В этом фильме, навсегда изменившем киноискусство, одни видят лишь частную историю перверсивной связи, другие – невероятно красивые виды Парижа, а кто-то – и вовсе «кино о кино», метафору сложных отношений между Голливудом и французской «новой волной». Однако спорить с тем, что это шедевр, – уже давно неприлично. А ведь 50 лет назад, когда «Последнее танго в Париже» впервые показали на большом экране, неприличным казалось другое – знать о его существовании.
Они встретились в парижской квартире дома №1 на улице Жюля Верна совершенно случайно – одновременно пришли подыскивать себе жилье внаем. Он – это Пол (Марлон Брандо). Немолодой американец, который успел в этой жизни побывать боксером, актером, музыкантом, революционером в Южной Америке и журналистом в Японии. Он скитался везде, пока не осел в Париже, где женился на хозяйке небольшого отеля. Она – Жанна (Мария Шнайдер), 19-летняя парижанка, у которой есть жених Том, молодой человек с горящими глазами, маниакально влюбленный в собственную кинокамеру.
Впрочем, сами герои друг о друге ничего не знают. Бурные сексуальные отношения, которые завязались у них через 15 минут после знакомства, предполагали полную анонимность: они не должны были раскрывать даже собственных имен. Тяжело переживающий недавнее самоубийство жены Пол эмоционально и физически подавляет свою партнершу, грубо останавливая ее попытки внести в их отношения романтику и цивилизованность. А время от времени и откровенно издевается над ней. Девушка поначалу соглашается на такую роль, но ее свадьба близится, и продолжаться так больше не может. Жанна приходит в квартиру на улице Жюля Верна, чтобы попрощаться, но последняя встреча оборачивается трагедией…
В момент выхода фильма Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» на экраны эта простая, казалось бы, история отношений мужчины и женщины произвела эффект разорвавшейся бомбы. Чересчур откровенные по тем временам сцены и болезненные отношения героев шокировали даже критиков и друзей-кинематографистов – Жан-Люк Годар, как вспоминает Бертолуччи, схватился за голову и выбежал из зала через 10 минут после начала показа.
Премьера фильма, состоявшаяся 14 октября 1972 года на Нью-Йоркском кинофестивале, вызвала бурю противоположных отзывов. В то время как одни призывали бойкотировать картину или вовсе ее запретить, другие делали акцент на ее высокой художественной ценности, которая важнее ханжеских установок вышедшей в тираж традиционной морали. Фильм получил две номинации на «Оскара» – за лучшую режиссуру и главную мужскую роль. А самый влиятельный на тот момент критик Полин Кейл написала экстатическую рецензию для The New York Times, воспевающую «Последнее танго в Париже» как едва ли не величайший фильм в истории, «навсегда изменивший киноискусство».
Однако в Нью-Джерси, к примеру, демонстрация картины сопровождалась крупной акцией протеста – кинотеатр атаковала группа поборников нравственности, и сеанс пришлось временно прервать в связи с сообщением о подложенной бомбе. Аналогичную реакцию можно было наблюдать не только в нарочито религиозной Америке, но и в остальном мире. Власти нескольких стран – Чили, Португалии, Испании, Южной Кореи, СССР – запретили «Последнее танго в Париже» к показу. Даже в родной для режиссера Италии фильм объявили «порнографическим»: после удачного старта прокат приостановили, и все копии картины были изъяты полицией по приказу прокурора.
В 1976 году, после серии судебных процессов, суд города Болоньи постановил, что изъятые копии подлежат уничтожению. А самого Бертолуччи не только наградили четырьмя месяцами тюрьмы условно, но также лишили гражданских прав на 5 лет – режиссер-вольнодумец не мог даже участвовать в выборах. Строгих блюстителей морали, требующих расправы над картиной, было много. Странно лишь то, что в их число вошли не только традиционно правые, которых приводила в ярость пресловутая «сцена с маслом» (чтобы заняться с Жанной анальным сексом – греховным с точки зрения библейской морали, Пол использует в качестве лубриканта сливочное масло). Среди хулителей были и левые, близкие по взглядам самому Бертолуччи.
Фильм, в котором герой-мачо так обращается с женщиной, должен быть уничтожен, – утверждала толпа феминисток, демонстрируя при этом, кстати, сугубо «мужской» запрещающий подход. И даже в социалистических, отлученных от церкви странах режиссер не нашел должного понимания. Более того! В Советском Союзе домашний просмотр «Последнего танго» приравнивался к распространению порнографии и карался по всей строгости закона.
Идея фильма выросла из сексуальной фантазии Бернардо Бертолуччи. Через много лет режиссер рассказывал, как однажды вообразил себе, что встретил на улице красивую девушку и занялся с ней сексом, даже не зная ее имени. Париж как место съемок возник лишь потому, что «Последнее танго в Париже» звучало лучше, чем, скажем, «Последнее танго в Милане» или «в Риме». Кроме того, Бертолуччи прожил во французской столице много лет и был уверен, что это особенный город – созданный для того, чтобы снимать в нем кино.
Помочь режиссеру в реализации его фантазий согласился Витторио Стораро, его постоянный оператор. «Последнее танго» – это не только шокирующие сцены. Это и невероятно красивые виды Парижа начала 1970-х, и виртуозная съемка в интерьере, где лица, стены и даже небо в окне окрашены в мягкий оранжевый цвет. Обсуждая стилистику будущего фильма со Стораро, Бертолуччи посоветовал ему посетить выставку современного художника Фрэнсиса Бэкона. В его картинах оператор увидел то, что идеально подходило для «Последнего танго»: в изображении двух людей, сплетенных в безумных, искаженных объятиях, преобладали теплые оранжевые тона. Картины Бэкона мы видим сегодня на открывающих фильм начальных титрах.
Не менее важной для режиссера была музыка. Первый вариант саундтрека был написан Астором Пьяццоллой – аргентинским композитором, который сумел в корне перевернуть традиционное представление о танго, разбавив его элементами классической музыки и джаза. Но Бертолуччи чего-то не хватало. Чувственность, смешанную с грустью или даже отчаянием, – основное настроение будущего фильма – режиссер нашел в музыке другого аргентинца, джазового тенора-саксофониста Гато Барбьери.
Исполнители главных ролей, от которых зависит судьба любой камерной психологической драмы, тоже нашлись не сразу. Поначалу Бертолуччи присматривался к Жан-Луи Трентиньяну и Доминик Санда – паре, хорошо знакомой ему по съемкам «Конформиста», вышедшего двумя годами ранее. Но Трентиньян сразу же отказался, сославшись на то, что не сможет сыграть в сценах секса, а Санда сообщила о своей беременности, несовместимой с предложенной ролью.
После этого Бертолуччи переключился на двух самых востребованных молодых актеров во французском кино и отправился в Париж, чтобы приступить к переговорам. Речь шла об Алене Делоне, замеченном режиссером в «Рокко и его братьях», и Жан-Поле Бельмондо, которого он любил за фильмы Годара «На последнем дыхании» и «Безумный Пьерро». И вновь промах! «Крутой» Бельмондо, прочитав сценарий, отказался не только сниматься, но даже встретиться с режиссером, назвав фильм «порнографией». А «женственный» Делон любезно сообщил, что смог бы принять участие в съемках лишь при одном условии: если картину он будет еще и сам продюсировать.
Позже Бернардо Бертолуччи уже не мог вспомнить, кто из друзей посоветовал обратиться с предложением к Марлону Брандо. Самому режиссеру эта кандидатура даже не приходила в голову: Брандо был частью американской, а не европейской мифологии. К тому же звезда бунтарского кино к 1970 году находился в серьезном личном и финансовом кризисе, и его имя уже не было на слуху.
Услышав краткий пересказ сюжета, Брандо согласился на роль Пола (не в последнюю очередь из-за долгов), но на всякий случай запросил копию «Конформиста» и потребовал, чтобы Бертолуччи приехал к нему на две недели в Лос-Анджелес. Когда в пару к Брандо была утверждена начинающая актриса Мария Шнайдер, друзья режиссера были крайне удивлены: в ней видели только молоденькую девушку с нулевым актерским потенциалом. Съемки действительно оказались для Марии тяжелейшим испытанием – то же, впрочем, можно сказать и о Брандо, и о самом Бертолуччи.
Снимали в Париже 12 недель по 14 часов в день – без единого выходного. Лишь Марлон Брандо, ссылаясь на американские профсоюзы, отказывался работать по субботам и покидал площадку ровно в шесть. Однако на остальных членах команды это никак не отразилось: чтобы не терять время, по субботам снимали сцены с Жан-Пьером Лео, который играл Тома.
Брандо к тому же не умел и не хотел учить диалоги. Он развешивал по съемочной площадке фрагменты своих реплик и время от времени оглядывался в поисках нужной карточки. По большей же части актер просто импровизировал – он любил снимать сцену с первого дубля и хотя всегда соглашался на второй, играл его уже совершенно иначе. Впоследствии Брандо говорил, что во время съемок его не покидало чувство, будто им манипулируют. В течение следующих 20 лет он отказывался видеться или разговаривать с Бертолуччи, который легко мог довести актера до слез, если у того никак не получалось расплакаться в нужной сцене.
Юной Шнайдер было непросто справиться с подобным стилем и графиком работы. Сцену, где ее героиня рыдает в телефонной будке, можно воспринимать как свидетельство мучительного состояния актрисы во время съемок. Она то любила, то ненавидела своего знаменитого партнера, восхищавшего и раздражавшего ее одновременно. А импровизации и сам стиль работы Бертолуччи выбивали у девушки почву из-под ног.
Кульминацией стала та самая «сцена с маслом», которую Бертолуччи и Брандо придумали на ходу, – в самом сценарии она прописана не была. Причем режиссер решил вообще не сообщать Шнайдер о внесенных изменениях. А привело это к тому, что придуманная Брандо и Бертолуччи сцена насилия происходила почти что на самом деле: ничего не подозревающей Марии не пришлось изображать крики и слезы – она действительно была в шоке от происходящего. Хотя к настоящему сексу актрису никто не склонял, позже Шнайдер призналась, что чувствовала себя жестоко изнасилованной.
Когда история о съемках этой сцены стала широко известна, Марии пришлось хлебнуть горя. Над ней подтрунивали даже официанты, предлагая бутерброды со сливочным маслом, и, по ее собственному признанию, актриса даже перестала его есть – готовила только на оливковом. С Марлоном Брандо она больше никогда не виделась. А через много лет, встретив своего «мучителя» Бернардо Бертолуччи, Шнайдер лишь процитировала свою героиню: «Я не знаю этого человека. Я даже не знаю, как его зовут…»
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…