Нервный молодой человек с красными волосами уговаривает сотрудника аэропорта посадить его на ближайший самолет в Нидерланды. Потому что он гражданин Евросоюза, в России страшно, а его родные – «вообще клан Сопрано». То, что Артур (Роман Евдокимов) не преувеличивает, становится понятно почти сразу: на похоронах его деда, криминального авторитета по прозвищу Мидас (Павел Прилучный), собираются странного вида люди, а инструментальный Моцарт плавно трансформируется в знаковый трек «Каспийского груза».
«Мидас взял общее золото, потерял общее золото и все его ищут теперь», – лениво объясняет ситуацию дядя Шамрай (Даниил Воробьев). Напускной заботой и идиотскими смешками лучше не обманываться: для начала в его кармане обнаруживаются пассатижи – и возвращение напуганного парня в культурную среду проходит под крики «хелп» в ближайшем лесу. В попытках отыскать пропажу Шамрай будет упорно преследовать и Артура, и его нового приятеля Пашу (Эльдар Калимулин), которому золото в самом неожиданном формате досталось от легендарного дедушки-полицейского, и бог знает кого еще. Охотников за сокровищами в России и за ее пределами всегда хватало.
Уже со второй серии «Лада Голд» (да, здесь буквально ездят на машине из золота) превращается в зубодробительное роуд-муви. Герои пересекают границу с Казахстаном, влипают в неприятности с местными бандитами и устраивают кровавые разборки в пустыне. Перевалив за экватор, черная комедия внезапно перерастает в семейную сагу, но стоп-краны уже не работают: никто не понимает, что происходит, а времени на размышления не остается. Есть только здесь и сейчас, а потому на экране формируются самые неожиданные альянсы. Кто успел, как говорится.
К финалу сериал летит на всех парах, слегка притормаживая на заключительном часе: после нескольких откровений героям нужно время, чтобы прийти в себя и наконец принять прошлое. В цветастом и ярком калейдоскопе эти эпизоды выделяются эмоциональным накалом. История трогает настолько, что даже налет фантастики воспринимается как нечто естественное. Из ниоткуда взявшийся шаман и странные обряды? Ладно. Бронебойный киборг-убийца (ну почти)? Давайте. Машина из золота не тонет в реке? Сейчас все объясним.
«Четверка» регулярно глохнет, и эти закономерные случайности тоже толкают сюжет вперед. Парадоксально, но «Лада Голд» – почти идеальная реклама родного автопрома. Даже музыкальные вставки здесь тематические: от «Черной Волги» до «Вишневой девятки». Не стесняются создатели и других отсылок. Более того, преподносят их с гордостью: вечеринка в пустыне – «Безумный Макс», сцена в тюремном коридоре – чистый «Олдбой» со смесителем вместо молотка, пальба в особняке – «Лицо со шрамом».
Жанры тоже сменяются с бешеной скоростью. Байки про бандитов в Тольятти пересказывают с удовольствием, причем каждый – на свой лад. Подключение ненадежного рассказчика эффективно втройне: лирические отступления одновременно дают зрителю передохнуть от бурных событий и держат его внимание, а актерам позволяют выйти за рамки. Так, Прилучный неожиданно оказывается в плохой мелодраме, Воробьев – во втором «Терминаторе», а все разом – в «Криминальной России», благо и музыка оттуда периодически играет на фоне.
Заходят авторы и на территорию мемов (VHS-приколы из 1990-х и философские цитатки в комплекте), регулярно генерируя собственные. В основном за счет экспрессии. Самое надежное топливо – постоянный дискомфорт, пустое бахвальство и страх за свою жизнь. Например, Артур каждый раз орет так, будто его убивают, потому что его действительно убивают.
А еще создатели как следует проезжаются по повестке – от уязвленного «санкции на него, а депортировали меня» в первые минуты до фееричной сцены, целиком состоящей из истеричных криков «нам надо в Казахстан». Хождение по краю заключается не только в этом – с криминальной тематикой, хоть и в комедийном ключе, стоит быть осторожным, чтобы не свалиться в пропасть этических дилемм и не нажить ненужных врагов. Сценарист Егор Чичканов раньше работал над сериалом «И снова здравствуйте!», поэтому в теме кое-что понимает. Отсюда – воровская сходка по видеосвязи (и одновременно самое странное собеседование в вашей жизни), дурацкие прозвища авторитетов, которые обязательно кто-то перепутает, и инструкции для молодых волчат.
Из криминальной среды вырастает и основная проблема. С одной стороны, к неприятным героям, у большинства которых целый букет всевозможных маний – от алчности до психопатических наклонностей, – должен выработаться неподдельный интерес, чтобы с ними захотелось провести несколько часов. С другой – важно не перегнуть палку с романтизацией. И с тем, и с тем создатели справляются. А своеобразную кармическую отработку компенсируют гангста-финалом с неожиданным сайд-твистом.
Секрет – в глубине характеров. Второе дно есть даже у эпизодических персонажей, не говоря о ключевых героях. Паша учится брать ответственность за свои желания, а в чертах Артура, который постоянно чувствует себя не в своей тарелке, постепенно проступает серьезность. Иронично, что Полина (Анна Богомолова), которая поначалу выглядит голддиггершей, оказывается куда более цельным и амбициозным персонажем, чем ее избранник. Женщины здесь вообще берут свое – огонька дают и мама Полины (Ольга Тумайкина), и молодая версия Бубы (Линда Лапиньш).
В одном каноничном уголовнике (Игорь Черневич) неожиданно возникает порыв благородства. В другом (Кирилл Полухин) пробуждается любовь. Повеса и наследник криминальной империи (Аскар Ильясов) принимает катастрофическое решение из-за личной обиды. Даже у лютого отморозка Шамрая обнаруживается причина его безбашенного поведения. И она не кажется искусственным обелением: напротив, трагический внутренний конфликт искупается самым естественным образом. Кровью.
Что действительно удивляет, так это цензура. Для сериала, в котором совершенно голый Даниил Воробьев бродит по пустыне, запикивание мата выглядит если не лицемерием, то ханжеством. Впрочем, если это едва ли не единственный раздражитель, о качестве проекта он тоже кое-что говорит.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…