В индустрии существуют режиссеры, которые из анимации пришли в игровое кино. Ярчайший пример – Тим Бертон, чье визионерство перекочевало из двумерного мира в трехмерный. А постановщики анимационного фильма-катастрофы «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» Кристофер Миллер и Фил Лорд сняли успешную игровую дилогию «Мачо и ботан». Но в этом материале мы рассмотрим обратную ситуацию: когда известный режиссер решает поэкспериментировать не только с жанром и визуальными средствами, но и авторской техникой.
Тем более что список будет расширяться: только в этом году ряды перековавшихся творцов пополнят режиссер «Паразитов» Пон Джун-хо, создатель оскароносного «Артиста» Мишель Хазанавичус и голливудский мастер Рон Ховард.
Первый снимет мультфильм о морских созданиях с бюджетом около $52 млн, что сделает его самой дорогой картиной в истории Южной Кореи. Второй экранизирует книгу Жан-Клода Грюмбера «Самый ценный товар» о дровосеке и его жене, которые в годы Второй мировой войны находят новорожденную еврейскую девочку. Третий тоже обратился к литературе – роману Флоренс Пэрри Хайд «Уменьшение Трихорна»: о юноше, который обретает способность уменьшаться в размерах после того, как находит странную настольную игру. А пока эти премьеры не состоялись, «КиноРепортер» предлагает ознакомиться с картинами, уже доступными для просмотра.
Рождественская история визионера Роберта Земекиса основана на детской книге Криса Ван Оллсбурга. В центре внимания – дети, которых волшебный поезд везет прямиком на Северный полюс, где живет самый настоящий Санта-Клаус. При столь непритязательном сюжете гораздо больше впечатляют производственные мощности – так, сразу несколько ключевых ролей в этом компьютерном мультфильме играет Том Хэнкс. Он – и парнишка Крис (внешность героя моделировали по детским фотографиям актера), и его отец, и Санта-Клаус, и кондуктор, и даже кукла-марионетка Скрудж.
Технология захвата движения на момент съемок была революционной (хотя уже вышел «Властелин колец»), поскольку позволяла кому угодно играть кого угодно. Правда, от женских ролей Хэнкс все-таки отказался: решил, что пяти героев с него хватит. Двадцать лет спустя такой подход доказал свою несостоятельность, в том числе финансовую, однако безумство храбрых отрицать все же не стоит. Да и новых ощущений участники процесса получили на годы вперед. «Это был самый непринужденный фильм, над которым я когда-либо работал. Мне приходилось меньше идти на компромисс, потому что я не был ограничен физическим миром», – признавал Роберт Земекис.
При этом стопроцентной анимацией свой проект он упрямо не называл: «В картине есть актерская игра и режиссура, значит, это просто цифровое кино, а не мультфильм». Впрочем, эту формулировку оставим исключительно на его совести. Кстати, с рисованными вставками постановщик заигрывал и ранее: еще в юности он вставлял кукольные отрывки в семейную хронику, а в 1988-м выпустил совершенно уникальный проект «Кто подставил кролика Роджера». В XXI веке эксперименты Земекис тоже не оставил: в 2009-м он снял «Рождественскую историю», а в 2022-м оживил «Пиноккио».
Кто бы мог подумать, что режиссер адреналиновой серии про Безумного Макса решит снять детский мультфильм? Хотя, положа руку на сердце, после дилогии про поросенка Бэйба подобного стоило ожидать. А вот кассовый успех стал приятным сюрпризом: картина про пингвиненка-изгоя собрала почти $400 млн при бюджете $100 млн, а в конце наградного сезона завоевала «Оскара» за лучший полнометражный анимационный фильм.
Секрет успеха крылся в динамичном сюжете, зажигательных композициях (создатели на поскупились на хиты Queen, Принса, Фрэнка Синатры и Элвиса Пресли), а также звездных голосах – в оригинале за героев говорили Николь Кидман, Робин Уильямс и Хью Джекман. И конечно, со счетов нельзя было сбрасывать заинтересованность самого Миллера. Который определенную часть заслуг в шутливой манере отрицал: «Первое, что нужно знать, – я не умею петь и танцевать, поэтому у меня не было права находиться на площадке. Но у нас были очень, очень хорошие хореографы и люди, которые действительно разбираются в музыке».
Неудивительно, что несколько лет спустя свет увидел сиквел: «Делай ноги 2» вышел в модном тогда формате 3D. Но на сей раз проекту не удалось принести создателям прибыль. Впрочем, еще до этого печального момента Миллер признал, что понятия не имеет, о чем снимать третий фильм, чем фактически подписал анимационной франшизе приговор.
Этот мультфильм, выполненный в технике ротоскопирования, поставлен по мотивам одноименного романа Филипа К. Дика. Что вполне отвечает духу работ Ричарда Линклейтера: постановщик известен своими неординарными картинами, в которых эксцентричные герои остро чувствуют течение жизни. «Помутнение» этим характеристикам соответствует идеально (хотя изначально режиссер засматривался на «Убика»): в центре сюжета оказывается полицейский под прикрытием, который внедряется в среду наркоманов, но в итоге теряет связь с реальностью.
Линклейтер говорит, что снимал кино для фанатов – иной целевой аудитории у его проекта просто нет. А еще признавался, что довести фильм до больших экранов было тем еще испытанием: «Сверху прозвучало, что взрослые на мультики особо не ходят. А это явно не детский проект. Что-то начало происходить только после кастинга. Тогда же стало понятно, что мы удержим бюджет в прежних рамках. Я не думаю, что фильм выиграл бы от вложения $25 млн, он бы мгновенно растерял все очарование оригинала».
Главные роли исполнили Киану Ривз, Вайнона Райдер, Роберт Дауни-младший, Вуди Харрельсон и Рори Кокрейн – их легко узнать в кадре. А вот анимационные техники позволили создать галлюциногенную атмосферу и прорисовать детали, которые слишком затратно было бы снимать в формате игрового кино. К слову, несколько лет спустя режиссер вновь воспользовался подобным приемом: в его мультфильме «Аполлон-10½: Приключение космического века» (2022) история взросления главного героя перемежается фантастическими вставками, посвященными полету на Луну.
Еще одна экранизация – на этот раз по мотивам произведений Роальда Даля. Режиссерское кресло мультфильма занял Уэс Андерсон, в чьих игровых работах тоже можно найти немало кукольного – от симметричных планов и игрушечных декораций до мягких пастельных тонов. Черному юмору, впрочем, в этом уютном мире всегда находится место, и в «Бесподобном мистере Фоксе» эта синергия работает ровно так, как нужно.
В центре сюжета глава лисьего семейства, который вступает в ожесточенное противостояние с тремя злыми фермерами. С одной стороны, сам виноват – позарился на чужое. С другой – жестокость оппонентов может ввести в ступор: в какой-то момент они пытаются залить норы лесных зверушек галлонами яблочного сидра. Столь же творческий подход проявил и сам постановщик: голоса актеров (в их числе Джордж Клуни, Мерил Стрип, Джейсон Шварцман, Билл Мюррей и Уиллем Дефо) он решил записать на природе, а дизайнеров и аниматоров попросил использовать настоящие ветки, листву и песок.
За свою работу Уэс Андерсон удостоился номинаций на «Оскара», «Золотой глобус» и BAFTA. А спустя несколько лет он повторил опыт с кукольной анимацией: его «Остров собак» (2018) получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале и снова добрался до шорт-листа Американской киноакадемии.
Очередная экранизация – на этот раз детского цикла Кэтрин Ласки, посвященного обитателям волшебного мира, которым правят совы. В этой вселенной существует собственная культура, социально-политическая иерархия и даже мифология: считается, что на древе Га’Хуул обитают Ночные Стражи, своеобразные рыцари без страха и упрека в мире птиц.
В общем, задача перед Заком Снайдером стояла в высшей степени амбициозная. Во-первых, дебют – дело само по себе затратное и нервное, а тут речь об анимации. Во-вторых, у книг писательницы есть активная фан-база, готовая биться за свое видение проекта. В-третьих, нельзя не учесть технических масштабов: аниматорам пришлось сильно постараться, чтобы правильно передать оперение сов и уникальную механику движений (а еще птицы разговаривают!). В такой ситуации совсем не шуточно звучали заголовки «Зак Снайдер поясняет за анимационных сов».
Также в интервью он говорил о том, что снимал проект именно для юной аудитории, а для зрителей постарше выбрал бы иные способы повествования. Со своей задачей постановщик так или иначе справился, при этом не растеряв фирменного мрачного стиля: в «Легендах о ночных стражах» сильна тональность, свойственная фэнтези 1980-х, одновременно увлекательного и способного выбить юного зрителя из колеи. Кроме того, на экране – визуальное пиршество: видно каждый вложенный цент из бюджета $80 млн. Досадно, что сейчас об этом во всех отношениях эпическом мультфильме вспоминают незаслуженно редко. Да и слухи о возможном продолжении совсем сошли на нет.
На анимационном поприще Стивен Спилберг попробовал себя в 2010-х, и основой для его дебютного проекта тоже стала детская серия. Правда, не книг, а европейских комиксов. Юного репортера Тинтина и его верного пса Снежка еще в конце 1920-х придумал бельгийский художник-самоучка Эрже, вписав свое имя в историю поп-культуры. Чего только стоит тот факт, что Спилберг лично получал у него благословение на съемки, а права на экранизацию приобрел еще в начале 1980-х!
Конкретно в этой истории в руки Тинтина попадает модель корабля, которая оказывается ключом к сокровищам. Картина снята с помощью технологии захвата движения (посильную помощь оказывали специалисты компании Питера Джексона Weta Digital): главную роль исполнил Джейми Белл, а его компаньонами стали Энди Серкис, Саймон Пегг и Ник Фрост.
«Приключения Тинтина» – первый фильм режиссера в цифровом формате (каждый кадр был сгенерирован на компьютере!), к тому же снятый в 3D. Спилберг заявил, что сложностей с технической работой у него не возникало, а работа с трехмерными моделями его буквально спасла. Он едва ли не впервые в карьере мог контролировать любой нюанс – от освещения и положения камеры до причесок и грима. И тут же добавил, что с рисованным мультфильмом в духе творений Pixar и DreamWorks он бы точно не совладал. А так сложность была одна: команде пришлось как следует потрудиться, чтобы персонажи на экране выглядели живыми и настоящими, даром что в комиксах их изображение слишком стилизованное.
В начале нулевых Гор Вербински в крайне сжатые сроки выпустил такие разноплановые картины, как «Мышиная охота», «Мексиканец» и «Звонок», а затем прогремел с серией «Пираты Карибского моря» (именно он снял «золотую» трилогию), в успех которой на тот момент мало кто верил – корсары были не в моде. Однако даже после того, как популярность франшизы стала сходить на нет, режиссер и продюсер не сумел расстаться с Джонни Деппом. Именно его Гор пригласил озвучить хамелеона Ранго в своем одноименном анимационном дебюте.
Картина тоже получилась многоплановой – и сюжетно, и визуально. С одной стороны, здесь понятный детям сюжет о том, как живущий в террариуме хамелеон оказывается в опасном и враждебном мире пустыни. С другой – в кадре антураж вестерна, прямые отсылки к «Страху и ненависти в Лас-Вегасе» и «За пригоршню долларов», а также герои, которые курят и ругаются (а чего вы хотели от Дикого Запада?). При этом Вербински ни секунды не сомневался, что история должна быть анимационной, хотя гарантированного финансирования при этом не было: продать проект студии помогли кустарные раскадровки и самопальная озвучка, на создание которых ушло почти полтора года.
«Дом выглядел как воспаленное сознание серийного убийцы – повсюду записи, скетчи и фотографии», – вспоминает режиссер. В этом же пространстве на 20 дней собрались и актеры – записывать звук в студии Гор посчитал неправильным. В конечном счете эксперимент – критики называли проект «глубоко странным» – обернулся большой удачей: «Ранго» принес своему создателю первого «Оскара». К сожалению, дальнейшие творческие поиски вышли тандему Вербински и Деппа боком: «Одинокий рейнджер» едва не похоронил карьеру обоих. Арми Хаммера это проклятие догнало чуть позже.
Еще один автор, чьи картины приходятся по нраву далеко не всем, – Чарли Кауфман. В своих работах он часто воссоздает сюрреалистичные пространства, в которых происходят самые невероятные вещи. То Джон Малкович окажется в своей собственной голове, то театральный режиссер так сильно заиграется, что спровоцирует маленький конец света. Кукольная «Аномализа» (фигурки героев распечатывали на 3D-принтерах) не менее странна, чем другие творения Кауфмана режиссера. В центре сюжета оказывается Майкл Стоун – уставший от жизни человек, который страдает от редкого психического заболевания, мешающего ему распознавать лица и голоса людей. Но все меняется, когда герой встречает удивительную девушку с яркой индивидуальностью и заводит с ней роман.
Любопытно, что картина выросла из одноименного аудиоспектакля 2005 года, который Чарли Кауфман выпустил под псевдонимом Фрэнсис Фреголи, отсылающим к специфическому синдрому. Превращать эту историю в кино постановщик долго не решался: ему казалось, что это просто невозможно сделать. Но на помощь пришла мультипликация, обеспечившая ему творческий карт-бланш.
Средства на съемки режиссер собирал с помощью краудфандинга: первоначально планировалось, что «Аномализа» будет идти меньше часа, однако кампания оказалась удачной, и хронометраж увеличился до полноценных полутора часов. Кстати, не рекомендуем обманываться щадящей продолжительностью и «детским» жанром: в мультфильме есть и сцены употребления алкоголя, и откровенные постельные эпизоды, и даже посещение секс-шопа. Впрочем, для детей Чарли Кауфман тоже кое-что создал: в частности, написал сценарий к мультфильму «Орион и тьма», в котором главный герой борется со своим главным страхом.
В название этой версии известной сказки мексиканский режиссер вписал свое имя: чтобы у публики точно не возникало никаких сомнений. Проект у него действительно вышел авторским: оптимистичной сказке про деревянного мальчика, который хочет превратиться в настоящего ребенка, Гильермо дель Торо вернул обаяние мрачного фэнтези. В том числе за счет антуража: действие разворачивается на фоне межвоенного периода и Второй мировой в фашистской Италии. О том, что просмотр будет непростым, говорит и завязка: столяр Джеппетто теряет сына из-за боевого налета и на протяжении многих лет не может смириться с его гибелью.
Пиноккио тоже предстоит побывать в загробном мире: он сможет возвращаться в мир живых, но приятного все равно будет мало. Да и сюжет закрутится вокруг вопросов про смерть и ожиданий от жизни – достаточно критические для восприятия в любом возрасте темы. Интересно, что на долгие годы в производственном аду оказалась и сама картина: дель Торо разрабатывал ее на протяжении десятилетий, но финансирования постоянно не хватало. Из безнадежной пучины постановщика вытащил Netflix, и в итоге ему удалось сделать все ровно так, как он и задумал. Старания окупились: мультфильм с восторгом встретили не только зрители и критики, но и киноакадемики: на счету «Пиноккио» «Оскар» и «Золотой глобус».
Если есть возможность, то смотреть «Пиноккио» лучше в оригинале: Юэн МакГрегор озвучил мудрого сверчка Себастиана, Кристоф Вальц – обнищавшего графа Вольпе, а Тильда Суинтон – Лесного духа и Смерть. Впрочем, удовольствие от просмотра не испортят ни дубляж, ни субтитры – универсальный киноязык здесь работает как нужно и попадает в самое сердце. Кстати, следующей картиной Гильермо дель Торо тоже должна стать анимация – сейчас он пытается убедить руководство студий выделить ему средства на новую амбициозную идею. И вероятно, меткая характеристика «это не детский фильм, но дети могут его посмотреть» сумеет снова открыть перед ним нужные двери.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…