«Крепкому орешку» исполняется 35 лет. В 1988 году мир познакомился с новым героем боевиков в майке-алкоголичке, любовью к сигаретам и черному юмору. И, конечно, с фирменной фразочкой «Yippee-ki-yay, Motherfucker!» («Йо-хо-хо, ублюдок!»). Однако приключения Джона Макклейна не ограничиваются только фильмами. В этом полном хронологическом гиде «КиноРепортер» собрал все основные проекты, посвященные неустрашимому нью-йоркскому копу.
Удивлены? Да, приключения Джона Макклейна начинаются задолго до инцидента в Накатоми-плаза. В 2009 году в продажу поступил первый выпуск комикса-приквела «Крепкого орешка», действие которого разворачивается в 1976-м. Здесь Макклейн показан неопытным полицейским, расследующим преступления на погрязшем в беспорядках и коррупции Манхэттене. «Год первый» включает 8 выпусков, и авторы даже запросили у Брюса Уиллиса разрешение на использование его внешности при создании молодой версии копа.
Комикс должен был лечь в основу фильма с рабочим названием «Джон Макклейн», посвященного ранним годам полицейского, когда он только готовился стать детективом. Впервые о нем заговорили в 2015-м, и с того момента концепция картины успела поменяться несколько раз. В одной из потенциальных версий Уиллису предстояло появиться в камео, а роль Макклейна исполнил бы другой, более молодой актер. После покупки Fox «Диснеем» в 2019-м проект трансформировался в сериал «Макклейн». Однако в прошлом году Уиллис объявил о завершении карьеры в связи с болезнью, и судьба приквела пока остается неопределенной.
Неустаревающая классика, один из лучших боевиков XX века и отличный рождественский фильм. Ладно, последнее утверждение спорно – с ним не согласен даже сам Брюс Уиллис. Но поклонники франшизы регулярно возвращаются к любимому ритуалу и пересматривают легендарную картину перед новогодними праздниками: бросаются культовыми фразочками, в сотый раз смеются с комментариев главного героя, поют хит Фрэнка Синатры Let It Snow! и просто наслаждаются тем, как Джон Макклейн лихо надирает зад кучке террористов.
Персонаж Уиллиса стал обновленной версией звезды боевиков. Приземленной и более человечной, с которой многие зрители действительно могут себя ассоциировать. Джон Макклейн – не машина для убийств вроде персонажей Сталлоне, Ван Дамма и Шварценеггера, а обычный нью-йоркский коп. Сквернословящий, вечно причитающий, остроумный. Он постоянно язвит, получает ранения (и реально страдает от них), испытывает страх и совершает иррациональные поступки, часто приводящие к забавным и разрушительным последствиям.
Дополнительно: роман Родерика Торпа «Ничто не вечно», на котором основан фильм, а также игры по мотивам первой части Die Hard (1990), Die Hard Trilogy (1996) и Die Hard: Nakatomi Plaza (2002), слегка расширяющие оригинальную историю.
Вторая часть «Крепкого орешка» стала камнем преткновения между поклонниками серии, поскольку некоторые фанаты считают, что сиквел превзошел оригинал. История получилась более масштабной, экшен – эффектным, локации – разнообразными. Здесь даже есть полноценный зимний сеттинг, действительно передающий рождественское настроение. Правда, Макклейн начал периодически использовать чит-код на неуязвимость, а главный злодей вышел менее харизматичным, чем Ганс Грубер. Хотя, строго говоря, никто из будущих плохишей так и не смог превзойти Алана Рикмана.
Местом действия на сей раз стал аэропорт Вашингтона, где Джон Макклейн ожидает свою жену Холли. И снова оказывается не в то время не в том месте. Ему приходится практически в одиночку противостоять очередной группе террористов, состоящей из бывших американских военных. Критики ругали неровный темп и некоторые сюжетные решения, однако сиквел имел кассовый успех, превзойдя результаты оригинала. При бюджете $70 млн боевик заработал $240 млн. Третья часть была лишь вопросом времени. Впрочем, ждать ее пришлось целых пять лет.
Дополнительно: роман Уолтера Вейджера «58 минут», по которому поставлен фильм, и игры по мотивам второй ленты Die Hard 2: Die Harder (1992) и Die Hard Trilogy (1996), частично ее дополняющие.
Если хочешь поиграть на ностальгических чувствах зрителей и тебе при этом лень придумывать предысторию злодея, просто сделай антагониста родственником главгада из прошлых частей. Так и случилось с третьей главой «Крепкого орешка», где опустившийся практически на самое дно Макклейн должен остановить Саймона Грубера, брата Ганса Грубера из первой ленты. На этот раз Джону дали в напарники владельца магазина в исполнении Сэмюэла Л. Джексона. В результате получился образцовый бадди-муви в стиле «48 часов» и «Последнего бойскаута» с тем же Уиллисом.
Подобные сравнения небезосновательны. Изначально сценарий с рабочим названием «Саймон говорит» писался для четвертой части «Смертельного оружия». Но история привлекла внимание режиссера Джона Мактирнана, снявшего оригинального «Орешка» и готовившего почву для триквела. Постановщику понравилась идея фильма, герой которого сталкивается с последствиями своих, на первый взгляд, правильных решений. В итоге сценарий скорректировали, центральным конфликтом сделали месть за убийство брата, а напарником Макклейна назначили чернокожего жителя Гарлема по имени Зевс.
«Возмездие» получило смешанные отзывы, но все же собрало внушительную кассу ($366 млн). Некоторые зрители сетовали на то, что финал вышел не таким логичным и эффектным, как в прошлых частях. На самом деле авторы сняли альтернативную концовку, в которой Джон и Саймон буквально меняются местами. Но из-за слишком мрачного тона, включая демонстрацию «темной» стороны Макклейна, от этого варианта пришлось отказаться (позже его добавили в DVD-издание). Жаль, поскольку это была любопытная трансформация положительного героя.
Дополнительно: игра по мотивам третьей части Die Hard Trilogy (1996) как расширение оригинального сюжета.
Забавно, что первым проектом про Джона Макклейна с оригинальной историей стала видеоигра. Взяв за основу геймплейное ядро Die Hard Trilogy, разработчики придумали сюжет, в котором нью-йоркский коп должен помочь подавить бунт в тюрьме. Но одним исправительным учреждением игра не ограничивается, и в определенный момент Джон оказывается в мировой столице азарта Лас-Вегасе. По мере прохождения он узнает, что его союзники на самом деле и были главными злодеями, желавшими получить контроль над Городом Грехов.
Viva Las Vegas представляет собой смесь трех жанров: экшена от третьего лица, рельсового шутера (геймер управляет прицелом, а движение героя прописано заранее и осуществляется самой игрой) и аркадных гонок. До киношных приключений Макклейна Viva Las Vegas явно не дотягивает: в программе непослушная камера, устаревшая графика, клишированный сюжет с предсказуемыми твистами и странный образ Джона, не похожий на оригинального персонажа. Получить удовольствие от игры могут только самые хардкорные поклонники франшизы.
Еще одна игра с оригинальным сюжетом. Действие шутера стартует спустя пять лет после «Возмездия». Джон Макклейн снова меняет место службы с Нью-Йорка на Лос-Анджелес и переходит на работу в группу оперативного реагирования. По ходу игры геймеры встретят дочь главного героя Люси, которая, как и отец, трудится в полиции, а также старого знакомого сержанта Эла Пауэлла. На этом все плюсы заканчиваются. История пресная, враги глупые, злодеи не запоминаются, а геймплей местами довольно уныл. Если бы не бренд «Орешка», вряд ли об этом шутере среднего качества кто-нибудь вообще вспомнил.
Спустя 12 лет Макклейн вернулся на широкие экраны, только вот камбэк получился неоднозначным. Вроде тот же персонаж, просто постаревший и обритый наголо, но прежней атмосферы уже нет. Концепция нового вида преступности, кибертерроризма, действительно выглядела интересной. Особенно когда в противовес ей ставился мамонт-полицейский, далекий от современных технологий.
Тем не менее, следуя голливудским трендам, авторы сделали упор не столько на истории, персонажах и диалогах, сколько на спецэффектах, взрывах и трюках. Тем самым они окончательно отдалили кинофраншизу от первоначальной приземленной задумки «Орешка» и завершили трансформацию Макклейна в героя с сюжетной броней. В итоге получился боевик, который паразитирует на былых заслугах, хоть и пытается привнести в серию что-то свежее.
В основу четвертого фильма вновь лег адаптированный сценарий, совмещающий элементы статьи Wired «Прощай, оружие» и написанной для Fox истории WW3.com. В ней США подвергаются массированной кибератаке, приводящей к коллапсу. Кинокомпания должна была запустить производство ленты по этому сценарию в 2001 году, но после террористических актов 11 сентября проект убрали на полку до лучших времен.
Дополнительно: мобильная игра Die Hard 4.0 с упрощенным сюжетом.
Хороший день, чтобы умереть и… похоронить франшизу. Иронично, что первый фильм киносерии, созданный по оригинальному сценарию, получился самым слабым. По сюжету, Макклейн вновь решает проблемы отпрысков – выручает своего сына Джека, ради которого даже вынужден отправиться в Россию-матушку. Клюквы на экране хоть отбавляй, но беда картины не только в этом.
В пятой части плохо буквально все, начиная от шаблонной истории с плоскими персонажами (от прежнего Макклейна не осталось и следа) и заканчивая графикой, юмором, экшен-сценами. От очередного упоминания Чернобыля и Припяти хочется провалиться под землю (географические особенности этих мест в фильме не поддаются комментариям), и даже наличие в касте прекрасной Юлии Снигирь не облегчает боль от просмотра. Брюс Уиллис, может, и спас в очередной раз мир от злодеев, но после подобного триумфа так и тянет дать деду таблетки и отправить на покой.
Дополнительно: две мобильные игры A Good Day to Die Hard с упрощенным сюжетом.
Предыдущее комикс-приключение Макклейна получилось удачным, поэтому за неимением шестого фильма историю полицейского продолжили в формате графического романа. Спустя тридцать лет после событий первого «Крепкого орешка» Джон Макклейн, уже в отставке, втягивается в опасную игру с серийным убийцей. Злодей помещает своих жертв в декорации известных кинолент, и только престарелый коп может положить конец его бесчинствам.
A Million Ways to Die Hard – это по большей части фанфик, имеющий мало общего с оригиналом. Характером и внешностью Джон тут совсем не похож на себя, повествование изобилует насилием, не свойственным серии, а разбросанные по комиксу сюжетные крючки, связывающие историю с прошлыми фильмами, не получают должного развития.
Мотивация злодея, несмотря на любопытный подход к образу антагониста, оборачивается личной вендеттой – нечто похожее мы уже видели в третьей части. Упоминания жены Холли и Накатоми-плаза, конечно, вызывают приятные флешбэки, но одних заигрываний с ностальгией недостаточно, чтобы связать графический роман с культовой франшизой и достойно ее продолжить.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…