3 декабря 2021 года исполняется 110 лет со дня рождения Нино Роты, одного из важнейших композиторов XX века. Он писал оперы, джазовые сюиты, церковные произведения, а на весь мир прославился музыкой к кинолентам.
На его счету – более 150 работ, далеко не все из которых, разумеется, обрели культовый статус. Но избранные музыкальные шедевры, созданные Ротой, поистине обессмертили его имя. Во многом благодаря выдающимся режиссерам, с которыми мэтру посчастливилось дружить и сотрудничать. О главных из них «КиноРепортер» и рассказывает в этом материале.
Нино Рота был постоянным соратником Федерико Феллини с 1952-го по 1978-й, написав незабываемую музыку к большинству его фильмов. Они не сотрудничали только на дебюте Феллини «Огни варьете» (1950) и сборнике новелл «Любовь в городе» (1953), но затем создали вместе 2 новеллы для альманахов «Боккаччо 70» (1962) и «Три шага в бреду» (1968) и 14 полнометражных картин, включая признанные хиты «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1960) и «8 с половиной» (1963).
История их знакомства, кстати, тоже весьма примечательна. Феллини и Рота встретились на студии «Чинечитта», итальянском аналоге Голливуда. Она была открыта в 1937 году и частично перестроена после бомбардировок во время Второй мировой войны.
Однажды Феллини возвращался со студии и увидел смешного невысокого человечка, который ожидал трамвая не в том месте. Но его все происходящее вполне устраивало: человечек выглядел абсолютно счастливым. Феллини решил дождаться транспорта рядом с ним, уверенный, что трамвай затормозит на обычном пятачке и к нему придется бежать. Каково же было его удивление, когда трамвай… остановился прямо перед ними!
Можно списать все на волю случая, а можно хотя бы на мгновение поверить в волшебство. Как бы то ни было, именно так начались прекрасная дружба и плодотворное сотрудничество длиною в десятилетия. В картинах Феллини музыка Роты не просто связывала воедино события и подчеркивала те или иные особенности характеров персонажей. В гармонии с визуальными образами она создавала совершенно непередаваемую атмосферу, ностальгическую, как в «Амаркорде» (1973), или гипнотическую, как в «Казанове» (1976), идеально иллюстрировала ожившие фантазии постановщика и помогала им сверкать ярче любых бриллиантов.
С другим выдающимся итальянским постановщиком, Лукино Висконти, Нино Рота работал над тремя проектами. Это «Белые ночи» (1957) по одноименной повести Ф.М. Достоевского, «Рокко и его братья» (1960) с Аленом Делоном и Анни Жирардо и монументальное полотно «Леопард» (1963) с тем же Делоном, Бертом Ланкастером и Клаудией Кардинале. Подобно тому, как эта историческая эпопея возвысилась в творчестве Висконти недостижимой вершиной, и музыка Нино Роты здесь приобрела поистине эпический размах.
Вначале, правда, наработки композитора не устраивали режиссера, хотя на предыдущих совместных картинах ему было не к чему придраться. А потом Висконти услышал отрывки из неизданного творения Роты Synfonia Sopra Una Canzona. Эта симфония буквально околдовала мэтра, и он наказал двигаться именно в этом направлении. Время поджимало, и Рота призвал на подмогу двух других композиторов. Совместными усилиями родились великие мелодии, главная из которых – так называемая «Тема судьбы», связанная с героем Ланкастера доном Фабрицио.
Пронзительное сочетание струнных и духовых олицетворяет неумолимое течение времени, стремительный бег самой истории, который не замедлить, не остановить, не повернуть вспять. На смену старым поколениям приходят новые, а былых титанов, таких как пожилой аристократ Фабрицио, вытесняют ничтожные гиены.
Нино Рота написал музыку к шекспировским шедеврам Франко Дзеффирелли «Укрощение строптивой» (1967) с блистательной Лиз Тейлор и «Ромео и Джульетта» (1968) с идеальной парой Леонарда Уайтинга и Оливии Хасси. За следующие 35 лет ничего лучше этих картин Дзеффирелли так и не снял, да и с Ротой больше не взаимодействовал. Впрочем, и за то, что есть, следует воздать хвалу небесам.
В первую очередь, конечно, за «Ромео»: одухотворенная лиричность любовной темы What Is A Youth? пронзает душу неземным светом, очищает от мирской скверны и пробуждает в сердце самые романтичные, искренние чувства. В фильме соответствующую песню исполняет Глен Вестон, во время бала у Капулетти, а в 1969 году ее инструментальная версия в аранжировке Генри Манчини стала грандиозным хитом. Она возглавила Billboard и продержалась на первой строчке 2 недели, сместив с пьедестала доминировавшую ранее Get Back от The Beatles.
После триумфа эпопеи «Война и мир» (1965), завоевавшей «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке, продюсер Дино Де Лаурентис предложил Сергею Бондарчуку создать еще более глобальное произведение. «Ватерлоо» (1970), блокбастер о последнем крупном сражении армии Наполеона Бонапарта, стоил астрономических денег – бюджет $38,3 млн по нынешним временам равен $273 млн.
В фильме снимались звездные Род Стайгер, Кристофер Пламмер и Орсон Уэллс, а для массовки было задействовано порядка 15 тысяч солдат. В прокате, правда, лента провалилась, да и к числу однозначных режиссерских удач Бондарчука ее трудно отнести. Во всяком случае, «Войне и миру» и более позднему шедевру «Они сражались за Родину» «Ватерлоо» явно уступает.
Кроме того – редчайший случай в карьере Нино Роты – написанная им музыка также оказалась довольно бездушной. Поручать ему заниматься музыкальным сопровождением подобного фильма – все равно что нанимать, скажем, Джонни Гринвуда для работы над «Дюной» вместо Ханса Циммера.
Грохот пафосных маршей перемалывает барабанные перепонки в труху, рокот ударных и надрывный вой труб сотрясают воздух, словно мимо проносится рота лихих кавалеристов, но патриотических порывов при этом не наблюдается. Лишь усталость и пресыщение. Хотя коллаборация с маститым режиссером на заметном проекте выглядела многообещающе, и с точки зрения популярности Рота от этого только выиграл.
Эталон гангстерской семейной саги «Крестный отец» (1972) – без сомнения, известнейшее произведение Фрэнсиса Форда Копполы. Заглавная же музыкальная тема – наиболее узнаваемое творение Нино Роты, которое наверняка слышали даже люди, далекие от кинематографа. Как минимум – в качестве рингтона на телефоне. А теперь приготовьтесь к шокирующему факту: значительная часть музыки для «Крестного отца» была создана для другого фильма. Причем за 14 лет до того, как семейство Корлеоне закатило пир на весь мир на свадьбе дочери дона Вито.
В 1958 году Рота написал музыку к комедии Эдуардо Де Филиппо «Фортунелла», главную роль в которой исполнила Джульетта Мазина. Несмотря на старания музы и жены Федерико Феллини, о существовании картины вскоре благополучно забыли. Однако именно из нее Рота позаимствовал мелодию для легендарной темы любви (Speak Softly Love), из-за чего незадолго до церемонии вручения «Оскара» произошел любопытный конфуз.
Изначально «Крестный отец» номинировался за лучший саундтрек – приятный бонус к 10 другим номинациям, включая лучший фильм (выиграл) и режиссуру (проиграл Бобу Фосси с «Кабаре»). Но когда о манипуляциях Роты пронюхали члены Американской киноакадемии – а случилось это чуть ли не в последнюю минуту – Нино с «Отцом» мигом вычеркнули из числа номинантов, а возникшую брешь прикрыли детективом Джозефа Лео Манкевича «Игра навылет». Удача в итоге улыбнулась совершенно другой ленте, «Огням рампы» Чарли Чаплина. А Рота получил-таки заслуженную статуэтку через 3 года – за «Крестного отца 2».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…