Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Интервью > Андрей Мерзликин – о секретах популярности, здоровом питании и любви к Родине

Андрей Мерзликин – о секретах популярности, здоровом питании и любви к Родине

23 марта 2023 /
Андрей Мерзликин – о секретах популярности, здоровом питании и любви к Родине
Фото: Иван Куринной

В эксклюзивном интервью «КиноРепортеру» звезда сериалов «Художник», «Триггер» и «Абсурд» рассказал, как выбирает новые роли, воспитывает детей и зачем ездит в провинцию.

24 марта 50-летие отмечает Андрей Мерзликин – один из немногих российских артистов, способных похвастаться целой галереей народных образов. Особняком, конечно, всегда будет стоять Димон из культового «Бумера», но и сейчас актер играет фактурных персонажей, которые остаются со зрителем надолго. Тем более что некоторые из его героев вернутся в обозримом будущем.

Вы часто играете околокриминальных и военных персонажей. Это личный выбор или навязанное амплуа?

– Возможность выбирать появилась сравнительно недавно, до этого действительно были издержки амплуа и шлейф сыгранных в начале пути ролей, и они сильно влияли на мою работу. Но я их все люблю и помню! Сейчас, конечно, я могу себе позволить выбрать сценарий, пьесу и даже театр, но выбор по-прежнему не так уж широк. Предложений, в принципе, не так много.

Вы любите оглядываться назад?

– Как и у любого актера, у меня есть фильмы и роли, которые не все видят, они не всегда доходят до зрителя и уж тем более до внимания коллег-кинематографистов. Есть такие истории, которые близки и дороги моему сердцу до сих пор, вот они вспоминаются с теплом. Лично мне стало важнее, чтобы процесс съемок приносил радость, творчество, кураж, и потом уж насколько люди воспринимают моих героев и ассоциируют с ними себя. Мне кажется, хорошая проверка – как зрителем, так и временем, когда фильм остается интересным и увлекательным через поколение. Такое кино имеет все шансы называться народным. Его немного, но именно оно греет душу.

Теперь вас чаще можно увидеть в сериалах – такой формат ближе?

– Сериалы сейчас бывают гораздо художественнее, чем полный метр. Встречаются примеры, когда производственная компания работает над сценарием года три-четыре, жертвует временем и инвестициями, может снять пилот, отсмотреть результат, показать фокус-группе, увидеть потенциал истории, а потом полностью или частично все поменять как в сценарии, так и в списке утвержденных актеров. Я такое встречал не раз. Именно так в моей жизни появились сериалы «Территория» и «И снова здравствуйте!». Если производство и отношение к качеству будущего проекта такое, он не просто может, он  должен существовать!

Андрей Мерзликин

Чем вас зацепила «Территория»?

– Возможностью прикоснуться к мифологии и этнической культуре Пермского края. Сценарий сериала использует оригинальные сюжеты и не заимствует из зарубежного контента привычные повороты, персонажей и мистику. Все буквально коми-пермяцкое! Благодаря съемкам открыл для себя бескрайнюю красоту тех мест и полюбил ее. В этом году, кстати, с детьми и друзьями сплавлялись по реке Усьва на катамаранах – по «боевым местам» наших кинематографических локаций.

Тяжело даются экспедиции?

– Да, но эта тяжесть лежит в области быта и перекрывается той радостью, когда ты понимаешь, что в других условиях никогда бы в эти места не попал. Да и едем мы не как туристы, а как аборигены: через две недели – уже как местные жители.

Какое главное открытие в таких поездках?

– Самое основное открытие – люди. Я советую себе, москвичам и жителям других больших городов чаще ездить в регионы. В качестве кого угодно – туриста, волонтера или по работе. Ресурс, который невозможно никак восполнить, – это радость от человеческого общения. У нас есть не только нефть, газ и природная питьевая вода или бескрайние леса, главное – люди. Теперь я уже не просто верую, а знаю, что бесконечный природный и человеческий ресурсы крайне важны и относиться к ним расточительно – безнравственно. Люди у нас хорошие, невероятные: понимающие, прощающие, милующие, гостеприимные. А еще умеют ценить момент, время, жизнь! С нами встретились – радость. Лед пошел с реки – радость. Рыба пошла, сезон начался… И нет какой-то загнанности. Понятное дело, что я идеализирую, можно найти человека недовольного, но радостных людей все равно больше.

А детей с собой на съемки брали?

– Старший, Федор (15 лет), ездил, даже снимался пару раз, но его это не заразило, да и остальные не горят, ни Макар (6 лет), ни девчонки (Евдокии – 12 лет, Серафиме – 14). Им это вообще неинтересно. И я не давлю. Они и на мои спектакли-то стали ходить сравнительно недавно. Я-то думал, мои будут закулисными детьми, но к закулисью они равнодушны. Я вообще приучил себя отрезать семью выходя из дома – на работе отметаю все переживания о том, чем я живу в быту. И то же самое с профессией. Приходишь домой – и никакого Достоевского, Толстого или Островского, ролей, спектаклей и «как прошел твой съемочный день». Прошел, и все! Скорее заботят вопросы оплаты ЖКХ. За меня это никто не сделает. И забота о доме (мы живем за городом), саде, друзьях и соседях – это очень важно. Опять же – где будут отдыхать летом дети или в какую секцию пойдут в новом учебном году.

Андрей Мерзликин

Обычно экспедиции – долгая разлука с семьей, как решаете эту проблему?

– Раньше было тяжелее уезжать, дети были еще маленькие… Старший мое отсутствие в полной мере ощутил. Но сейчас он самый взрослый и у нас самые доверительные отношения. Младший сын, который, наоборот, меня видит больше, не до конца понимает, чем я занят, но души во мне не чает. С ним у меня другого рода невероятный контакт. В этом есть польза – бывает, что в голоде общения, когда скучаешь друг по другу, гораздо больше правильных эмоций, чем когда каждый день бываешь рядом. Случаются и юморные моменты. Например, во время карантина дети однажды спросили: «Пап, когда ж ты уедешь в экспедицию?» Я растерялся, но понял, что им было непривычно находиться в ситуации, когда я почти всегда дома (а я, к слову сказать, папа требовательный), и захотелось «каникул»! (Смеется.) Хотя самая строгая у нас – мама Аня, все на ней – секции, кружки, «а ну телефоны положили!». А дети есть дети, все исполняют, но и они порой говорят свое ужасное «не хочу», «мне это неинтересно», и необходимо каждый раз находить компромисс, договариваться, в этом и состоит отчасти процесс воспитания. Наши амбиции в отношении детей должны быть трезвыми… Когда дети видят, например, как я меняюсь и тоже подстраиваюсь под них, эта обоюдная работа приносит свои плоды.

В «Нахимовцах» вы как раз сыграли отца. Как вам работалось в этом фильме?

– Мне было легко играть папу главных героев, этих пацанов, которые связали свою судьбу с Нахимовским училищем, потому что между выбором «я сам хочу» или «папа сказал» – а он всегда существует, решаются вопросы отцов и детей, высекается искра взаимной любви, и именно это мне близко и понятно. Я сам был отцом суворовца. Два года сын учился в военном училище, и мы с ним прошли все стадии становления его личности. Были радости и сложности, все они повлияли на его характер и мировоззрение. Крайне рад этому опыту и отрезку жизненного пути. Именно этот аспект приглянулся в сценарии, да и в самом фильме блестяще показана важность этого выбора. Нахимовское училище, кстати, поистине элитарное образовательное учреждение, где дети, решившие связать свои юные годы с военной службой, получают разностороннее развитие — в учебе, спорте и других светских дисциплинах, которые проявляют современного образованного человека.

Возможно ли вообще с помощью кино воспитать патриотизм?

– Нельзя воспитать патриотизм ни лозунгами, ни плакатами. Только «с молоком матери». Кино, безусловно, самый сильный инструмент формирования национального самосознания. В мире нередко его используют как инструмент пропаганды. И в Америке, и в Китае, и у нас в советское время. Сейчас в российском кино зачастую идеология отсутствует, и в большей степени стали заметны инородные, плакатные вещи, которые не имеют отношения ни к художественности, ни к патриотичности. В кино, равно как
и в театре, иногда можно незаметно коснуться темы любви,  например, к тому самому месту, где ты родился и вырос, и тогда что-то вдруг защемит в душе. Патриотическое кино – это ведь фильм не про войну или спорт, а про людей, в которых живет безусловная любовь к своей стране, ее истории, судьбе, культуре. И любовь эта не навязана извне, а полностью питается из детства, из тех песен и фильмов, друзей и добрых слов, из того опыта, который пережил вместе со своим поколением.

Андрей Мерзликин

Какие еще радости вы открыли для себя во взрослой жизни?

– Взрослая жизнь надоедает постоянным преодолением трудностей. И очень хочется вернуться в детство или сохранить в себе это детское ощущение, когда ты будто у Христа за пазухой, беспечен и беззаботен. Но в детстве все эмоции рождаются от новых открытий. И самое эмоциональное – это путешествия, открытие новых мест на земле. И вот во взрослой жизни возможностей для путешествия сильно больше. На них и строится вся линейка радостей – путешествия и удовольствие от своей работы. Если они совмещаются – это просто счастье! Еще иногда во сне мы бываем где-то там, где сила и энергия в тебе возрождаются, и этим порой и живы.

Почему решили сняться в сериале «Абсурд»? Даже синопсис звучал немного пугающе: там смешались в одну кучу ревизия провинциальной колонии и бриллианты, зэки и актеры местного театра…

– Именно поэтому, когда взял в руки сценарий, стал читать, поймал себя на том, что смеюсь, а сам думаю, кто это написал, что это за абсурд? Как проект-то называется? «Абсурд»! В итоге я пришел на пробы и сказал, что буду пробоваться плохо, потому что очень хочу эту роль… Тоже абсурдно звучит, да? Есть у меня закономерность: когда сильно чего-то хочу, как правило, пробуюсь хуже! Вот и тут я прочитал, пришел к режиссеру Артему Насыбулину, а мне для проб дали сцену с несуществующим медведем… Даже на пробах полный абсурд был, я обхохотался. (Смеется.) Кстати, я столкнулся с тем, что сложно держать этот жанр – он требует крепкой и нужной формы. Юмор высекается не от того, как хорошо ты играешь – не дай бог видно, как хорошо ты играешь! – а от понимания того, что нельзя делать лишнего. Недоиграть намного важнее, чем все объяснить зрителю. Любая лишняя оценка иногда дает ложное направление. А иногда наоборот – такой выстрел происходит, что понимаешь: как говорят в кино, «было».

Как в итоге пробы прошли?

– Утвердили. Пробы вообще полезны для актера, ты и режиссера видишь сразу, и себя соизмеряешь с контекстом сценария. Бывает, вовремя понимаешь: все хорошо, но тридцать смен в этом проекте тебе не выдержать. Отказываешься. И наоборот. Например, Артем Насыбулин был настолько открытым и искренним, что я по его реакции на пробах видел – мы нащупали что-то интересное. Тем более что проект называли «неснимайкой» по российским меркам – мол, никто не будет это делать за такой скромный бюджет. Но нашлись ребята и взялись за эту густонаселенную авантюру.

Как думаете, шутка про «ментов-староверов», вставленная в сюжет «Абсурда», не оскорбит ничьи чувства? А то нынче это модно!

– Меня это не коробит. Это народное творчество, а оно всегда злободневно и колко. И в эпизоде про ментовское старообрядчество чувствуется лишь тоска по прошлому образу милиционера. Мы же тоскуем не по конкретному человеку, а по образу – «моя милиция меня бережет». В этом нет никакого желания больно ударить. По-моему, все нормально, я смеялся, когда ее прочитал в сценарии.

А про «Декабрь» Клима Шипенко можно рассказывать?

– Боюсь, ничего нового я вам не открою. Уже сейчас можно говорить о том, что Клим Шипенко – большой режиссер. Вообще, сложно понять, откуда в одном режиссере этот внутренний задел – такие разные по жанру, производству, существованию картины друг за другом подряд, что диву даешься. И это один и тот же человек, что говорит о нем как о глубокой натуре. Мы с ним случайно на фестивале познакомились, и чуть позже в звуковом сообщении я отправил ему месседж о желании и готовности сыграть в его новом фильме хоть табуретку. Так и произошло, практически с самого начала я был в массовке, но потом эти небольшие появления в картине выросли и сплелись в эпизодическую роль.

Но это в любом случае не классический байопик о Сергее Есенине?

– Нет, конечно. Но интересный и очень оригинальный взгляд на мистическую историю последних дней жизни великого поэта.

Андрей Мерзликин

Для съемок в нашем журнале вы на крышу так лихо залезли – пока все стояли и думали, как туда, собственно, забраться… Невольно подумалось, в каком вы «порядке»!

– Признаюсь, был период, когда я немного пополнел, был «весомым актером». Иногда слышу в свой адрес: «Ой, Андрей, а вы в кино больше». Отвечаю: «Так я и был немного толще». (Смеется.) Просто наступил момент, когда я переосмыслил себя. Потихоньку привыкал к новой культуре питания, спортивному образу жизни. И неожиданно это выработалось в какой-то режим. Вообще, это, наверное, здорово, когда человек через преодоление начинает себе нравиться, не балдеет от себя, а именно начинает ценить в себе и других эту победу.

Для съемок ведь хорошая форма тоже важна?

– Да, требования к актерам растут, и к внешности они уже достаточно суровые. Позиция «вот я такой, принимайте меня как есть» сейчас не прокатывает. Режиссеры, продюсеры и руководители крупных холдингов замечают такие перемены, и мне думается, что это неплохо для индустрии.

И какие роли в вашей новой форме нам ждать?

– Будут новые сезоны сериалов, сам жду их с нетерпением. Есть еще пара интересных, скажем так, планов, но про них обычно не говорят. Мы, надеюсь, с вами встретимся в следующий раз и тогда уже подробно поговорим об этих проектах. Иногда в редкости наших встреч намного сильнее радость новых столкновений!

Все фото: Иван Куринной

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: