Рассказываем о самых известных и популярных «расследователях» из мира журналистики – от Фредди Лаундса до Луиса Блума.
Криминальные репортеры – отдельная каста киногероев. Они часто оказываются в самой гуще событий (как правило, по собственной воле) и получают информацию из первых рук. Что и говорить, если на информационной передовой частенько бывают даже супергерои вроде Питера Паркера и Эдди Брока? К выходу сериала Майкла Манна «Полиция Токио», где Энсел Элгорт сыграл молодого американца, который приезжает в Японию, становится криминальным репортером и в конце концов сталкивается с боссом якудза, «КиноРепортер» собрал еще несколько героев, которые не просто знают, как попасть в переплет и выбраться из него, но и буквально живут за счет этого знания.
Луис Блум
«Стрингер», 2013
Пожалуй, самый радикальный пример криминального репортера. Дэн Гилрой снял мрачную и гипнотическую историю о человеке, который внезапно обретает смысл жизни в игре со смертью, которая хорошо оплачивается. Как поется в одной песне, никакая цивилизация не способна скрыть животных импульсов – Луис Блум (магнетический Джейк Джилленхол, в равной мере обольстительный и отталкивающий) быстро взбирается на самую вершину пищевой цепи, однако и падает с нее столь же стремительно.
Резкие реплики и столь же предельный, на острие реализм, крупный план, никакого смещения фокуса, никаких принципов. В определенном смысле это шедевр в компактной и на первый взгляд неприметной упаковке. Но обманываться не стоит.
Пол Эвери и Роберт Грейсмит
«Зодиак», 2007
Дэвид Финчер, как известно, знает толк в маргинальной изнанке общества. Хронические алкоголики, психически неустойчивые персонажи, маньяки – галерея столь красочная, сколь и мрачная. На рассказах об убийцах режиссер в свое время сделал себе имя. В «Зодиаке», вдохновленном реальными событиями, скрупулезное расследование наравне с полицией ведут журналисты – именно в редакцию San Francisco Chronicle приходит зашифрованное письмо от преступника, терроризирующего Северную Калифорнию.
Репортер Пол Эйвери (Роберт Дауни-младший) и карикатурист Роберт Грейсмит (все тот же Джейк Джилленхол) ломают голову над шифром. Попытки, согласно официальной версии, были бесплодными, но отчаянные попытки героев добраться до истины приводят к тому, что Эйвери пришлось добровольно отказаться от карьеры, а после получения личной открытки от Зодиака и вовсе постоянно носить с собой оружие. Грейсмиту одержимость стоила семьи – супруга развелась с ним, поняв, что дети растут в совсем уж нездоровой обстановке. Правда, последний прославился, написав книгу, по которой Финчер и снял один из лучших своих фильмов.
Фредди Лаундс
«Ганнибал», 2013–2015
В целом неудивительно, что убийцу и людоеда Ганнибала, ставшего поп-культурным феноменом, придумал бывший криминальный репортер. Томас Харрис еще в студенческие годы работал «по следам полицейских патрулей», а после переезда в Нью-Йорк и вовсе погрузился в глубинные слои преступности. Возможно, именно близкое знакомство с миром криминала и людьми, пытающимися пролить на него свет, заставило писателя создать Фредди Лаундса – журналиста скандального таблоида, которого собственные неуемные амбиции привели к бесславному концу.
Насолить, впрочем, герой успел не только серийному убийце Фрэнсису Долархайду, которого он нарек Зубной феей, чем порядком разозлил, но и протагонисту Уиллу Грэму. В сериале Брайана Фуллера роль Лаундса не только претерпела гендерный разворот на 180 градусов, но и заметно расширилась – обожающая броские вещи рыжеволосая красотка Фредди часто двигает сюжет вперед и при этом является прекрасной иллюстрацией того, кто в этой истории на самом деле является хищником, а не притворяется им.
Камилла Прикер
«Острые предметы», 2018
Многосерийный психологический триллер «Острые предметы» рассказывает об эмоционально нестабильной журналистке Камилле Прикер (Эми Адамс), которую начальство отправляет в родной город, чтобы подробно осветить убийства двух молодых девушек. Возвращение домой безрадостно: сводная сестра в самом расцвете пубертата ревнует и явно скрывает собственные секреты, в воздухе витает призрак средней сводной сестры, умершей от непонятной болезни много лет назад, а отношения с матерью, которые крайне негативно повлияли на состояние Камиллы, только ухудшаются. Местные тоже не в восторге от гостьи, а потому Прикер часто прикладывается к бутылке, заводит интрижку с заезжим полицейским, едва не погибает и… в конце концов открывает для себя шокирующую правду.
Роман Рахманов
«Коса», 2021
Один из первых проектов платформы Kion – с калининградским колоритом, качественным визуалом и лихо закрученной интригой. Первые серии «Косы» – пример того, как выглядел бы ребенок «Ганнибала», «Менталиста» и «Настоящего детектива». Затем действие выравнивается, и на первый план выходят герои, которые могут похвастаться индивидуальным набором личностных характеристик (пусть и при довольно стандартном для жанра наборе психологических проблем). Один из них – журналист Роман Рахманов (Александр Горбатов), который в 1990-е писал о преступнике, убивающем молодых женщин с помощью косы. Похожий маньяк объявляется на анклаве в наши дни – за ним и ведется охота.
Роман – человек, пресытившийся столичной жизнью, своенравный, если не сказать истеричный. На «дело» он идет, чтобы вернуть себе статус телезвезды: когда-то давно Жнец выходил с ним на прямую связь, но «многообещающее» знакомство (оцените степень цинизма) обернулось разбитыми надеждами и так и не написанной книгой. Так что за вторую попытку он готов цепляться зубами – тем более что личных мотивов у Рахманова тоже хватает.
Анника Бенгтзон
«Дело Анники Бенгтзон», 2012
Шведы любят неторопливые расследования – как в литературе, так и в кино. И представители СМИ в таких сюжетах часто играют не последнюю роль. В тетралогии «Миллениум» Микаэль Блумквист, чья специализация – экономические преступления, вечно оказывается в центре событий. В первом сезоне «Моста» неизвестный террорист связывается с журналистом Даниэлем Фербе. А в шведской серии про Аннику Бенгтзон преступников наряду с полицией ищет репортер криминальной хроники.
Следуя традициям скандинавского нуара, Анника предстает не только отважной женщиной и карьеристкой, которая не боится погружаться в глубины преступного мира, но и человеком с «деструктивной чертой внутри», к тому же усиленной внешними обстоятельствами (например, первый муж Бенгтзон так сильно избил ее, что она была вынуждена убить его в порядке самообороны). Попадает героиня и в другие передряги. И их так много, что в нулевых вышла дилогия с Хеленой Бергстрем, а в начале десятых – целая серия фильмов с Малин Крепен, включая «Прайм-тайм», «Последнее завещание Нобеля» и «Студию секса».
Лина Вистинг
«Детектив Вистинг», 2019–2021
Норвежцы тоже знают толк в нуаре и при этом не стесняются заигрывать с заокеанскими мотивами. Первые серии «Детектива Вистинга», например, посвящены поискам маньяка, орудующего на местных землях с середины 1990-х. За поимку мерзавца берется местный следователь (Свен Нордин). А в качестве поддержки ему присылают агентов ФБР (их, к слову, играют Ричи Кэмпбелл и Кэри-Энн Мосс). Одновременно маньяка выслеживает дочь следователя Лина (Теа Грин Лундберг), которая лишилась возможности пойти по отцовским стопам из-за проблем с наркотиками.
До мест преступлений она все равно добирается – благодаря журналистской корочке. А вот родственными связями Лина скорее злоупотребляет, что приводит к вполне закономерным последствиям. Отец, впрочем, тоже хорош – будучи ослепленным злостью, он в какой-то момент упускает важную улику, которая ведет к разгадке. И, разумеется, ставит его чересчур независимую и самостоятельную дочь под угрозу. Но поистине голливудской сценой спасения не обходится – линия прерывается на середине первого сезона (из двух), так что в сети обмана и отговорок отцу с наследницей приходится побыть подольше.
Комментарии