Уморительные гримасы, страстные танцы с едой и противоречивая мораль в черной комедии об избавлении от оков патриархата.
Несчастная в браке женщина однажды узнает, что ее муж – не только подлец, хам и абьюзер, но еще и шляется втихаря по борделям, где предается БДСМ-разврату. Поразмыслив некоторое время, женщина приходит к заключению, что, может, в этом-то все и дело. Дескать, надо тоже приобщиться, и семейная жизнь наладится. С соответствующим предложением она является к мужу, тот реагирует в целом положительно, но заканчивается все тем, что она его случайно убивает путем удушения. После чего принимается следы нечаянного преступления суматошно заметать.
Сценаристки сериала «Я «любила» мужа» Мария Шульгина и Елизавета Тихонова год назад уже исследовали похожую тему – в сериале «Почка». Там тоже, напомним, отдельно взятая женщина (Любовь Аксенова) оказывалась в ситуации, когда от нее требовалось действовать оперативно, энергично и решительно, иначе каюк. Только в создании «Почки» непосредственное участие также принимали Авдотья Смирнова и Борис Хлебников. Тогда как у «Я «любила» мужа» в продюсерах числятся братья Андреасян. Поэтому сами понимаете.
Вполне вероятно, что оно здесь и ни при чем. И не стоит рассматривать присутствие в титрах фамилии Андреасян как фактор, явно на что-то указывающий. Но, так или иначе, никогда не бывает лишним обратить на это внимание и иметь в виду. На всякий пожарный.
В сериале есть замечательный персонаж актрисы Юлии Александровой, звезды фильмов Жоры Крыжовникова и его же бывшей супруги. У персонажа этого имеется собачонка по кличке Куни. И каждый раз, когда Юлия появляется в кадре, она кличку собачонки вслух произносит. Зовет ее звонким своим голосом: «Куни! Куни!» Собственно, тем функционал героини Александровой исчерпывается. Ее сюда внедрили исключительно ради этой хохмы. Которая, допустим, у кого-то вызовет улыбку в первые два раза. Но рано или поздно надоест.
Справедливости ради надо отметить, не все так плохо. Например, Алексей Золотовицкий в эпизодической роли видеоблогера, который учит, как правильно избавляться от тела, своей незабываемо экстатической манерой игры сериал определенно украшает. Но главным украшением служит, конечно же, Светлана Ходченкова, буквально в одно лицо все это сомнительное предприятие вытягивающая на какой-то иной, метафизический уровень. Где экспрессивная черная комедия превращается в экспериментальный моноспектакль.
Причем Ходченковой и говорить ничего не надо, достаточно только корчить гримасы. Оказывается, у нее это получается ничуть не хуже, чем у Дмитрия Нагиева в «Чикатило» (все же влияние Сарика никак нельзя отрицать). А то и лучше. По крайней мере, разнообразнее. Одна лишь сцена, в которой Ходченкова исполняет танец с бургером, способна навсегда изменить сексуальные и кулинарные пристрастия неподготовленного зрителя, а особо впечатлительного – и вовсе морально сломать. А как она кричит в процессе приготовления смузи, как в стиле Серебрякова к бутылке прикладывается, как кривляется перед зеркалом. Да чего уж там, любой (любой!) крупный и не очень план с Ходченковой – шедевр. Без всяких преувеличений. Хоть звук выключай и медитируй, вглядываясь.
Тем более поводов выключить звук и максимально абстрагироваться от всего, что мешает созерцанию неземного лика Светланы, хватает. Потому как ничего сопоставимого по ценности в сериале «Я «любила» мужа» все равно нет. В пяти коротких эпизодах заключена нехитрая история о том, как убийство мужа – это, естественно, следует воспринимать метафорически – помогает женщине избавиться от тяжелых оков патриархата, освободить наконец свою внутреннюю богиню и обрести подлинное счастье, которое заключается главным образом в смене имиджа и ведении беспорядочной половой жизни.
Правда, в самом конце сценаристок Марию Шульгину и Елизавету Тихонову как будто кто-то (предположим, по фамилии Андреасян, хотя не факт) одернул. И они вдруг резко и неуклюже вырулили к морали о том, что убивать мужей – хоть бы и метафорически – плохо. Что все-таки мужик в семье нужен, и нет на самом деле для женщины иного счастья, кроме как колечко на безымянном пальце. С одной стороны, кто бы спорил, конечно. А с другой – из-за этого вся история становится полностью бессмысленной. Впрочем, справедливо ли требовать какого-то смысла от сериала, в котором есть собачонка по кличке Куни и страстный танец с бургером? Дали вдоволь мимическими экзерсисами Ходченковой полюбоваться, и на том спасибо.
Комментарии