра»

С 22 января по 9 февраля состоится зрительское голосование в рамках 16-й Национальной премии в области многоканального цифрового телевидения «Большая…

1 час назад

«Пустые поезда»: Цикл очерков Дмитрия Данилова оживает на сцене РАМТа

РАМТ представляет первую премьеру нового года – «Пустые поезда» в постановке Алексея Золотовицкого. В основу спектакля лег цикл очерков Дмитрия…

17 часов назад

Любовь Аксенова в сериале «Холод»: Граф Монте-Кристо в женском обличье

Производством проекта совместно занимаются онлайн-кинотеатры «Иви» и START, а также кинокомпания Algorithm. Автор сценария и режиссер Алексей Казаков снимает историю девушки…

19 часов назад

Берлинале-2025 объявил программу основного конкурса

Организаторы 75-го Берлинского международного кинофестиваля объявили программу основного конкурса. В этом году за главный приз, «Золотого медведя», поборются 19 картин.…

21 час назад

Загадки в темноте: Главные фильмы Дэвида Линча

Ушел в вечность Дэвид Линч – творец уникальных вселенных, распахнувший двери нашего восприятия и навсегда изменивший представления о том, на…

22 часа назад

Российские фильмы завоевали призы на фестивале в Бангладеш

Завершился Международный кинофестиваль в Дакке, на котором сразу несколько отечественных картин получили награды. Так, в секции духовного кино главный приз…

1 день назад