Зои Салдана и Николь Кидман в сериале о сильных женщинах за мужской работой.
На Paramount+ стартовал сериал «Спецназ: Львица» – свежее творение сценариста и шоураннера Тейлора Шеридана, которому мы обязаны «Йеллоустоуном», «Мэром Кингстауна» и «Королем Талсы». А если его фамилии в титрах для вас недостаточно, тут еще и голливудские звезды имеются: от Зои Салданы и Николь Кидман до Моргана Фримана (бонусом идет муж Бритни Спирс – модель Сэм Асгари). К ознакомлению доступно уже четыре эпизода, и мы выделили несколько весомых причин, почему «Спецназ: Львица» может приглянуться поклонникам жанра и творчества Шеридана.
Ударная смесь шпионского триллера и военного боевика
«Львицы» – спецподразделение ЦРУ, куда вербуют сильных и независимых дам, которым нечего терять. Таких как «терминаторша» Круз (Лайсла Де Оливейра из «Высокой зеленой травы»). Она сбегает от бойфренда-абьюзера и попадает прямиком к морпехам, которые прокачивают ее боевые скиллы и отдают под крылышко Джо (Зои Салдана). Она-то и руководит отрядом «Львица». Его представительницы-спецагенты втираются в доверие к дочерям, сестрам, женам вражеских целей особой важности для их последующего устранения.
Круз должна подружиться с дочкой таинственного иранского террориста. В ход идут фирменные жанровые приемчики – похищения, пытки, допросы, слежка, прослушка и прочие не слишком законные (но притягательные для киношников) методы. Знали, что жучок можно запрятать даже в кисточку на сумке? Орудуя под прикрытием, Круз постоянно балансирует на грани разоблачения, что сгущает саспенс и подливает масла в сюжетный огонь. Порой еще и бодрый экшен включается: первый эпизод открывается энергичной перестрелкой, потом в третьем немножко палят, ну и дальше что-то подобное наверняка тоже произойдет. Пока «Спецназ: Львица» продолжает разгоняться.
Свежий проект ведущего западного шоураннера
Тейлор Шеридан начинал свою кинокарьеру как второплановый актер в сериалах вроде «Крутого Уокера» и «Сынов анархии», но грандиозного успеха не добился и в 45 лет (!) взялся за перо. Шеридан-сценарист дебютировал в тандеме с самим Дени Вильневом: их «Убийца» оказался колючим криминальным триллером о противостоянии ФБР и наркокартелей. Схожего стиля Тейлор позднее будет придерживаться и в собственных режиссерских/продюсерских проектах.
Карьера его тем временем развивалась стремительными темпами. Уже через год Шеридан номинировался на «Оскара» за сценарий мощного неовестерна «Любой ценой». В том же 2016-м он впервые побывал в кресле постановщика и завоевал режиссерскую награду в рамках каннского «Особого взгляда» за морозный детектив «Ветреная река» с пронзительным дуэтом Джереми Реннера и Элизабет Олсен. Строго говоря, в 2011-м у Шеридана вышел еще один проект, малобюджетный хоррор «Гнусный», но Тейлор не считает себя его режиссером: уверяет, что просто помогал другу.
Звездный час Шеридана пробил в 2018-м, когда он принялся по кирпичикам выстраивать вселенную «Йеллоустоуна» – без преувеличения главного вестерна современности. Помимо основного сериала, который ускачет в закат на пятом сезоне, она насчитывает два приквела («1883», «1923»), и Костнер знает сколько готовящихся спин-оффов. Параллельно Шеридан выпустил хмурую криминальную драму «Мэр Кингстауна» с упомянутым Реннером в образе крутого решалы и помог Сильвестру Сталлоне воскресить олдскульную гангстерскую романтику в «Короле Талсы». Такой вот замечательный человек этот Тейлор Шеридан – мастер задевающих за живое историй, почитатель братьев Коэн с Кормаком МакКарти и приверженец старинных вестерн-традиций.
Крепкая режиссерская гвардия
Если вы знакомы с проектами Тейлора Шеридана, то, несомненно, замечали, как здорово они сделаны технически и визуально. Причем сделаны совершенно по-разному. В «Йеллоустоуне» и «1923» предостаточно живописных кадров с монтанскими красотами, которые так и тянет поставить на обои рабочего стола. «Мэр Кингстауна» и «Король Талсы» же берут приземленной городской эстетикой, поскольку на их героев физически давит враждебное окружение. Нередко над этими шоу трудятся одни и те же постановщики – вроде Гая Ферленда и Бена Ричардсона. Но в «Львице» Шеридан заигрывает с новым для себя жанром, поэтому и среди режиссеров замелькали свежие лица.
Первые два эпизода снял блистательный Джон Хиллкоут, автор постапокалиптической «Дороги» и бутлегерского «Самого пьяного округа в мире», а также видный клипмейкер (создавал ролики для Ника Кейва, Боба Дилана, Depeche Mode и Placebo). Еще Хиллкоут займется экранизацией «Кровавого меридиана» по роману Кормака МакКарти – адаптировать для кино его же «Дорогу» Джону удалось изумительно. Кроме него, к работе над «Львицей» присоединился шикарный оператор (здесь сорежиссер) Пол Кэмерон, снимавший «Угнать за 60 секунд», «Гнев», «Соучастника» и «Мир Дикого Запада». Ну а Энтони Бирн может похвастаться тем, что приложил руку к «Острым козырькам» и «Последнему королевству». В общем, абы кому Шеридан свое творение не доверит.
Сильные женщины в центре внимания
Крутые дамочки, конечно, встречались и в предыдущих проектах Тейлора Шеридана. Что суровая Бет (Келли Райлли) из «Йеллоустоуна», что решительная Кара (Хелен Миррен) из «1923», что бравая пожарная надзирательница Ханна (Анджелина Джоли) из «Тех, кто желает мне смерти». Теперь же Шеридан выкрутил свою любовь к сильным женщинам на максимум, превратив изящную Зои Салдану в непреклонную начальницу секретного спецотряда. Она может, например, преспокойно следить за тем, как жестко муштруют новую подопечную Круз – ведь так надо для общего дела. А потом не моргнув глазом отобьет причиндалы негоднику, вздумавшему протянуть к этой же подопечной грязные лапы.
Круз номинально числится главной героиней. Ибо от успеха ее миссии во многом зависят внешнеполитическая обстановка и судьба группы «Львица». Она владеет боевыми искусствами, подтягивается лучше любого морпеха, терпеливо выносит боль и способна навалять даже устрашающему амбалу. Причем сила в ней кроется не только физическая, но и психологическая: именно это в шаблонных резюме гордо называют стрессоустойчивостью. На их с Салданой фоне Николь Кидман в роли матерой цэрэушницы Кэйтлин с «аллергией на бывшего супруга» может показаться слегка блеклой, однако любо-дорого смотреть на то, как эта хрупкая дамочка орет на провинившихся мужиков. Girl power как она есть.
Не только шпионы
Тейлор Шеридан прекрасно понимает, что одними шпионскими интригами сыт не будешь. Благо опыта в их нагнетании у него явно меньше, чем у условного Джона ле Карре. Поэтому профессиональную жизнь героинь он по мере возможности переплетает с личной – для расширения, так сказать, драматургического горизонта. В особенности это справедливо для персонажа Зои Салданы: о Кэйтлин мы (пока, во всяком случае) ничего не знаем, а у Круз частная жизнь как таковая отсутствует. Недаром ее сочли идеальным кандидатом для службы под прикрытием.
Зато на салдановской Джо Шеридан оторвался по полной. Его хлебом не корми, дай выплеснуть на своих героев воз и маленькую тележку заковыристых проблем. Брак Джо с обаятельным седовласым хирургом Нилом (Дэйв Эннэйбл) трещит по швам, поскольку каждый из них сгорает на работе и редко бывает дома. За этим неизбежно следуют семейные склоки, адюльтер и прочие напасти. Еще и дочь-подросток от рук отбивается, наводя на злободневную мысль о том, что не гоже приносить детей в жертву карьере. Да, свежести и многослойности подобным передрягам не достает. Но бескомпромиссному триллеру о женщинах на мужской работе они определенно придают человеческое лицо.
Комментарии