Сегодня, 21 октября, исполняется 80 лет Никите Михалкову, режиссеру, актеру и выдающемуся деятелю культуры, вписавшему свое имя в историю как отечественного, так и мирового кинематографа. Его картины – «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» – это не просто фильмы, а вехи общей памяти. Его режиссерский почерк узнаваем и неповторим, видение Михалкова как искусного постановщика не оставляет равнодушным никого. К юбилею великого творца «КиноРепортер» вспоминает высказывания политических деятелей, кинематографистов, коллег и друзей о Никите Сергеевиче.
«Мне кажется, что самое-то главное, что он по-настоящему, не в квасном смысле этого слова, а в глубоком, содержательном, философском смысле этого слова патриот нашей Родины… Мы с ним дружим. А если дружба, значит, у нас есть какая-то, как сейчас модно говорить, химия в этих отношениях».
«Вы принадлежите к числу щедро одаренных природой людей, настоящих творцов. За годы работы в кинематографе Вам удалось блестяще реализовать свой талант, воплотить в жизнь яркие, неординарные идеи. Каждый Ваш фильм становится событием, вызывает живой зрительский отклик. Желаю и впредь добиваться успеха – как в искусстве, так и на ниве общественной деятельности».
«Неординарная личность, разносторонне одаренный человек, Вы являетесь признанным мэтром киноискусства. Уже первые актерские работы принесли Вам широкую известность и любовь миллионов зрителей. А Ваши картины, каждую из которых отличает масштабность и глубина, отмечены престижными российскими и международными наградами. Большого уважения заслуживает и Ваша общественная деятельность, активная гражданская позиция».
«Представитель славной династии, личность поистине колоссального масштаба, вы состоялись в самых разных ипостасях. Вы уже давно больше чем просто талантливый режиссер, сценарист, актер, педагог и общественный деятель, вы – один из символов отечественной культуры… Ваши картины яркие и неожиданные, вызывающие живой отклик у зрителей и критиков, отличают не только неординарность сценического решения и узнаваемый авторский стиль, но и метафоричность, глубокое философское содержание. Это неудивительно, ведь кино всегда было для вас главным в жизни, ему вы верны и по сей день».
«Великолепный режиссер, сценарист, продюсер, педагог, председатель Союза кинематографистов, создатель Академии кинематографического и театрального искусства – этот список можно продолжать еще очень долго. Всегда энергичный и деятельный, Вы неизменно преисполнены новых идей, умеете деликатно и тактично защищать свои взгляды, отстаивать интересы отечественной культуры».
«Его личный вклад как актера, режиссера, сценариста и продюсера в отечественную культуру – безмерный. Многочисленные государственные награды и звания, призы на фестивалях и признание заслуг мировым профессиональным сообществом кинематографистов – высокая оценка многогранной деятельности Никиты Сергеевича. Но, уверена, самой большой наградой является народная любовь и неослабевающий зрительский интерес к его фильмам».
«Все его достоинства и недостатки – типично режиссерские. Очень большой отпечаток наложила на характер профессия. За работой он сидит часами, спит часа по 3-4. И спортом успевает заниматься, и в теннис играть… Но вообще он крайне авторитарный, он безусловный лидер. В общении это, конечно, доставляет неудобства. Ну а на площадке должен быть один гений. И у Никиты это всегда режиссер. И не уходил у него никогда никто с площадки, потому что все всегда знают, к кому и почему они идут. И все рвутся с ним работать».
«У родителей моего одноклассника, царство ему небесное, Алексея Шашкова, с которым мы за одной партой сидели, была дача на Николиной горе, где я бывал в гостях. И там же жил Никита с родителями. Там и познакомились. И выяснилось, что у нас довольно много общего… Я знал, что хочу поступать именно в Строгановку и в художественных студиях занимался, а Никита хотел быть артистом и тоже много чего для этого делал – еще будучи школьником в студии при Театре Станиславского состоял. То есть мы оба целенаправленно к своей цели шли и соприкоснулись в общих интересах. На практике я был художником у него на курсовой работе, потом на дипломной – так, в общем, и пошло. То, чему меня научили в Строгановке, очень пригодилось в кино».
«Это мало кто знает, но первый раз мы повстречались с ним при работе над фильмом «Приключения Кроша» по повести Анатолия Рыбакова. Никита там снимался, был совсем юн, и режиссеру показалось, что он чего-то якобы еще не умеет. И этот самый режиссер позвал меня озвучить его роль. Но мне очень понравилось то, что делал Никита. И я постарался убедить постановщика, что его затея в корне не верна… Позже я несколько раз бывал приглашен мамой Никиты Натальей Петровной Кончаловской в их хлебосольный, щедрый, многолюдный дом. Мы встречались и с его отцом – в бытность мою директором театра «Современник». Мы предложили Сергею Владимировичу инсценировать «крамольный» по тем непростым временам роман Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Он написал по мотивам романа острую, очень злободневную пьесу под названием «Балалайкин и К», но все закончилось для нас благополучно… Мы разными, порой прихотливыми путями шли с Никитой навстречу друг другу и естественным образом соединились затем в общей работе».
«Он русский. Сейчас модно быть русским, православным. А он такой от рождения. Он любит и, смею сказать, понимает свою страну, свой народ – не в ущерб другим странам и народам, не за их счет. Лично я люблю его еще и за то, что он как никто другой может откликнуться сердцем на эти вот пронзительно-глубокие строки Пушкина: «Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу, любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». И еще… У Никиты есть органическая, внутренняя потребность помогать людям. Я не буду приводить вам примеры, доказательства, это дело интимное, оно не на показ. Но без этого корневого свойства души какие-то вещи, уверяю вас, и в профессии не получатся. Сымитировать интеллигентность нельзя, а отзывчивость на чужую боль – это и есть признак интеллигентности души».
«Фильмы Никиты Сергеевича оказали на меня огромное влияние как на режиссера… Мне сложно абстрагироваться от своего личного к Михалкову отношения, семейного. Помимо того, что я дружу с детства и помню его как режиссера, я знаю его и как папу моего друга. Вся эта жизнь Николо-Барвихинская. Может, это плюс, может, это минус. Но, скорее всего, это плюс. В то сложное время (скандальный V съезд кинематографистов СССР в 1986 году – КР.) Никита Сергеевич был единственным, кто поддержал моего отца. В результате время все рассудило и поставило на свои места, но он был один тогда. Причем для меня это не только показательный поступок творческого человека, а эти люди в основном трусливы, а очень серьезный, мужественный поступок, и этого я никогда не забуду и буду всегда рядом с ним».
«Нас всех позвал Никита Сергеевич. И мы все отложили свои дела и пошли. Когда к тебе обращается режиссер такого класса и предлагает такое проект (фильм «12» – КР.), не может быть ответов я не могу, у меня елки… Это был уникальный случай, когда после долгого трудового дня мы не разбегались, а продолжали сидеть, обсуждать следующую сцену, репетировать…Мы очень много всего предлагали. Никита Сергеевич умеет слушать и принимать».
«Общаясь с актером на площадке, он перестает быть режиссером-постановщиком. В этот момент он – кто угодно: партнер, друг, брат, помощник. В постановщика он превращается у монитора и наедине с собой… Я все время чувствовал его присутствие. Не видя его даже боковым зрением. Энергию его ощущал. Будто он мною дирижировал. Он сам так захвачен процессом, получает от него колоссальное удовольствие и заражает нас этим кайфом. Так что, правда: любит он и влюбляет в себя артистов. Потом трудно приспособиться к другому режиссеру. Тебе уже хочется такой же любви, участия…».
«Он настолько обаятелен и точен в объяснениях и в показе, что иногда в кадре можно уловить в других людях и персонажах его интонацию и вообще его – он как бы присутствует! Это как в фильме ужасов – раз! – и переселяется в другого человека… Он всегда триедин – для меня он режиссер, он актер и, как правило, соавтор сценария, и все забывают, что он, конечно же, педагог».
«Первое общение с Никитой Сергеевичем случилось на фестивале «Кинотавр». Только вышла «Бригада». На улицах стали узнавать, просить автографы. Но в творческой среде я был ещё чужим. Единственным, кто обратил внимание на молодого парня, оказался Михалков… На кастинге фильма «12» я пролетел и тогда уже окончательно укрепился в мысли, что Михалков просто шутит со мной. Вдруг в один прекрасный вечер раздается звонок: «Есть у меня один сценарий. Сейчас пришлю текст, выбери роль». Я тогда выбрал небольшую роль – надеялся во время работы с Никитой Сергеевичем нарастить персонажа… И мы все это сделали. Но монтаж был силен. Из фильма эпизод вырезали. Однако я получил потрясающий опыт работы с большим режиссером. Он придумывает во время движения. Умеет разговаривать с артистами, настроить на нужный лад».
«Никита Михалков – один из самых значительных живущих ныне мировых режиссеров. Не потому что он оскароносный, а потому что он создал «Рабу любви» и множество других фильмов. Он смог переложить Чехова на язык кино. Я считаю, что творения великого человека искусства заслуживают того, чтобы его именем назвали площадь в нашем маленьком Дрвенграде (этнодеревня в Сербии, построенная Кустурицей, где одна из улиц названа именем Михалкова – КР.).
«Никита потрясающе работает с актерами, он много рассказывал мне о моей героине, мы обсуждали тончайшие подробности. И знаете, он делал то, что вообще-то режиссеры делают редко: на репетициях сам показывал мне, как читать мои реплики. Он не заглушает в себе актера: если ты плачешь, он плачет вместе с тобой, вместе с тобой он будет и смеяться – его энергетикой заполнена вся съемочная площадка, но и от тебя взамен он требует полной отдачи».
«С Михалковым мы встречались. Это гигантская личность, бульдозером прошедшая по моей судьбе. Я, конечно же, смотрела «Утомленных солнцем», очень люблю «Рабу любви». Я говорю все это не из желания польстить, просто мне действительно нравится российское кино и российские актеры».
«Хотели бы вы сниматься у Никиты Михалкова?» – спросили у Николсона. «С большим удовольствием», – ответил он, – «Мы с ним очень подружились – это раз, а во-вторых, «Сибирский цирюльник» произвел на меня большое впечатление. Кстати, я постоянно слышу, что идеально подошел бы на роль Чичикова…».
Менеджер крупной фирмы, неуверенный в себе мужчина средних лет, на презентации проекта, который ему поручено курировать, произносит речь. После чего…
Знаменитому герою фантастического боевика 1987 года посвятили памятник. Высота бронзовой статуи, установленной у здания продюсерской компании Free Age, превышает 3,3…
Парочка влюбленных в кризисе среднего возраста – флегматичный Малкольм (Россиф Сазерленд) и истеричная Лиз (Татьяна Маслани) – решают провести романтический…
Грустная, измотанная женщина открывает маленький бизнес – забегаловку на рынке, но дела идут не очень. Сплошная головная боль, а толку…
Голливудская звезда Скарлетт Йоханссон ведет активные переговоры об участии в сиквеле «Бэтмена» Мэтта Ривза. По информации инсайдеров, обсуждение контракта близко…
Складывается впечатление, что массовый зритель перестал ходить в кино исключительно ради грандиозных спецэффектов. Редкое визуальное пиршество может по-настоящему удивить аудиторию,…