Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Статьи > Загадки от дьявола: 9 лучших мистических детективов

Загадки от дьявола: 9 лучших мистических детективов

12 октября 2020 /
Загадки от дьявола: 9 лучших мистических детективов

Три Джонни Деппа, дьявол Де Ниро и проклятый ДиКаприо.

«Сердце ангела»

Реж. Алан Паркер, 1987

Таинственный мужчина с бородой и тростью — Луи Сайфер (Роберт Де Ниро) нанимает частного детектива Гарри Энджела (Микки Рурк), чтобы тот отыскал одного пропавшего музыканта. Дело принимает опасный оборот, свидетели, с которыми общается сыщик, вскоре оказываются мертвыми, а интрига исчезновения человека становится все более запутанной и странной.

В фильмографии Алана Паркера «Сердце ангела» стоит особняком. Начинаясь как тонкая стилизация под нуары 1950-х, кино резко поворачивает в сторону мистики и оканчивается печальной экзистенциальной притчей о тщете стараний и о том, что всем уготованы адские муки. Паркер умело скрывает главную загадку фильма и заворачивает ее в несколько сюжетных и смысловых слоев. Флешбэки и нелинейный нарратив «Сердца ангела» имели огромное влияние на «Помни» Кристофера Нолана, также построенного на сложном комбинировании сцен с целью манипуляции зрительским вниманием. Кроме того, Паркер подобрал, пожалуй, идеальный актерский состав: Микки Рурк играет здесь чуть ли не лучшую роль в карьере, а уж Люцифера в исполнении Роберта Де Ниро смог переиграть только Аль Пачино в «Адвокате дьявола».

«Видок»

Реж. Питоф, 2001

Накануне июльской революции частный сыщик Видок (Жерар Депардье) идет по следу таинственного убийцы в маске по прозвищу Алхимик. В решающей схватке с противником он погибает, и его дело решает продолжить личный биограф Видока по имени Этьен (Гийом Кане). Вскоре тот узнает, что за действиями Алхимика скрывается сложная цепочка политических интриг.

Изначально «Видок» задумывался куда более привязанным к истории и политике Франции XIX века. Однако режиссер Питоф разглядел в авантюрном сюжете о сыщике Видоке чисто визуальный, комиксный сюжет, открытый для чертовщины, мистики и загадок. Спецэффекты и стиль «Видока», созданные на компьютере, по меркам своего времени действительно завораживали, отчасти фильм открыл дорогу современному понятию постпродакшена и постановки на хромакее. Однако картина удалась не только как технический эксперимент. Питоф умело скрестил антураж революционной Франции с современной динамикой и экшеном. Даже на саундтреке симфонии Моцарта перебиваются скрипками группы Apocalyptica. И в целом становится не так уж важно, кто же скрывается за маской Алхимика, когда на экране возникает такой постмодернистский коллаж с Жераром Депардье, бегающим по длинным лестницам и улицам старого Парижа за Алхимиком в зеркальной маске.

«Девятые врата»

Реж. Роман Полански, 1999

К эксперту по старинным книгам Дину Корсо (Джонни Депп) обращается пожилой миллионер, чье хобби — собирать древние рукописи о дьяволе. Он просит выявить подлинность книги «Девятые врата», в которой, как гласит легенда, оставил свой автограф сам Люцифер. Вскоре вокруг Корсо начинают происходить загадочные убийства, таинственным образом копирующие сатанинские изображения в манускрипте. А также в жизнь книголюба вторгается незнакомка в красном (Эммануэль Сенье), которая помогает Корсо и одновременно ведет его в бездну.

Дьявольщина и мистика всегда сопровождали творчество Романа Полански. Как и в его культовом фильме «Ребенок Розмари», в «Девятых вратах» темные силы чувствуют себя прекрасно среди людей, мир полностью подчиняется сатане, а Бог давно умер. Однако, в отличие от Розмари, герой Джонни Деппа не слишком волнуется, что ведет дела с дьяволом, наоборот, с любопытством погружается во тьму. Полански очень изысканно обращается со средневековыми образами ведовства, воссоздает на экране старые гравюры и вообще не боится оскорбить чувства верующих. Постепенно детективная интрига «Девятых врат» уступает атмосфере погружения в ад вместе с героем Деппа, и это путешествие вышло захватывающим.

«Сонная Лощина»

Реж. Тим Бертон, 1999

В 1799 году американский констебль Икабод Крейн (снова Джонни Депп), не верящий в потусторонние силы, отправляется в Сонную Лощину — поселок, где участились случаи загадочных убийств. Вскоре оказывается, что легенда о Всаднике без головы — совсем не выдумка деревенских жителей. Оказывается, много лет над этой землей царит проклятие, и констеблю предстоит узнать, как утихомирить злого духа и куда пропала его голова.

Классический роман Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине» — идеальный материал для макабрических упражнений Тима Бертона. Как и во многих его лентах, в центре «Сонной Лощины» лежит конфликт между разумом и потусторонними силами, в котором последние всегда выигрывают. Герой Деппа постепенно приходит к осознанию, что ни одно из достижений науки и философии не способно объяснить творящуюся чертовщину в маленькой американской деревеньке. И ему предстоит перешагнуть через собственные убеждения и научиться общаться с духами и проклятиями. Эстетически «Сонная Лощина» определила жанр готического триллера в историческом антураже: отличный пример отечественный «Гоголь», стилистически и сюжетно сильно подражающий картине Бертона.

«Что скрывает ложь»

Реж. Роберт Земекис, 2000

Университетский преподаватель Норман Спенсер (Харрисон Форд) начинает переживать за свою жену Клэр (Мишель Пфайффер). Женщина постоянно жалуется, что слышит голоса по ночам и видит странную фигуру женщины неподалеку от дома. Она убеждена, что паранормальные явления как-то связаны с супружеской парой, жившей в этом доме до Спенсеров. Муж советует Клэр обратиться к врачу.

Камерный триллер «Что скрывает ложь» вышел в один год с другим фильмом Земекиса «Изгой» и вообще часто остается в тени более заметных и крупных работ режиссера. Однако семейная драма с привидениями, очень энергично сыгранная парой Форда и Пфайффер, сделана не без изыска. «Что скрывает ложь» — по-хорошему старомодный мистический триллер, который интересно балансирует на догадках зрителя о том, что вообще происходит: сошла героиня с ума или все же в доме действительно обитают неспокойные духи. Здесь Земекис заходит на территорию Хичкока и пользуется арсеналом мастера саспенса. И у него вышла хоть и не слишком оригинальная, но филигранная картина.

«Из ада»

Реж.: Альберт и Аллен Хьюзы, 2001

Завсегдатай опиумных курилен инспектор Эбберлайн (вездесущий Джонни Депп) идет по следу маньяка Джека Потрошителя, жестоко убивающего лондонских проституток. Постепенно расследование приводит его к мысли, что кто-то «сверху» намеренно препятствует тому, чтобы полиция поймала убийцу.

Фильм «Из ада», как и его одноименный первоисточник, графический роман Алана Мура, обращается к реальной истории Джека Потрошителя, вернее, к ее контексту. Лондон конца XIX века изображен в ленте очень реалистично, выразительно и по-декадентски: свет еле льется на укромные улочки старого города, где ошиваются продажные женщины, пьяницы и жулики всех мастей, а натуралистичность картине придают откровенные сцены насилия и убийств. Выразительно выписан главный герой Эбберлайн — человек, плоть от плоти этого города, который, однако, сохранил чувство справедливости, в отличие от сильных мира сего. «Из ада» дарит нетривиальный взгляд на историю Потрошителя, и — хотя к развязке остаются вопросы — это довольно веселая и гремучая смесь слешера и готики, которая заслуживает внимания и спустя почти 20 лет после выхода.

«Другие»

Реж. Алехандро Аменабар, 2001

1945 год. Грейс (Николь Кидман) вместе с двумя детьми живет в уединенном доме в ожидании возвращения с фронта мужа. Вскоре в доме начинают происходить странные вещи: занавески открываются сами по себе, по ночам звучит старый рояль, доносятся жуткие голоса. Грейс не хочет верить, что в доме завелись призраки, и грешит на слуг. Однако женщине придется столкнуться с очень неприятной правдой о том, что на самом деле происходит в пугающем доме.

На волне успеха «Шестого чувства» с его шокирующим финалом режиссер Алехандро Аменабар поставил свою версию истории о призраках, которая разворачивается в весьма нетрадиционном ключе. «Другие» отлично стилизован под готику: дом с привидениями прячет страшную тайну прошлого, кругом стоит плотный туман, и даже визуально фильм будто пропущен через едва видную пелену, создавая особый потусторонний эффект. Николь Кидман замечательно вошла в образ истеричной пуританской матери, которая не желает выходить за рамки выдуманного мирка. «Другие» — отлично сложенный триллер, который тщательно и хитроумно прячет в рукаве детективную разгадку о том, что же творится в особняке. И до сих пор любой фильм о привидениях с примесью готики неизбежно сравнивается с картиной Аменабара.

«Остров проклятых»

Реж. Мартин Скорсезе, 2010

1954 год. Маршал Эдвард Дэниелс (Леонардо ДиКаприо) и его напарник Чак Оулс (Марк Руффало) прибывают в психиатрическую лечебницу Эшклифф, расположенную на отдаленном острове, чтобы расследовать загадочное исчезновение пациентки. Вскоре Дэниелс начинает подозревать, что в больнице творятся странные вещи, а персонал скрывает что-то очень важное и страшное.

В «Острове проклятых» Мартин Скорсезе обратился к черно-белым хоррорам Жака Турнера и Вэла Льютона, где во главе угла стояло не чудище, охотящееся за жертвами, а атмосфера ужаса, нагнетаемая саспенсом и чувством тревоги. Режиссер мастерски переносит эти приемы в свой фильм и приумножает их, закручивая сюжет вокруг самого понятия психического здоровья и адекватности восприятия мира. ДиКаприо играет невротичного маршала с большим надрывом, кажется, будто он местами переигрывает, но все это отлично работает на замысел и демонстрирует амбивалентность главного героя, который раскрывается перед зрителем медленно, но очень эффектно. Кроме того, в отличие от многих картин с красивым и неожиданным финалом, «Остров проклятых» интересно пересматривать, замечая, как Скорсезе расставляет намеки на развязку в разных местах.

«Дуэлянт»

Реж. Алексей Мизгирев, 2016

Мрачный авантюрист Яковлев (Петр Федоров) приезжает в Петербург, чтобы заработать себе на жизнь весьма оригинальным способом — участвуя в дуэлях. Соперники гибнут один за другим, и, кажется, никто не может сравниться с ним в искусстве стрельбы. Молодым человеком заинтересовывается граф Беклемешев (Владимир Машков), который хочет, чтобы Яковлев устранил его конкурента.

Режиссер Алексей Мизгирев, до этого снимавший в основном тяжеловатые драмы вроде «Бубен, барабан», в 2016 году поставил впечатляющий жанровый микст о любимом обычае русских дворян — перестрелках на дуэли. Брутальная история о проклятом дуэлянте разворачивается в декорациях Петербурга, которого еще не было на российских экранах: это грязный, населенный исключительно подонками и ворами город, где правят бал алчность и деньги. И такой герой, как Яковлев, проливающий кровь ради гонорара, отлично вписывается в этот мрачный, но захватывающий антураж XIX века. Хотя Мизгирев местами слишком увлекся эстетикой, позабыв о логике событий, «Дуэлянт» заслуживает статус одной из самых ярких жанровых работ последних лет. «Девятая» — еще одна попытка продюсеров «Дуэлянта» снять авторский мейнстрим в старом Петербурге.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: