Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > О чем «Говорят женщины» – фильм, претендующий на главный «Оскар»?

О чем «Говорят женщины» – фильм, претендующий на главный «Оскар»?

5 февраля 2023 /
О чем «Говорят женщины» – фильм, претендующий на главный «Оскар»?

Пострадавшие от насилия сектантки собираются в сарае, чтобы обсудить построение идеального общества.

В 2000-х в одной из колоний меннонитов (сектанты такие) в Боливии творились чудовищные вещи. А именно: какая-то часть мужской половины колонии массово насиловала женскую половину. С применением ветеринарных седативных препаратов. В конце концов злодеяния вскрылись, последовал суд, нескольких человек надолго посадили, а одного сами колонисты линчевали. Спустя без малого 10 лет, в 2018-м, канадская писательница Мириам Тэйвс опубликовала роман «Говорят женщины», охарактеризованный ею же как «воображаемый отклик на реальные события». То есть на события вышеописанные. Еще через несколько лет другая гражданка той же страны, Сара Полли, книжку ту конвертировала в одноименный фильм.

Естественно, фильм этот не имел ни единого шанса проскочить мимо «Оскара». И он не проскочил, сразу в двух категориях отмечен – в сценарной и в главной, она же «Лучший фильм». Потому как нынче на «Оскаре» что-нибудь феминистическое, о том, как женщин обижают, обязательно должно присутствовать. Не исключено, что есть академики, которые за «Говорят женщины» голосовали, но с самим произведением не ознакомились, а лишь взглянули на постер, и сразу им стало предельно ясно: нет у них никакого морального права столь нужную ленту не номинировать.

«Говорят женщины»

По постеру действительно все предельно ясно, и не только академику, а любому культурному человеку. Там несколько женщин с более или менее узнаваемыми лицами прямо в душу вам смотрят холодными каменными взглядами, как бы осуждающе. И говорящий заголовок крупными буквами. И – «по реальным событиям» на видном месте (о том, что это вообще-то экранизация «воображаемого отклика», напечатано мелким шрифтом внизу). И – «от продюсеров «Лунного света» (3 «Оскара», включая главный, – КР) и «Земли кочевников» (3 «Оскара», включая главный – КР)». Вот вам вся исчерпывающая информация. В принципе, фильм уже и не обязательно смотреть, правда?

Но мы, конечно же, посмотрели. И вот что он собою представляет: кардинально феминизированную версию «12 разгневанных мужчин». Несколько меннониток, включая жертв надругательств, собираются в сарае, чтобы держать совет. На повестке у них – вечный вопрос. Как со всем этим безобразием дальше быть? Первый вариант – остаться и бороться. Что, к слову, противоречит самым основам учения меннонитов. Второй вариант – сбежать куда-нибудь. Что как раз основам учения меннонитов вполне соответствует. Более того, меннониты всю свою историю именно так и поступали – сбегали в другое место, когда кто-то проявлял агрессию в том или ином виде по отношению к ним. Так, собственно, они в Боливии и оказались.

«Говорят женщины»

Казалось бы, ответ на означенный вечный вопрос очевиден (и финал, следовательно, немного предсказуем). Но будь все так просто, не видать фильму «Говорят женщины» номинаций на «Оскара». Поэтому к очевидному ответу приходится долго пробираться через дискуссии, которые, мягко говоря, конструктивными не назовешь. Героиня Джесси Бакли, например, настроена радикально и в своих монологах крайне экспрессивно всех мужиков проклинает. Тогда как героиня Руни Мары придерживается гораздо более широких взглядов и высказывается в том духе, что, может, не сами насильники виноваты, и не те, кто им прямо или косвенно пособничает, а виновато в корне порочно устроенное общество.

Короче, по большей части фильм «Говорят женщины» состоит из многозначительного витиеватого словоблудия. Которое особо упоительным становится в те моменты, когда кто-нибудь принимается изъясняться афоризмами, роняя крупицы мудрости. «Чтобы освободить себя, мы должны спросить себя, кто мы», – в таком примерно духе. И следом повисает многозначительная пауза, и раздаются, как бы приглашая глубоко задуматься над этим изречением, протяжные звуки виолончели (саундтрек сочинил оскароносная Хильдур Гуднадоуттир). Или вот: «Свобода – это хорошо. Лучше, чем рабство. Прощение – это хорошо. Лучше, чем месть». Золотые слова, достойные быть высеченными в граните.

«Говорят женщины»

При этом окончательный вывод произносит, как ни странно, мужской персонаж – сыгранный Беном Уишоу правильный парень, всей душой жертвам сочувствующий. Он при совете разгневанных женщин в сарае назначен кем-то вроде секретаря для ведения протокола. И вывод его таков: надобно сызмальства мальчиков воспитывать в определенном ключе, и тогда они не будут вырастать гадкими насильниками. Само собой, какой-либо конкретики в плане методик не предполагается, кроме потасканного императива «нужно больше любви». Тут же следует оговорка, что мальчикам от 13 и старше даже любовь не поможет, и никак их уже не спасти. Они, мол, окончательно и бесповоротно испорчены своей отвратительной маскулинной природой.

В итоге «Говорят женщины» принимает очертания невообразимо прекрасной утопии, где женщины-меннонитки уходят от мужчин-угнетателей в некие неопределенно далекие края и создают новое, идеальное общество, свободное от предрассудков и всего плохого. Которое зиждется на принципах полной инклюзивности (в фильме имеется меннонитка-трансгендер, а как же), любви и всего хорошего. То есть канадско-голливудские феминистки изобрели хиппи-коммуну, для чего им потребовалось капитально переосмыслить классическую судебную драму Сидни Люмета. Достойно ли это «Оскара»? Не нам с вами судить, к сожалению или к счастью. Но восхищения – точно достойно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: