От худшего режиссера всех времен до злодея из детской сказки.
25 ноября 2021 года в российский прокат выходит культовый вестерн «Мертвец», подлинная жемчужина в сокровищнице Джима Джармуша и очередной незабываемый образ в копилке Джонни Деппа. Хотя его герой, медленно умирающий счетовод Уильям Блейк, – далеко не самая эпатажная личность в депповском исполнении. Еще бы: человек всю карьеру выстроил на ролях фриков, а главный из них, капитан Джек Воробей, сделал актера звездой вселенского масштаба.
Впрочем, не все подобные маргиналы могут похвастаться столь же широкой популярностью. Об одних зрители благополучно забыли. О существовании других, быть может, и вовсе не подозревают. «КиноРепортер» взялся исправить эту досадную оплошность и напомнить о нескольких неочевидных чудиках Деппа, в равной мере странных и обаятельных.
«Бенни и Джун» (1993)
В 1992-м Роберт Дауни-младший блестяще сыграл Маленького Бродягу в байопике «Чаплин». А через год Джонни Депп с не меньшим изяществом и эксцентричностью перевоплотился в еще одного персонажа, образ которого был также вдохновлен великими комиками эпохи немого кино. В название трагикомедии Джеримайи С. Чечика «Бенни и Джун» имя депповского героя, увы, не вынесено. Хотя в сюжете ему отведена основополагающая роль.
Страдающая шизофренией Джун (Мэри Стюарт Мастерсон) знакомится с незаурядным пареньком Сэмом (Депп), абсолютной противоположностью ее брата Бена (Айдан Куинн) – рядового механика. Сэм может запросто процитировать знаменитый чаплинский танец с булочками, испечь блинчики с помощью утюга, превратить воздушный шарик в чудной музыкальный инструмент или на потеху толпе затеять несусветные трюки. Главное, чтобы девушка не скучала. И неважно, как эту необычную близость воспримет ее суровый братец.
Несмотря на россыпь отсылок к лентам Чаплина, ключевым референсом для Деппа при подготовке над ролью было творчество грустного комика Бастера Китона. Джонни вдохновлялся им и раньше, на съемках мрачной сказки «Эдвард руки-ножницы» (1992). Здесь он продолжил делать смешные вещи с серьезным лицом и превратил роль Сэма в маленький шедевр, пусть на «Золотом Глобусе» и уступил приз лучшему актеру в комедии/мюзикле Робину Уильямсу с «Миссис Даутфайр».
«Эд Вуд» (1994)
Джонни Депп стал талисманом Тима Бертона еще на заре карьеры, исполнив роль меланхоличного изгоя в «Эдварде руки-ножницы». Впоследствии Депп снялся в 8 картинах Бертона, и большинство из них заслуженно обрели культовый статус. Взять хотя бы «Сонную лощину» (1999), неотъемлемого спутника празднований Хэллоуина по всему миру. Или «Суини Тодда, демона-парикмахера с Флит-стрит» (2007): кровавый мюзикл о цирюльнике-маньяке давно стал поистине народным хитом.
На фоне потрясающих фриков, созданных Деппом под чутким руководством Бертона, непростительным образом может затеряться Эд Вуд. Реально существовавший режиссер, известный как автор нечеловечески плохих фильмов вроде «Глена и Гленды» (1953) или «Плана 9 из открытого космоса» (1959). Но в исполнении Деппа Вуд выглядит не заштатным бракоделом без тени таланта, а, напротив, тонко чувствующей, артистически одаренной натурой, которую окружающие просто не могли (или не хотели) понять.
Хотя Эдвард, чего говорить, был неординарной фигурой. Облачался в женскую одежду, носил пышные парики и экзотические серьги, снимал в своих лентах крайне странных по тем временам личностей – рестлеров и экстрасенсов, клялся, что путешествовал по Штатам с бродячим цирком… И при этом страстно, до одержимости любил кино, превращая съемочный процесс в настоящее священнодействие и заражая своим энтузиазмом коллег, над каким бы экстравагантным фильмом им ни приходилось работать.
«Пока не наступит ночь» (2000)
Главным героем драмы Джулиана Шнабеля является кубинский поэт Рейнальд Аренас в исполнении Хавьера Бардема. С детства в нем пылали две страсти: к стихам и мужчинам. И обе они в начале 1970-х привели его в тюрьму – увлечение представителями своего пола на Кубе не жаловали. Как и стремление публиковать произведения за границей без позволения высшего руководства. За решеткой-то Аренас и знакомится с трансвеститом Бон-Боном, который расхаживает по тюремному двору в блондинистом парике и вызывающем наряде с едва прикрытыми ягодицами.
«Она была так прекрасна, что, когда она проходила мимо, всем казалось, что они попали в кино», – с благоговением произносит закадровый голос. А когда она/он поворачивается, за броским макияжем и соблазнительно надутыми губками мы безошибочно узнаем Джонни Деппа. В столь непривычном облике актер оказался не менее убедителен, чем в образе интеллигентного книжного червя из «Девятых врат» годом ранее.
А ведь Бон-Бон не только эффектен чисто внешне – он еще и полезен. Именно ему выпала честь вынести из тюрьмы рукопись Аренаса, запихнув ее в… Каждый может проявить фантазию и догадаться, куда. Причем в той же ленте Депп исполнил и прямо противоположную роль – подчеркнуто маскулинного лейтенанта Виктора, грубого солдафона и ярого гомофоба, убежденного, что свет революции способен излечить любые отклонения.
«Чем дальше в лес…» (2014)
Пушистое пальтишко, мушкетерская бородка, гламурно подведенные глаза и коварная ухмылка – таков депповский серый волк, что в Красных Шапках знает толк. В мюзикле Роба Маршалла по мотивам одноименной театральной постановки Стивена Сондхайма он органично вписался в пантеон прочих сказочных персонажей в исполнении голливудских звезд, от ведьмы (Мэрил Стрип) и Золушки (Анна Кендрик) до парочки прекрасных принцев (Крис Пайн, Билли Магнуссен).
Всю эту компанию встречают несчастные пекарь с женой (Джеймс Корден и Эмили Блант), которые пытаются доставить вредной колдунье ряд трофеев, дабы вынудить ее снять с них заклятье бездетности. Путь героев лежит через дремучий лес. А в лесу, как известно из детских страшилок, чуть ли не за каждым пеньком прячутся всякие чудища. Кровожадный волчара, например.
С виду он весьма куртуазен и мил. Но только с виду: стоит взглянуть на его когтистый маникюр, и сразу понимаешь, что сей субъект – не дурак полакомиться невинными девочками (а также их ничего не подозревающими бабушками). Да и плотоядная ария, которую он вкрадчиво выводит с голодными глазами, – прямо-таки образцовый гимн маньяка. «Посмотрите на эту девчушку, розовенькую и пухленькую. Привет, малышка, куда спешишь? Притормози-ка и прислушайся к пению птичек…». Страх, да и только. Пора открывать сезон охоты.
«Бивень» (2014) / «Йоганутые» (2015)
В специфическом хорроре Кевина Смита «Бивень» старательно загримированный Джонни Депп исполнил маленькую да удаленькую роль отставного канадского инспектора Ги ЛаПуана, который годами выслеживал неуловимого маньяка.
Ради того, чтобы найти кровавого мясника, калечащего своих жертв с особой жестокостью, ЛаПуан отказался от нормальной семьи и, по слухам, в итоге даже лишился рассудка. Вот он и тешит себя всевозможными теориями заговора, а когда обнаруживает последнюю жертву (в облике моржа), не очень понимает, что с ней делать.
Дальнейшая судьба ЛаПуана прослеживается по сиквелу «Бивня» – «Йоганутым». Главные роли в нем достались дочуркам Деппа и Смита Лили-Роуз и Харли Куинн. Их героини удачно совмещают подработку в продуктовом магазине с музицированием и йогой. Однажды к ним в школу заявляется ЛаПуан (их пути мельком пересекались и в «Бивне») с очередной миссией государственной важности.
В Канаде объявляются новые изуверы – сосинаци. Да-да, вы не ослышались: сосиски-нацисты. Но не с теми, ох, не с теми они связались. ЛаПуан по мере сил помогает предотвратить вселенский заговор, а в довершение всего вооружается гитарой и зажигательно аккомпанирует девушкам на сцене. Воистине сыщик, которого мы заслужили.
Комментарии