Смерчи, землетрясения, потопы, астероиды и один аллигатор.
В эту пятницу на Apple TV+ вышел сериал «Пять дней после катастрофы», основанный на реальных событиях. К сожалению, печальных и разрушительных – сюжет строится на последствиях урагана «Катрина», которые заставили десятки людей принимать мучительно сложные решения. К премьере «КиноРепортер» решил вспомнить, в каких еще проектах природные катаклизмы грозили разрушить нашу планету. И сосредоточился преимущественно на блокбастерах, при просмотре которых можно получить заряд не только адреналина, но и положительных впечатлений: чаще всего финал в таких картинах оптимистичный.
«Смерч» (1996)
В фильме-катастрофе Яна де Бонта люди не бегут от смертоносной стихии, а, наоборот, преследуют ее. В центре сюжета оказываются супруги-ученые, находящиеся на грани развода (Хелен Хант и Билл Пэкстон). Несмотря на личные проблемы, они одержимы идеей запустить в центр смерча специальное устройство, способное передавать ценные для науки показания. Если охарактеризовать ленту кратко, то выйдет что-то вроде «Любовь (к ураганам и не только) с риском для жизни». Фильм номинировался на «Оскара» в категориях «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший звук», однако в историю кинопремии так и не вошел. Зато в его копилке оказалась «Золотая малина», присужденная в любопытной категории «Худший фильм со сборами свыше 100 млн долларов». Не всякий проект может похвастаться подобным.
«Армагеддон» (1998)
С одной стороны, «Армагеддон» – это та самая картина, которая непременно должна быть включена в любой список фильмов о стихийных бедствиях. Культовый статус, душевность и Майкл Бэй в режиссерском кресле служат тому абсолютными гарантами. С другой – у ленты находится немало отличительных черт: слегка фантастический налет (он, правда, уравнивается отличной проработкой реалистичности происходящего на экране) и решительность героев, дерзнувших на смелые действия по предотвращению катастрофы. В итоге происходящее напоминает один из самых занимательных киноквестов по спасению человечества: группе простых работяг и пилотов NASA предстоит взорвать гигантский астероид, который уже спровоцировал на Земле разрушения небывалых масштабов. Просто напомним, что в главных ролях Брюс Уиллис, Бен Аффлек, Лив Тайлер, Билли Боб Торнтон и Стив Бушеми.
«Столкновение с бездной» (1998)
Интересно, что, помимо «Армагеддона», в том же 1998 году вышел еще один проект, который можно отнести к жанру научной фантастики. Либо гении мыслят одинаково, либо на исходе тысячелетия тема катастроф была востребована как никогда. В «Столкновении с бездной» герои точно так же пытаются подорвать комету, грозящую уничтожить животный и растительный мир Земли за считаные месяцы. Помимо катаклизмов, в картине без особого труда можно отыскать стандартные жанровые элементы: непредвиденные проволочки, журналистские расследования, политические интриги, массовые волнения и бесконтрольный страх населения. Однако без интересных деталей тоже не обходится: сюжет постоянно подтверждает слова о том, что ничего в этой жизни не дается легко (особенно если говорить о спасении целой планеты), космические эпизоды миксуются с земными, а вопрос жертвенности встает особенно остро. Разрушений, разумеется, тоже хватает: обойдемся без спойлеров, но масштаб происходящего на экране однозначно стоит просмотра.
«Послезавтра» (2004)
Непревзойденным мастером в этом жанре является Роланд Эммерих. Несмотря на внушительный багаж кинофантастики, снимал американский режиссер и ленты, где основным антагонистом выступали не инопланетяне или культовые монстры, а матушка-природа. В «Послезавтра» грандиозные картины разрушения Америки органично переплетены с мелодраматическими линиями и экологической повесткой. Неудивительно, что лента была с восторгом принята публикой: на экране можно увидеть широчайший диапазон катаклизмов, вызванных глобальным потеплением, – от затяжных ливней, цунами и торнадо до наступления нового ледникового периода. Парадоксально, но невероятно зрелищно. А уж если вспомнить, что главные роли играют Деннис Куэйд и совсем юный Джейк Джилленхол, причин для повторного просмотра становится еще больше.
«2012» (2009)
Еще один известный проект Роланда Эммериха, который вышел в прокат спустя пять лет после премьеры «Послезавтра». Название получилось говорящим: отсылка к календарю майя буквально кричала о том, что зрителей ждет новая вариация на тему апокалипсиса. На этот раз причиной неминуемо надвигающегося конца света послужила вспышка на Солнце, разогревшая ядро Земли и приведшая к появлению новых частиц, поведение которых предсказать невозможно. Причина не слишком очевидная, а вот итог предсказуемый: землетрясения, извержения вулканов, цунами и вот это вот все. Разрушенное культурное наследие и обломки цивилизации (в буквальном смысле) показаны во всей красе – природа не щадит ни статуи Христа в Рио, ни собор Святого Петра в Ватикане, ни Белый дом. Большой хронометраж, кстати, картине не вредит: действующих лиц здесь хватает (Джон Кьюсак, Аманда Пит, Чиветел Эджиофор, Дэнни Гловер, Тэнди Ньютон, Оливер Платт, Том МакКарти, Вуди Харрельсон и другие), так что темп не проседает, а за проявлениями человеческой натуры в экстремальных условиях следить всегда интересно.
«Невозможное» (2012)
Об испанском фильме «Невозможное», скорее всего, слышали только заядлые киноманы, а зря. Лента недаром стала не только сенсацией на родине, но и выдвигалась на «Оскара» и «Золотой глобус». Их фильму могла принести исполнительница главной роли Наоми Уоттс. Кстати, она была не единственной знаменитостью в проекте: партнером актрисы стал Юэн МакГрегор. Звезды сыграли супружескую пару, которая вместе с тремя детьми (роль старшего досталась совсем еще юному Тому Холланду) оказалась в центре масштабного цунами. Из-за того, что проект основан на реальных событиях, а реальный прототип главной героини работала со сценаристом, лента получилась не только максимально приближенной к тому, что происходило на самом деле, но и эмоционально сильной. История семьи, разворачивающаяся на фоне разрушительной катастрофы, изобилует трагическими поворотами, так что переживаний будет в избытке.
«Навстречу шторму» (2014)
Охотниками за гигантскими смерчами являются и герои фильма-катастрофы «Навстречу шторму». Только вот они гоняются не за научными открытиями, а за деньгами и чистым адреналином. И иногда слишком далеко заходят в попытке сделать идеальный снимок разрушительного природного явления. По мере того как напряжение нарастает, а катаклизмы приобретают все более причудливые формы (как вам, например, огненный смерч?), героям приходится не только спасать незадачливых бедняг, не успевших укрыться, но и учиться принимать хоть какие-то решения, требующие личной ответственности. Несмотря на то что критики от фильма в восторг не пришли, посмотреть его можно как минимум по двум причинам – актерский состав во главе с Ричардом Армитаджем, а также тот факт, что «Навстречу шторму» представляет собой вариацию на тему found footage – найденной видеопленки с места событий. Какая-никакая, а изюминка.
«Разлом Сан-Андреас» (2015)
Дуйэн Джонсон в главной роли и зрелищные разрушения. Учитывая, что персонаж Скалы – пилот вертолета пожарной охраны Лос-Анджелеса, то наблюдать за ним можно в воздухе, на земле и в воде – неплохая комбинация. Целью всех этих экстремальных действий является спасение семьи. Правда, герой переживает развод с женой и испытывает чувство вины из-за смерти дочери, но он, разумеется, готов на все, чтобы вывести родных за пределы территории, где уже вовсю хозяйничает природа. Так что семейные проблемы семейными проблемами, а необходимое для выживания объединение никто не отменял. В целом фильм – типичный представитель жанра со всеми вытекающими из этого утверждения последствиями. А вот хорошо это или плохо – решать только зрителю.
«Геошторм» (2017)
Во вселенной «Геошторма», согласно законам жанра, климат выкидывает все новые подлости, а человечество находится на грани вымирания. Не желая мириться с такой печальной участью, лучшие умы придумывают технологию «Голландец», которая поможет скорректировать погоду с помощью глобальной сети спутников. Однако, как это всегда и бывает, что-то идет не так, и с проблемой приходится разбираться создателю системы, которого несколько лет назад отстранили от проекта из-за несговорчивости. Попытки героя разобраться в происходящем приводят к странным сюжетным поворотам (по правде говоря, можно заподозрить создателей в банальном желании потянуть время) и внезапно всплывшей теме о господстве США. Но фильмы-катастрофы хороши именно своей зрелищностью, а с этим в «Геошторме» все более-менее в порядке. К тому же, Джерард Батлер в главной роли, глобальное потепление и космические исследования – микс как минимум необычный.
«Капкан» (2019)
Интересная деталь нашлась и в довольно камерном, но все же отвечающем жанровым стандартам «Капкане». В центре сюжета оказывается молодая пловчиха Хэйли (звезда «Бегущего в лабиринте» Кая Скоделарио). После того как на Флориду обрушивается ураган пятой категории, она отправляется на поиски отца, который не выходит на связь. Поисковая миссия оказывается удачной: мужчина, хотя и ранен, но жив. Неприятности, впрочем, на этом только начинаются, поскольку герои не могут выбраться из полузатопленного подвала. А после того как в ловушке за компанию обнаруживается огромный аллигатор, готовый напасть в любой момент, дело принимает совсем уж дурной оборот.
Комментарии