Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Кому на Каннском фестивале дали призы и почему: 9 главных победителей фестиваля

Кому на Каннском фестивале дали призы и почему: 9 главных победителей фестиваля

27 мая 2019 /
Кому на Каннском фестивале дали призы и почему: 9 главных победителей фестиваля

«КиноРепортер» разбирается в решениях жюри под предводительством Алехандро Гонсалеса Иньярриту.

Призы на больших кинофестивалях (и Каннский не исключение, а скорее даже наоборот, законодатель мод) выдают по следующему принципу: члены жюри путем мучительно долгого обсуждения выбирают несколько фильмов, которые нравятся всем или многим из них, потом эти картины распихивают по призам, что куда лучше подходит. Иногда придумывают дополнительные номинации тем, кому вообще непонятно, что давать (это как в прошлом году ввели почетную «Золотую пальмовую ветвь» специально для престарелого Жан-Люка Годара и в 2019-м уже упразднили).

Очевидно, премии на главном фестивале планеты должны бы вручать, исходя из того, какое кино признано самым пробивным и прогрессивным, на него будут все режиссеры ориентироваться, чтобы потом тоже что-нибудь со своим фильмом из Канн увезти. Ну, это по идее.

На самом деле жюри, может, и подсознательно, ненарочно и уж точно без науськивания со стороны организаторов фестиваля (то есть никакого заговора нет), но следует некой парадигме, конъюнктуре, вектору, который можно было предсказать заранее. Так, было обильно отмечено кино женское, этническое и остросоциальное, в противовес этому были почти проигнорированы разнообразные мэтры, которым статуэтки полагаются уже хотя бы за заслуги перед кинематографией. Но Канны плюют на авторитеты: здесь куда важнее отметить кино предположительно прогрессивное, чем являющееся таковым на самом деле. Поэтому итоги Канн почти всех возмутили: в зале для прессы, где транслировалась в прямом эфире церемония закрытия, букали чуть ли не после каждого объявления очередного победителя.

Напомним, жюри в этом году заведовал режиссер Бёрдмэна» и «Выжившего» Алехандро Гонсалес Иньярриту, а под его началом работали в том числе постановщики Павел Павликовский («Холодная война») и Йоргос Лантимос («Фаворитка»), актриса Эль Фаннинг («Неоновый демон») и другие.

Итак, вот кто из авторов фильмов основного конкурса Каннского фестиваля — 2019 уехал с Лазурного берега не с пустыми руками:

«Паразиты»

Реж. Пон Чжун Хо

Южная Корея

Что фильм получил: Главный приз, «Золотую пальмовую ветвь».

За какие заслуги: Первая в истории победа южнокорейского фильма в Каннах — это результат многих десятилетий эволюции этой самобытной национальной кинематографии. Еще в 2003-м Гран-при здесь же получил «Олдбой», на который «Паразиты» неуловимо похожи. Эта картина режиссера Пон Чжун Хо — о том, как семья бедных решила обмануть семью богатых, втереться к ним в доверие и выманить как можно больше денег. Сюжет дальше очень увлекает, но мы его не выдадим: режиссер попросил так не делать.

Справедливо? Безусловно. На главную награду было немало претендентов, но только «Паразиты» понравились приблизительно всем (правда, нашлись радикалы, не признающие зрительское кино как класс, вот им не очень). Эта картина остроумна, трагикомична, изобретательна, и много других эпитетов можно подобрать. Не факт, конечно, что фильм запомнится так же, как остальные, ныне уже классические лауреаты «Золотой пальмовой ветви», но кино становится классикой только с течением времени, а не прямо сразу, так что подождем, осмотримся, а пока надо радоваться.

Где посмотреть: Компания «ПРОвзгляд» выпустит фильм в российский прокат 4 июля.

«Атлантика»

Реж. Мати Диоп

Франция, Сенегал, Бельгия

Что фильм получил: Гран-при (это вроде 2-го места).

За какие заслуги: Француженка Мати Диоп — первая афроамериканка в конкурсе Канн, первая жительница Сенегала, более того, «Атлантика» — ее дебют. Ее попытку передать эстетику картин Дэвида Линча, Николаса Виндинга Рефна и других уважаемых постановщиков с помощью африканских актеров в чуть фантасмагорически выглядящем отчаянно бедном и почему-то недостроенном Сенегале можно бы даже принять за что-то оригинальное.

Справедливо? Как посмотреть. Конечно, похвально награждать такими весомыми призами дебютантов, это даст им возможность легче найти деньги на следующий фильм. Но Мати Диоп слишком вторична по отношению ко многим другим режиссерам, чтобы давать ей такой крупный аванс.

Где посмотреть: Фильм купил Netflix, однако в российскую библиотеку стримера «Атлантика» не попадет

«Отверженные»

Реж. Ладж Ли

Франция

Что фильм получил: Приз жюри (бронза).

За какие заслуги: Вообще «Отверженные» — это жанровое кино, которое куда бы лучше смотрелось в широком прокате, чем в каннском зале. Это традиционная полицейская драма, со штурмами, выстрелами и моральными дилеммами. По сюжету трое французских копов втягиваются в сложный многосторонний конфликт между бандами плохого района, в оборот попадают даже трудные подростки.

Справедливо? Не совсем ясно, к чему этому фильму приз. В плане развития кино это совсем никакая не веха, хотя и во Франции, и как минимум в Европе зритель этот актуальный фильм поймет и прочувствует легко.

Где посмотреть: Пока российского прокатчика у фильма нет.

«Бакурау»

Реж. Жулиано Дорнель, Клебер Мендонса-младший

Франция, Бразилия

Что фильм получил: Приз жюри (вторая бронза).

За какие заслуги: Двухчасовая сага о загадочном южноамериканском селении, где все живут дружно, пока не менее таинственная группа наемников (начальника отряда играет культовый немецкий актер Удо Кир) приезжает с намерением их всех убить Время вдруг перестает двигаться линейно, и все заканчивается еще более странно, чем начиналось.

Справедливо? Опять же, удивительно, что жюри запомнилась именно эта картина, больше подходящая не для основного конкурса, а для какого-нибудь трансгрессивного полуночного показа (хотя именно этой контркультурностью она и примечательна). «Бакурау» — фильм, пару раз удивляющий, но уж точно не планирующий влиять на будущее кино. Есть еще смешная теория о том, что члены жюри просто запомнили только первые несколько фильмов конкурса («Атлантик», «Отверженные» и «Бакурау» были показаны во второй и третий дни фестиваля соответственно) и дальше на показах спали.

Где посмотреть: До российского проката фильм вряд ли доберется, но можно понадеяться на фестивали.

«Молодой Ахмед»

Реж. Жан-Пьер и Люк Дарденн

Бельгия, Франция

Что фильм получил: Приз за режиссуру.

За какие заслуги: Дарденны — единственные лауреаты этого года, про которых можно было бы сказать, что они получают за выслугу лет. Они давние фавориты Каннского фестиваля, изменившие традицию реалистического кино навсегда: они снимают вроде бы совершенно настоящую жизнь, почти всегда — с непрофессиональными актерами, но эта жизнь вдруг приобретает невиданную драматическую глубину. У бельгийцев уже были почти все награды Канн: две «Золотых пальмовых ветви», гран-при, приз за сценарий, за мужскую и женскую роли — а за режиссуру не было.

Справедливо? «Молодой Ахмед» — общепризнанно один из слабейших фильмов Дарденнов. Не изменив себе, они сняли кино в той же традиции, на трясущуюся камеру, с неизвестным подростком-арабом в роли тинейджера-мусульманина, становящегося едва ли не джихадистом. Но, к сожалению, очень уж нравоучительная и довольно внезапная (кажется, что фильм не досняли) концовка перекрывает весь эмоциональный эффект. Возможно, Иньярриту просто никогда не видел Дарденнов, хочется посоветовать ему их другие фильмы, они и правда гениальные, те же «Розетта» и «Дитя», выигравшие «Золотые пальмовые ветви».

Где посмотреть: Пока прокатчика нет, но, надо думать, скоро появится: все предыдущие шесть фильмов бельгийцев шли в нашем прокате.

«Портрет девушки в огне»

Реж. Селин Скьямма

Франция

Что фильм получил: Приз за сценарий.

За какие заслуги: Лесби-драма из XIX века о том, как художница писала портрет дамы, которую насильно выдают замуж. Мужчины в фильме мелькают всего секунд десять, а в остальное время женщины пестуют в себе прорастающие чувства.

Справедливо? Фильму Скьяммы должны были что-то дать как картине отчетливо женской. К тому же тут нашелся самый близкий к классической литературе сценарий, хотя бы по рассматриваемым мотивам (живопись, отношения художника и модели, любовь, порождаемая искусством, и искусство, порождаемое любовью, и так далее, и тому подобное). Впрочем, еще нужно доказать, что эта картина и вправду имеет какой-то вес за пределами фестиваля. Как говорится, время покажет, кто был прав.

Где посмотреть: В российский прокате фильм выпустит «ПРОвзгляд», когда — непонятно.

«Боль и слава»

Реж. Педро Альмодовар

Испания

Что фильм получил: Приз за лучшую мужскую роль.

За какие заслуги: Вечный матадор Антонио Бандерас поразительно изобразил пожилого режиссера, подозрительно похожего на самого Педро Альмодовара, который никак не может забыть о драмах и травмах прошлого.

Справедливо? Скажем просто — это лучшая роль в карьере Бандераса. Наконец-то сошлось все: и возраст актера, который, как выяснилось, весьма красиво постарел, и релевантность его судьбы с самим классиком испанской мелодрамы Альмодоваром, и рефлексия режиссера по собственным переживаниям юности. Вообще Педро прочили и призы посерьезнее, это его сильнейшая работа лет за 20, но жюри решило браво низвергать авторитеты, поэтому — только утешительный приз за мужскую роль.

Где посмотреть: «Вольга» выпустит фильм в кино 12 июня.

«Малыш Джо»

Реж. Джессика Хаузнер

Австрия, Великобритания, Германия

Что фильм получил: Приз за лучшую женскую роль.

За какие заслуги: Британская артистка Эмили Бичем изобразила аккуратную, чуть апатичную маму-одиночку и ученую-селекционерку, которая однажды выводит цветок, плохо влияющий на разум всех, кто вдохнет его пыльцу.

Справедливо? Не уверен. Стерильная полу-научно-фантастическая драма, пусть и ладно придуманная, при обилии в конкурсе сильных женских ролей (а наградить можно было хоть магическую Валери Пахнер из «Тайной жизни» Терренса Малика, хоть Адель Энель из «Портрета девушки в огне») могла бы спокойно быть вовсе не замечена, и никто бы не расстроился.

Где посмотреть: В российском прокате будет, но пока неизвестно, когда.

«Должно быть, это рай»

Реж. Элиа Сулейман

Франция, Катар, Германия, Канада, Турция, Палестина

Что фильм получил: Специальное упоминание (это такой дурацкий приз, который вроде и не приз, а диплом, и выдают его, когда ничего серьезного присуждать фильму не хотят, но не выразить уважение жюри не может).

За какие заслуги: Режиссер Элиа Сулейман играет главную роль и сам себя, палестинец выезжает из родной страны и путешествует по Парижу и Нью-Йорку, пытаясь достать денег на новый фильм (этот), сталкиваясь во многочисленных несюжетных молчаливых скетчах с абсурдностью окружающего мира. Фильм напоминает лучшие работы Роя Андерссона («Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии») и даже, чем черт не шутит, Вуди Аллена.

Справедливо? Вполне, это в меру остроумный, тихий и аккуратный, при этом же актуальный в контексте палестино-израильских отношений фильм. Совершенно зрительский и даже в какой-то степени оригинальный по форме.

Где посмотреть: Пока в Россию его никто не купил. Надеемся, что привезет какой-нибудь этнический фестиваль.

Кто не получил ничего:

  • «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино не досталось ничего: ни главного приза, который логично бы смотрелся рядом с «Золотой пальмовой ветвью» за «Криминальное чтиво» (новый фильм во многом закрывает постмодернистскую волну, первоначально запущенную именно той самой картиной), ни приза за мужскую роль Леонардо ДиКаприо или Брэду Питту, ни хотя бы за режиссуру.
  • «Тайная жизнь» Терренса Малика, фильм, о котором мы услышим, надо думать, на «Оскаре», ведь Fox Searchlight купила его за гигантские для авторского кино $14 миллионов. Самый пронзительный фильм о войне и самопожертвовании со времен «Списка Шиндлера» был Иньярриту и его коллегами полностью проигнорирован.
  • «Мертвые не умирают» Джима Джармуша, но тут как раз все резонно: неудачный жанровый экзерсис мастера независимого американского кино толком никому и не понравился.
  • «Мектуб, моя любовь 2» Абделатифа Кешиша, самый неоднозначный фильм конкурса. Полчаса герои сидят на пляже, а потом три часа однообразно тверкают в клубе, после чего следует пятнадцатиминутная несимулированная сцену куннилингуса в туалете заведения. О картине были разные мнения, западная пресса его разнесла, российская — частично превознесла, но главное, что бескомпромиссность Кешиша, уже единожды лауреата «Золотой пальмовой ветви» за «Жизнь Адель», проигнорировало жюри, надо думать, недоумевавшее на протяжении всего хронометража. Уже после фестиваля режиссера обвинили в том, что он спаивал актеров, чтобы те занялись сексом перед камерой, так что теперь можно его в каннском конкурсе в ближайшее время не ждать. Впрочем, Кешиш явно задумал трилогию.

Читать также: рецензии на фильмы «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино, «Мертвые не умирают» Джима Джармуша,«Тайная жизнь» Терренса Малика, «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой, «Дылда» Кантемира Балагова. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: