Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Все новое казахское кино в 7 картинах

Все новое казахское кино в 7 картинах

13 мая 2022 /
Все новое казахское кино в 7 картинах

Социальные драмы на любой вкус, исторический эпос, фестивальный триллер и другие яркие фильмы режиссеров Казахстана.

Новое казахское кино все чаще появляется в российском прокате: в апреле состоялась премьера боевика «Лето 1941 года», а скоро до больших экранов доберется и «Время патриотов». Но не только военные фильмы снимают в Казахстане: сегодня «КиноРепортер» знакомит читателей с самыми яркими национальными картинами последних лет.

«Ночной Бог» (2018)

Адильхан Ержанов – пожалуй, главное имя современного казахского кино. Его дебютный полнометражный фильм «Риэлтор» вышел в 2011 году, и с тех пор Ержанов выпускает по фильму в год. Его картины регулярно попадают в программы европейских кинофестивалей: его «Желтую кошку» (2020) показали в Венеции, «Черный, черный человек» (2019) номинировался на главный приз фестиваля в Сан-Себастьяне, а «Штурм» с Александрой Ревенко в главной роли стал участником основной программы в Роттердаме в 2022 году.

«Ночной Бог» Адильхана Ержанова – весьма специфический слоубернер об отце и дочери, которые путешествуют сквозь вечную ночь: свет в мире совсем исчез, и лишь метеориты порой освещают пространство вокруг. Но тьма – не самое страшное: говорят, что любой, кто встретит Бога Ночи, попрощается с жизнью. В красивой постапокалиптической картине практически ничего не происходит, но именно это «ничто» позволяет понять, что переживают люди, лишенные дома. В конце концов каждый гипнотический кадр, каждая декорация представляет собой метафору этих переживаний – от бетонных полуразрушенных коробок до шаманских видений.

«Тренинг личностного роста» (2018)

Фархат Шарипов – еще одно важное имя в казахском кинематографе. В 2010-м он стартовал с места в карьер полнометражным «Сказом о розовом зайце», который мгновенно заслужил одобрение зрителей и критиков. Снимает, однако, Шарипов нечасто, зато почти каждая его картина – отдельное авторское высказывание. А последний фильм Фархата «Схема» (2022) получил в этом году Гран-при Берлинале в категории «Лучший художественный фильм» в программе «Поколение 14+».

«Тренинг личностного роста» Шарипова получил золотого «Святого Георгия», главный приз 41-го ММКФ. Кроме того, картину показали в программе «Окно в азиатское кино» международного фестиваля в Пусане, где ее тепло встретили критики. Главный герой фильма Канат, кажется, достиг дна: простой банковский служащий, он в 40 лет все еще живет с матерью, а отношения с девушками видит лишь во сне. Может быть, это кризис среднего возраста, а может – кризис целого поколения. Но все меняется, когда в жизнь Каната возвращается старый друг Данияр, который наставляет его на путь неистовый. И тогда моральные терзания главного героя обращаются против него.

«Подсолнух» (2019)

Несмотря на то, что фильм Эли Гильман был завершен еще в 2019 году, до фестивалей он добрался лишь в 2021-м, а в прокат попадет и того позже – в 2022-м, если все пойдет по плану. Среди работ Гильман – одна из новелл в составе мелодрамы «Сердце мое – Астана» (2012), альманаха в духе «Париж, я люблю тебя», и всего две полнометражные работы. В отличие от коллег-соотечественников, на полный метр Эля переключилась, уже выпустив пару сериалов – «25-й километр» (2012–2013) и «Одноклассники» (2012). Ее первый фильм «Молоко Сметана Творог» вышел в 2013-м – это перевоспитательная комедия в духе народных сказок, которую, однако, можно считать лишь тренировочным дебютом.

Второй же фильм Эли Гильман, «Подсолнух», собрал ряд кинопремий и полюбился критикам. По сюжету, подросток Амир все свободное время проводит в играх, таким образом «решая» домашние и школьные проблемы. Но одно дело перезагрузиться в игре, расслабиться и забыть об обидчиках, а другое – жить в виртуальном мире постоянно. В какой-то момент границы реальности Амира стираются, а отцовское ружье начинает напоминать игровое оружие… А взрослые между тем где-то в параллельной реальности решают свои собственные проблемы.

«Томирис» (2019)

Нечастое для современного казахского кино явление – масштабный исторический эпос с огромным бюджетом ($6,5 млн) и хронометражем (2,5 часа). Картина основана на летописях Геродота и рассказывает о царице массагетов (иранский кочевой народ), жившей в 570–520 гг. до н.э. Великая воительница Томарис, или Томирис, славится тем, что одержала победу над Киром II Великим, царем Персии, разгромив его войско в поистине кровавой битве. Этот подвиг, а также история взросления Томирис и стали основой для фильма.

Режиссер картины Акан Сатаев – еще один видный деятель казахской киноиндустрии. Он не только снимает, но и продюсирует фильмы, а также пишет сценарии и даже сам порой появляется на экране. Например, он участвовал в создании «Черного, черного человека» (2019) и «Штурма» (2022) вышеупомянутого Адильхана Ержанова. Начинал, кстати, Сатаев в 2007-м сразу с полного метра: его «Рэкетир» про боксера, выживающего в 1990-е, сразу полюбился зрителям и заслужил высокий рейтинг (КП – 7,5/IMDb – 6,8). С тех пор Сатаев регулярно снимает разножанровое кино, периодически сотрудничая с другими странами: то Мерзликина пригласит в триллер («Заблудившийся», 2009), то в США отправится работать («Хакер», 2014). Кроме того, в 2020-м Акан возглавил крупнейшую киностудию страны «Казахфильм».

«Судьба» (2020)

Фильм-участник основного конкурса 42-го Московского международного кинофестиваля представляет собой триптих, так полюбившийся киноделам в 2021 году. Главный герой, юноша Азат, едет в город, чтобы отыскать своего брата и устроиться на работу вместе с ним. Семейные проблемы надо решать, дома мать осталась одна с младшими братьями-сестрами, и все держится только на Азате. А потому надо скорее обеспечить себе заработок. По пути парень сталкивается с самыми разными приключениями, каждое из которых приводит его к максимально противоположным исходам от смерти до любви. По сути, «Судьба» – это простая и понятная притча о последствиях сделанного выбора, которая все равно позволяет Азату найти добрый путь.

Для Жанны Исабаевой «Судьба» – уже 12-й по счету режиссерский проект. Свой дебютный полнометражный фильм она выпустила в 2007 году: ленту «Карой» показали на «Неделе критики» в Венеции, за него же Исабаева была номинирована на премию Asia Pacific Screen Awards. Фильмы Жанны, как правило, тихие личные драмы. Тем не менее у режиссера есть несколько весьма любопытных работ –  альманах о первом сексуальном опыте «Теряя невинность в Алма-Ате» (2011), история о предсмертной мести подростка «Бопем» (2015) и драма о возвращении блудной дочери «Отвергнутые» (2018).

«Плач великой степи» (2020)

Этот исторический фильм основан на реальных событиях 100-летней давности. В 1920-х и в 1930-х все союзные республики переживали голод, однако южные народы пострадали больше прочих – в Казахстане за 10–15 лет от голода и репрессий погибло более 50% населения (некоторые источники сообщают, что погибло свыше 70% коренного населения). Эта картина в первую очередь посвящена жертвам голодомора в Казахстане, но также она напоминает о кровавом периоде в истории СССР.

Режиссер Марина Кунарова, взявшись за эту болезненную тему, помещает в центр повествования Турара, охотника на орлов. В период, когда люди слепы от отчаяния и буквально готовы есть друг друга, он старается сохранить рассудок и спасти свою семью. Но пока в одном ауле люди замерзают от холода и голода, в другом большевики вешают людей семьями по подозрению в убийстве одного из командиров, а на оставшихся в живых нападают волки. И даже там находится место предательству и человеческой подлости. Но если от пары волков Турара защитит верный орел, то от бесконечной зимы и мучительной смерти его народ спасти некому.

«Счастье» (2021)

В нашей подборке нет комедий, хотя в Казахстане их выпускают едва ли не чаще, чем драмы и триллеры. Яркий пример – «Моя большая казахская семья» (2021) о семейных неурядицах, с юмором, страстями и национальным колоритом. Но именно социальная драма занимает центральное место в современном казахском кинематографе: собственно «Счастье» показали в программе «Панорама» Берлинале в 2022 году.

Название фильма идет вразрез с содержанием: картина посвящена проблеме домашнего насилия, которая практически не решается в современном Казахстане. В центре сюжета – несчастливая семья: муж, жена, взрослая дочь и нелюбовь вместе с ними. Главная героиня, каждое утро покрывая огромные синяки слоем тонального крема, отправляется на презентацию косметики и внушает другим женщинам, что счастье возможно. 

Удивительно, что снял фильм Аскар Узабаев, в чьей фильмографии преобладают ромкомы – от дебютного «Коктейля для звезды» (2010) до «5 причин не влюбиться в казаха» (2017). Заручившись поддержкой продюсера Баян Максаткызы, которая и сама еле выжила после нападения мужа, Узабаев снял максимально правдивый и жестокий фильм. Настолько, что его пока так и не выпустили в широкий прокат в родном Казахстане.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: