Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Что известно о кино Саудовской Аравии: Трагедии, откровения и парадоксы

Что известно о кино Саудовской Аравии: Трагедии, откровения и парадоксы

15 сентября 2023 /
Что известно о кино Саудовской Аравии: Трагедии, откровения и парадоксы
«Ваджда» (2012)

Нефтяная держава 35 лет жила без кинотеатров и отменила «Все везде и сразу» с «Доктором Стрэнджем», но сейчас развивается стремительными темпами.

Саудовская Аравия стала главным ньюсмейкером минувшего лета – а все благодаря футболу. Вслед за Криштиану Роналду, который еще в 2022-м подписал контракт с клубом «Ан-Наср», в Саудовскую лигу перешли Карим Бензема, Роберто Фирмино, Н’Голо Канте, Рияд Марез, Садио Мане, Неймар, Малком и прочие звезды. Болельщики, соответственно, начали все чаще включать матчи с участием местных команд и даже отличать друг от друга «Аль-Хиляль», «Аль-Шабаб», «Аль-Таавун» и «Аль-Иттифак».

Ну а мы предлагаем временно оставить в покое лучшую игру с мячом и взглянуть на Саудовскую Аравию под иным ракурсом – киношным. Как вообще зародилась киноиндустрия в стране со столь жесткой цензурой? Какие фильмы там можно показывать, смотреть и снимать? Почему кинотеатры на протяжении 35 лет были под строжайшим запретом? И есть ли в этом суровом мире место для женщин?

Как все начиналось

«Ваджда»
«Ваджда» (2012)

Небольшие кинозалы возникли в Саудовской Аравии еще в 1930-х, стараниями западных нефтяников. Сотрудники Арабско-американской нефтяной компании (Saudi Aramco) прибывали в страну на поиски «черного золота» и устанавливали экраны в жилых комплексах, куда их поселяли. Постепенно места для демонстрации фильмов стали обустраиваться и в домах других иностранцев. Деревянные сиденья расставляли в два ряда, создавая иллюзию зрительного зала, а экран в целях конфиденциальности защищали специальными перегородками.

В 1950-х показы лент (в основном из Египта, Индии и Турции) перебазировались в здания консульств, посольств, спортивных клубов. Особенно эта практика распространилась в столичном Эр-Рияде, «экономической столице» Джидде, Эт-Таифе, Абхе и Эд-Даммаме. Местные жители – чисто мужчины – тоже могли присутствовать на сеансах, хотя их организация не была систематизированной, а сами они находились, по сути, на полулегальном положении. Арабским культурным нормам не отвечали, официальными лицензиями не обладали, зато исламским ценностям не противоречили.

Поход в подобные «кинотеатры на заднем дворе» позволяли себе лишь зажиточные граждане. Сеансы часто стартовали после заката, включали две-три картины и длились до утра. В Эр-Рияде, например, функционировало три кинотеатра при спортклубах. В них подавали чай и безалкогольные напитки, продавали сэндвичи с сыром, обклеивали стены афишами. Причем американские фильмы (в переводе) тоже имелись, хоть они и доезжали до Саудовской Аравии с сильным опозданием. Но ради хитов а-ля «За пригоршню долларов» с Клинтом Иствудом можно ведь и подождать годик-другой, верно?

Кино под запретом

«Идеальный кандидат» (2019)

В 1960-х могло показаться, что кинематограф в Саудовской Аравии постепенно выходит из сумрака. В 1965-м появился первый государственный телеканал Al Saudiya, на котором тоже крутили кино. Телепрограмм и прямых трансляций было маловато, зато в эфир просачивались мультики про Микки Мауса. Многие верили, что дальнейшая эволюция киноотрасли не за горами. Но надеждам этим было не суждено сбыться. 20 ноября 1979 года террористы ворвались в мечеть аль-Харам в Мекке (важнейшую и крупнейшую в мире) и контролировали ее вместе с находившимися внутри заложниками порядка двух недель. Только по официальным данным погибло 255 человек. Взятых в плен экстремистов публично обезглавили.

Вслед за этим начались серьезные чистки в силовых структурах, высылка из страны иноземных рабочих и закручивание гаек во внутренней политике. С телевидения поувольняли женщин-дикторов (против их присутствия давно возражали отдельные религиозные группы), а общество повернулось навстречу тотальному консерватизму. Развлекательные мероприятия сочли «рассадниками порока». Под раздачу попали и кинотеатры – производство и демонстрацию фильмов признали «моральным преступлением», непростительным в рамках исламской традиции. И в 1983 году кинотеатры в любом виде прекратили свое существование.

Телевидение при этом продолжало развиваться, пусть и находилось под контролем сверху: мультики и доки никуда не делись. Вдобавок в 1993-м на канале Saudi 1 стартовал неожиданно дерзкий комедийный скетч-сериал Tash ma Tash: в нем иронично обыгрывались деликатные темы социального, религиозного и общечеловеческого характера. Tash ma Tash получил 18 сезонов и продержался в эфире до 2011 года, хотя актерам угрожали расправой, а консервативные круги считали шоу оскорблением исламских традиций. Параллельно расцветал видеопрокат и продажа паленых DVD на рынках, а на спутниковые каналы прорывались зарубежные ленты. Мало-помалу подготавливалась почва для великого возвращения кино.

Новая эпоха

Несмотря на действующий запрет в отношении кинотеатров, в 2005 году в Эль-Хубаре, сердце нефтяной промышленности, заработал зал IMAX. На нем показывали образовательные картины – преимущественно американского производства с арабским дубляжом. В том же году в одном из отелей Эр-Рияда открылся кинотеатр на 1400 мест, где женщины с детьми могли посмотреть мультики. СМИ писали о том, что за этими послаблениями непременно должна последовать полноценная амнистия, благо в обществе явно имелся спрос на легальную кинопродукцию. И амнистия действительно произошла – хотя, как и в случае с показом «За пригоршню долларов», жителям Саудовской Аравии пришлось запастись терпением.

Только в 2017-м (к тому времени в стране появились Netflix, собственный кинофестиваль и кинопроизводство) Министерство культуры и информации объявило о долгожданном возрождении кинотеатров в соответствии с реформой наследного принца Мухаммеда ибн Салмана аль Сауда. Специальное мероприятие в Эр-Рияде в декабре того же года, организованное в честь знаменательного события, посетил Джон Траволта – знатно расчувствовавшись, он выступил с программной речью:

«Думаю, это исторически важный момент. Ведь Саудовская Аравия – единственная в мире страна, где отсутствует кино. И теперь, спустя 35 лет, оно все-таки возвращается. Я чувствую себя частью настоящего праздника свободы, неразрывно связанного с лучшими человеческими качествами, что в нас есть».

Эпохальной датой стало 18 апреля 2018-го: именно в этот день в Эр-Рияде в кинотеатре на 600 мест запустили блокбастер Marvel «Черная Пантера». За приключениями принца Т’Чаллы в исполнении Чедвика Боузмана наблюдали государственные деятели, бизнесмены, члены королевской семьи, известные медиаперсоны и глава американской компании AMC, владевшей кинотеатром.

Естественно, фильмы для публичных показов (следующим был супергеройский экшен «Мстители: Война бесконечности») тщательно изучались на предмет соответствия законам шариата. Вот почему из той же «Черной Пантеры» вырезали 40-секундную сцену с поцелуем. Но обычные граждане наконец получили возможность смотреть кино у себя на родине, не выезжая ради этого в Бахрейн и ОАЭ. А для Саудовской Аравии развитие новой старой отрасли развлечений оказалось ценным шансом уменьшить зависимость экономики от нефтедобычи и повысить ВВП.

Власти объявили о намерении открыть 350 кинотеатров с 2500 залами к 2030 году. Уже к 2020-му Саудовская Аравия стала самым прибыльным для бокс-офиса рынком на Ближнем Востоке и продемонстрировала рост даже во время пандемии (больше нигде в мире такого не наблюдалось). Сейчас в стране насчитывается 69 кинотеатров в общей сложности на 64 тыс мест – подобными темпами обозначенных выше показателей удастся достичь гораздо раньше заявленных сроков.

Что там снимают?

Sattar
Sattar (2022)

На гордое звание «первой картины в истории Саудовской Аравии» претендует док «Муха» (1950), в котором засветился и первый саудовский артист (он же доктор) Хасан аль-Ганим. Фильм предостерегал об опасности зловредных мух. Поставил его, что любопытно, американец Ричард Лайфорд, лауреат «Оскара» за документалку «Титан: История Микеланджело». Однако детальной информацией о кинематографе Саудовской Аравии середины прошлого века мы, увы, похвастаться не можем. До потомков дошли лишь отдельные наименования – вроде «Раскаяния» (1965) и «Убийства города» (1976). Автор последней ленты Абдулла аль-Мухайсен вообще долгое время считался единственным в государстве режиссером.

Он же напомнил о существовании в стране собственного кинематографа в 2006-м. Его чудная фантазия «Тени тишины» про промывку мозгов и прочие козни авторитарного режима доехала до фестивалей во Франции, Канаде и Японии и доказала, что в Саудовской Аравии можно создавать вполне серьезное художественное синема (почти артхаус!). Тогда же фильм «Как дела?» о том, как одна семья разрывалась меж традициями и современными нравами, впервые вышел в полноценный прокат на Ближнем Востоке – хотя снимали его в Дубае, а в самой Саудовской Аравии по-прежнему отсутствовали кинотеатры.

Картина намекала, что было бы неплохо взглянуть в глаза сегодняшнему дню, поставив крест на никому не нужном бане. И реакции общественности «Как дела?» добился: его показали на 18 смотрах по всему миру и подробно разобрали в рецензии в New York Times. За этим опять наступило затишье, а новая веха обозначилась в 2012 году – сразу по нескольким параметрам. Драма «Ваджда» о десятилетней девочке, которая вопреки социальным запретам пытается жить и радоваться жизни, стала первой лентой, снятой на территории Саудовской Аравии. Причем снятой женщиной!

Хайфа аль-Мансур не могла находиться рядом с мужчинами из съемочной группы, поэтому процессом руководила по рации, расположившись в фургончике. Производство и поиск финансирования (в итоге подсобили немецкие компании) заняли пять лет. Постановщица вдохновлялась классикой неореализма («Похитители велосипедов») и новой волны («400 ударов») и создала необычный, смелый шедевр, который и сейчас воспринимается как глоток свежего воздуха. Премьера состоялась на фестивале в Венеции, где «Ваджда» завоевала 3 приза, а затем – опять-таки впервые для Саудовской Аравии – ее выдвигали на «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

До шорт-листа лента не добралась, однако дверца, столько времени наглухо задраенная, наконец распахнулась. Хайфа аль-Мансур переехала в Лос-Анджелес и обрела второе дыхание в Голливуде. На ее счету – такие известные проекты, как «Мэри Шелли» с Эль Фаннинг, «Птица доброго господа» с Итаном Хоуком, «Мэйфейрские ведьмы» с Александрой Даддарио и даже «Истории ходячих мертвецов»! Четыре года спустя до «Оскара» попробовала добраться саудовская комедия «Барака встречает Барака». Вновь неудачно, хотя картина (естественно, впервые) погостила на Берлинском и Каирском фестивалях и вышла на Netflix.

История кино Саудовской Аравии насчитывает пять попыток пробиться в оскаровскую когорту. Ни одна пока не увенчалась успехом. Зато кинопроизводство в стране отныне поставлено на вполне себе широкую ногу. В конце 2021 года власти нацелились к 2030-му снять 100 фильмов – с одинаковым вниманием к мужским и женским голосам. Всего 10 лет назад такое было просто невозможно представить.

Что там смотрят?

Пятерка самых кассовых фильмов на территории Саудовской Аравии выглядит следующим образом. Первую строчку оккупировал «Топ Ган: Мэверик»: камбэк Тома Круза в роли бравого летчика заработал $22,6 млн. На второй позиции – вновь супергероика: Человек-паук оплел золотой паутиной прокат и принес в копилку создателей $17,4 млн. Номер три – египетский ромком «Я люблю тебя», который продемонстрировал лучший старт для проектов из Египта на Ближнем Востоке. Популярность режиссера, сценариста, исполнителя главной роли и известного певца Тэмера Хосни обеспечила неплохую кассу $15,7 млн.

Четвертая строчка – тоже за Египтом. Комедия A Stand Worthy Of Men (Wa’fet Regala) о курортных приключениях собрала практически столько же, сколько и творение Хосни: $15,6 млн. И, наконец, на пятое место влетел «Оппенгеймер» ($11,6 млн), который еще и поставил локальный рекорд по предпродажам, а в первый уик-энд собрал $4 млн. До Кристофера Нолана эту позицию занимала лента саудовского производства Sattar ($9,2 млн) – по сюжету, разочаровавшийся в жизни мужичок решает осуществить детскую мечту и заделаться рестлером. Из свежачков прилично себя зарекомендовали «Форсаж 10» ($6,6 млн), «Братья Супер Марио в кино» ($6,2 млн), «Джон Уик 4» ($5,6 млн).

Данных по сборам «Барби» пока нет – для многих вообще стало сюрпризом, что трагикомедию Греты Гервиг выпустили в Саудовской Аравии (она запрещена в Ливане и Кувейте). Консерваторы предостерегали от просмотра картины, наводненной «унизительной феминистской идеологией». Но в августе релиз состоялся, и женщины в розовых хиджабах радостно пришли на премьеру. Из недавних запрещенок же выделяются «Базз Лайтер» (из-за однополого поцелуя), «Все везде и сразу» (из-за однополой пары) и «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (из-за нетрадиционной ориентации Америки Чавес).

Что дальше?

Кинематограф в современной Саудовской Аравии является самой быстрорастущей отраслью. И одной из приоритетнейших – согласно программе «Видение Саудовской Аравии 2030», направленной на диверсификацию экономики. Оно неудивительно – надо же как-то компенсировать годы вынужденного простоя. Отчет Министерства торговли гласит, что во втором квартале 2023-го рост местной киноиндустрии составил 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Дополнительно запустили программу финансирования на сумму $233 млн с целью создания стабильно развивающейся отрасли, поддержки кинопроизводства и дистрибуции. А сборы с билетов сократились с 25% до 5–15 % в зависимости от региона.

В Министерстве культуры функционирует Управление кинематографии, которое следит за укреплением киношной инфраструктуры. Речь идет не только о студиях, контролирующих съемки, но и о площадках для монтажа, компаниях, предоставляющих маркетинговые и логистические услуги, организующих те или иные мероприятия. До недавних пор эти структуры было плохо налажены, да и сейчас над многим предстоит поработать. Поэтому немалым подспорьем оказались голливудские блокбастеры, снимающиеся в Саудовской Аравии стараниями приезжих и местных умельцев.

В их числе – экшен «Воин пустыни» с Энтони Маки (и съемочной группой из 500 человек), драма «По наклонной» с Томом Холландом, хоррор «Виолончель» со звездой «Пилы» Тобином Беллом и боевик «Беглец» с Джерардом Батлером. Причем участники съемок «Виолончели» говорили, что члены команды спокойно расхаживали в шортах, девушки носили майки, и вообще все это не сильно отличалось от работы в любой другой точке мира. Болливуд на Саудовскую Аравию тоже заглядывается – авторы трагикомедии «Дунки» с Шах Рукх Кханом, например.

Значительная часть киносъемок проходит на территории инновационного региона Неом на северо-западе страны: там и локации, от красоты которых дух захватывает, и всякие новомодные технические службы, и много чего еще. На развитие этого футуристического мегаполиса выделили безумные $500 млрд. Предполагается, что в будущем его жизнью будет управлять искусственный интеллект. Хочется верить, что как минимум кинематограф под влияние пресловутого AI не попадет. Ведь люди Саудовской Аравии только-только начали получать ни с чем несравнимое удовольствие от кино как развлечения, средства заработка и драгоценнейшей составляющей жизненного уклада.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: