Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Казнить нельзя помиловать: Подборка российских судебных драм

Казнить нельзя помиловать: Подборка российских судебных драм

18 марта 2024 /
Казнить нельзя помиловать: Подборка российских судебных драм
Кадр из фильма «12» (2007)

От важнейшего процесса в истории до суда небесного.

Любой, даже самый скучный процесс, можно превратить в развлекательное и всепоглощающее зрелище. Для этого необязательно вручать героям оружие и отправлять их бороться друг с другом на фоне высококлассных спецэффектов. Порой интересные сюжеты разворачиваются в зале суда, где адвокаты и прокуроры сражаются за справедливость ничуть не хуже супергероев, шпионов и сорвиголов. К премьере сериала «Неверные» «КиноРепортер» собрал пять отечественных судебных драм, основанных как на реальных, так и вымышленных историях.

«12» (2007)

Суд присяжных – непривычное явление для российских реалий. Еще реже его можно наблюдать в нашем кинематографе. Однако, несмотря на исключительность обстоятельств этого юридического процесса, Никита Михалков решил выстроить свою историю именно вокруг суда присяжных. В центре сюжета – 18-летний чеченский юноша, оказавшийся на скамье подсудимых. Его обвиняют в убийстве приемного отца, офицера российской армии, усыновившего осиротевшего мальчика. Судьба героя находится в руках 12 присяжных, большая часть которых намерена вынести обвинительный приговор. Но один из них все же верит в невиновность юноши.

Ориентируясь на культовый американский оригинал лишь отчасти («это ремейк только на 12%»), режиссер погружает публику в выверенную до мельчайших деталей психологическую драму, которую по-настоящему может понять только отечественный зритель. Сквозь призму судебного разбирательства Михалков исследует человеческую природу. Каждый из присяжных живет в собственном мире со своими правилами и личными трагедиями. И судебный процесс, отзывающийся для героев в том числе эхом чеченской войны, поначалу выглядит в равнодушных глазах преобладающей части присяжных плевым делом.

Михалков отстаивает концепцию «один в поле воин», доказывая, что при нужных словах и должном подходе даже сиротливый борец за справедливость в силах побороть стереотипное мышление, ксенофобию и классовое неравенство. Сочувствие и критика отстраненности лейтмотивом проходят через все повествование, в финале подводя зрителей к осознанию истинной природы свободы, правосудия и милосердия.

«Небесный суд» (2011)

Страшнее суда земного может быть только суд божий, поскольку цена вопроса тут – вечность. Поступки, которые ты совершил при жизни, будут играть ключевую роль в дальнейшем «перераспределении»: либо ты отправишься в Рай, либо в Ад. Но как оценить совершенные дела человека с точки зрения морали, часто размывающей границы между добром и злом? Этими вопросами и задаются главные герои «Небесного суда». Прокурор Андрей и адвокат Вениамин – не какие-нибудь ангелы, а такие же обычные люди, после смерти выбранные представителями высшего правосудия. Их работа заключается в беспристрастном отношении к делу, но что делать друзьям-коллегам, когда очередной небесный процесс становится для одного из них личным?

Каким только не изображали божий суд разные режиссеры. В видении Алены Званцовой он предстает одновременно приземленным и фантасмагоричным процессом, в котором прокурор и адвокат буквально сходятся в схватке за душу усопшего. Актерский тандем в лице эксцентричного Михаила Пореченкова и интеллигентного Константина Хабенского благодаря невероятной химии не просто приковывает внимание от первых минут до финала. Он заставляет поверить в то, что подобное может действительно происходить с людьми после смерти. Интересный сеттинг, динамичные и запоминающиеся диалоги, черный юмор и визуальная эстетика делают «Небесный суд» одним из самых ярких проектов 2010-х.

«Заступники» (2020–2022)

Нечасто нам удается взглянуть на будни советских юристов. А между тем сфера эта богата любопытными событиями, которые грех не показать на экране. В 1980-е правозащитница Дина Каминская написала мемуары «Записки адвоката», которые легли в основу сериала «Заступники». Время действия – 1966 год, эпоха застоя. Главная героиня, молодая адвокат Нина Метлицкая, поднимается по карьерной лестнице – из подмосковной юридической консультации она переводится в одно из самых перспективных адвокатских бюро СССР. На новом месте работы девушку ждут сложные, но весьма интересные дела.

Тут вам и обыденные встречи с ворами в законе и цеховиками-миллионерами, и обвинения в шпионаже, и убийство, в которое вовлечены звезды советского кино. Аутентично воссозданная атмосфера той эпохи усиливается исторической основой, ведь сюжет сериала базируется на реальных судебных процессах. В течение двух сезонов зрители также будут наблюдать профессиональную трансформация протагонистки – из неопытного, но целеустремленного адвоката Нина превратится в решительную правозащитницу, для которой правда и справедливость всегда будут на первом месте. Всем поклонникам ретро-процедуралов рекомендуется к просмотру.

«Ваша честь» (2021)

Одно дело – адвокаты и прокуроры, другое – судьи. Именно на них возложена непростая задача установления справедливости. Твердость, непоколебимость, неподкупность и идеальное знание законодательной базы – это ключевые признаки последователей богини Юстиции. Но когда рабочие обязанности неожиданно перерастают во что-то личное, беспристрастный и принципиальный фундамент служителя правосудия может дать трещину. Так и произошло с безупречным с точки зрения справедливости судьей районного суда Михаилом Романовым (Олег Меньшиков). Его несовершеннолетний сын становится виновником ДТП. И, когда главный герой уже готовится передать наследника в руки правосудия, он выясняет обстоятельства случившегося. После чего Роман, идя против собственных принципов, решает во чтобы то ни стало защитить родную кровью.

Сюжет «Вашей чести» в первую очередь привлекает своей злободневностью. Неравенство в социальных вопросах и вопросах справедливости мгновенно вызывает острую реакцию у наших соотечественников. А еще нас просят влезть в мантию судьи, решившего наплевать на закон. Все это порождает в зрителях комплексное чувство, когда наравне со злостью ты начинаешь сопереживать героям. Причем всем сразу. И судье, пошедшему наперекор принципам ради семьи. И беспечному мальчишке, осознавшему, что он совершил. И даже криминальному авторитету, ищущему виновника ДТП. История вращается вокруг двух базовых ценностей – справедливости и семьи. Но порой затруднительно решить, что из этого важнее.

«Нюрнберг» (2023)

1945 год. Среди участников суда в Нюрнберге оказывается разведчик-переводчик капитан Игорь Волгин. Но есть у него и другая, не менее значимая миссия – найти пропавшего на войне брата. Во время поисков Игорь знакомится с Леной, пережившей немецкий плен. Между молодыми людьми вспыхивают чувства, но, как известно, каждая любовь должна пройти испытания. Одно из них – поиск предателя в рядах советской делегации. Организованное нацистами подполье планирует помешать процессу, но завязавшиеся романтические чувства могут поставить крест на замысле эсэсовцев.

Помнить нашу историю – краеугольный постулат. Не столько ради расширения кругозора, сколько для того, чтобы избежать повторения определенных ошибок. Нюрнбергский процесс, на котором судили военных преступников нацисткой Германии, вошел в историю как одно из важнейших событий первой половины XX века. Причем для всего мира. А потому будет не лишним напомнить современному зрителю о потрясениях тех лет. Николай Лебедев сделал это своеобразно, связав Процесс Века с историей любви. Поначалу кажется, что Нюрнберг служит обычным фоном для развития романтической арки. Но по мере развития сюжета становится ясно, что любовная драма нисколько не оттеняет масштабный судебный процесс, а, наоборот, только подчеркивает его важность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: