Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Нино Рота – крестный отец наших сердец

Нино Рота – крестный отец наших сердец

3 декабря 2021 /
Нино Рота – крестный отец наших сердец

Великий композитор и его режиссеры, от Федерико Феллини до Сергея Бондарчука.

3 декабря 2021 года исполняется 110 лет со дня рождения Нино Роты, одного из важнейших композиторов XX века. Он писал оперы, джазовые сюиты, церковные произведения, а на весь мир прославился музыкой к кинолентам.

На его счету – более 150 работ, далеко не все из которых, разумеется, обрели культовый статус. Но избранные музыкальные шедевры, созданные Ротой, поистине обессмертили его имя. Во многом благодаря выдающимся режиссерам, с которыми мэтру посчастливилось дружить и сотрудничать. О главных из них «КиноРепортер» и рассказывает в этом материале.

Федерико Феллини 

Нино Рота был постоянным соратником Федерико Феллини с 1952-го по 1978-й, написав незабываемую музыку к большинству его фильмов. Они не сотрудничали только на дебюте Феллини «Огни варьете» (1950) и сборнике новелл «Любовь в городе» (1953), но затем создали вместе 2 новеллы для альманахов «Боккаччо 70» (1962) и «Три шага в бреду» (1968) и 14 полнометражных картин, включая признанные хиты «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1960) и «8 с половиной» (1963).

История их знакомства, кстати, тоже весьма примечательна. Феллини и Рота встретились на студии «Чинечитта», итальянском аналоге Голливуда. Она была открыта в 1937 году и частично перестроена после бомбардировок во время Второй мировой войны.

Феллини и Рота
Нино Рота и Федерико Феллини

Однажды Феллини возвращался со студии и увидел смешного невысокого человечка, который ожидал трамвая не в том месте. Но его все происходящее вполне устраивалочеловечек выглядел абсолютно счастливым. Феллини решил дождаться транспорта рядом с ним, уверенный, что трамвай затормозит на обычном пятачке и к нему придется бежать. Каково же было его удивление, когда трамвай… остановился прямо перед ними!  

Можно списать все на волю случая, а можно хотя бы на мгновение поверить в волшебство. Как бы то ни было, именно так начались прекрасная дружба и плодотворное сотрудничество длиною в десятилетия. В картинах Феллини музыка Роты не просто связывала воедино события и подчеркивала те или иные особенности характеров персонажей. В гармонии с визуальными образами она создавала совершенно непередаваемую атмосферу, ностальгическую, как в «Амаркорде» (1973), или гипнотическую, как в «Казанове» (1976), идеально иллюстрировала ожившие фантазии постановщика и помогала им сверкать ярче любых бриллиантов.

Лукино Висконти 

С другим выдающимся итальянским постановщиком, Лукино Висконти, Нино Рота работал над тремя проектами. Это «Белые ночи» (1957) по одноименной повести Ф.М. Достоевского, «Рокко и его братья» (1960) с Аленом Делоном и Анни Жирардо и монументальное полотно «Леопард» (1963) с тем же Делоном, Бертом Ланкастером и Клаудией Кардинале. Подобно тому, как эта историческая эпопея возвысилась в творчестве Висконти недостижимой вершиной, и музыка Нино Роты здесь приобрела поистине эпический размах.

Вначале, правда, наработки композитора не устраивали режиссера, хотя на предыдущих совместных картинах ему было не к чему придраться. А потом Висконти услышал отрывки из неизданного творения Роты Synfonia Sopra Una Canzona. Эта симфония буквально околдовала мэтра, и он наказал двигаться именно в этом направлении. Время поджимало, и Рота призвал на подмогу двух других композиторов. Совместными усилиями родились великие мелодии, главная из которых – так называемая «Тема судьбы», связанная с героем Ланкастера доном Фабрицио.

Пронзительное сочетание струнных и духовых олицетворяет неумолимое течение времени, стремительный бег самой истории, который не замедлить, не остановить, не повернуть вспять. На смену старым поколениям приходят новые, а былых титанов, таких как пожилой аристократ Фабрицио, вытесняют ничтожные гиены.

Франко Дзеффирелли 

Нино Рота написал музыку к шекспировским шедеврам Франко Дзеффирелли «Укрощение строптивой» (1967) с блистательной Лиз Тейлор и «Ромео и Джульетта» (1968) с идеальной парой Леонарда Уайтинга и Оливии Хасси. За следующие 35 лет ничего лучше этих картин Дзеффирелли так и не снял, да и с Ротой больше не взаимодействовал. Впрочем, и за то, что есть, следует воздать хвалу небесам.

В первую очередь, конечно, за «Ромео»: одухотворенная лиричность любовной темы What Is A Youth? пронзает душу неземным светом, очищает от мирской скверны и пробуждает в сердце самые романтичные, искренние чувства. В фильме соответствующую песню исполняет Глен Вестон, во время бала у Капулетти, а в 1969 году ее инструментальная версия в аранжировке Генри Манчини стала грандиозным хитом. Она возглавила Billboard и продержалась на первой строчке 2 недели, сместив с пьедестала доминировавшую ранее Get Back от The Beatles.

Сергей Бондарчук 

После триумфа эпопеи «Война и мир» (1965), завоевавшей «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке, продюсер Дино Де Лаурентис предложил Сергею Бондарчуку создать еще более глобальное произведение. «Ватерлоо» (1970), блокбастер о последнем крупном сражении армии Наполеона Бонапарта, стоил астрономических денег – бюджет $38,3 млн по нынешним временам равен $273 млн.

В фильме снимались звездные Род Стайгер, Кристофер Пламмер и Орсон Уэллс, а для массовки было задействовано порядка 15 тысяч солдат. В прокате, правда, лента провалилась, да и к числу однозначных режиссерских удач Бондарчука ее трудно отнести. Во всяком случае, «Войне и миру» и более позднему шедевру «Они сражались за Родину» «Ватерлоо» явно уступает.

Ватерлоо

Кроме того – редчайший случай в карьере Нино Роты – написанная им музыка также оказалась довольно бездушной. Поручать ему заниматься музыкальным сопровождением подобного фильма – все равно что нанимать, скажем, Джонни Гринвуда для работы над «Дюной» вместо Ханса Циммера.

Грохот пафосных маршей перемалывает барабанные перепонки в труху, рокот ударных и надрывный вой труб сотрясают воздух, словно мимо проносится рота лихих кавалеристов, но патриотических порывов при этом не наблюдается. Лишь усталость и пресыщение. Хотя коллаборация с маститым режиссером на заметном проекте выглядела многообещающе, и с точки зрения популярности Рота от этого только выиграл.

Фрэнсис Форд Коппола 

Эталон гангстерской семейной саги «Крестный отец» (1972) – без сомнения, известнейшее произведение Фрэнсиса Форда Копполы. Заглавная же музыкальная тема – наиболее узнаваемое творение Нино Роты, которое наверняка слышали даже люди, далекие от кинематографа. Как минимум – в качестве рингтона на телефоне. А теперь приготовьтесь к шокирующему факту: значительная часть музыки для «Крестного отца» была создана для другого фильма. Причем за 14 лет до того, как семейство Корлеоне закатило пир на весь мир на свадьбе дочери дона Вито.

В 1958 году Рота написал музыку к комедии Эдуардо Де Филиппо «Фортунелла», главную роль в которой исполнила Джульетта Мазина. Несмотря на старания музы и жены Федерико Феллини, о существовании картины вскоре благополучно забыли. Однако именно из нее Рота позаимствовал мелодию для легендарной темы любви (Speak Softly Love), из-за чего незадолго до церемонии вручения «Оскара» произошел любопытный конфуз.

Изначально «Крестный отец» номинировался за лучший саундтрек – приятный бонус к 10 другим номинациям, включая лучший фильм (выиграл) и режиссуру (проиграл Бобу Фосси с «Кабаре»). Но когда о манипуляциях Роты пронюхали члены Американской киноакадемии – а случилось это чуть ли не в последнюю минуту – Нино с «Отцом» мигом вычеркнули из числа номинантов, а возникшую брешь прикрыли детективом Джозефа Лео Манкевича «Игра навылет». Удача в итоге улыбнулась совершенно другой ленте, «Огням рампы» Чарли Чаплина. А Рота получил-таки заслуженную статуэтку через 3 года – за «Крестного отца 2».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: