КАННЫ-2019: Рецензия на фильм Джима Джармуша «Мертвые не умирают» - КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Кино > КАННЫ-2019: Рецензия на фильм Джима Джармуша «Мертвые не умирают»

КАННЫ-2019: Рецензия на фильм Джима Джармуша «Мертвые не умирают»

15 мая 2019 / Егор Беликов
КАННЫ-2019: Рецензия на фильм Джима Джармуша «Мертвые не умирают»

Фильм открытия Каннского фестиваля, невразумительная авторская зомби-комедия от создателя «Мертвеца» и «Патерсона».

В крохотном городишке все живут и почти не замечают приближающегося апокалипсиса: разом встали все часы, телевизоры и радио сильно барахлят, но еще передают, что американские власти что-то ковыряли в полюсе Земли и сломали его, отчего планета сменила ось вращения, поэтому (здесь немного резкий логический переход) зомби восстали из могил. Поубивать их обратно толком некому, кроме трех недотепистых полицейских (Билл МюррейАдам ДрайверХлоя Севиньи) и примкнувшей к ним шотландки самурайской наружности (Тильда Суинтон).

Джим Джармуш — легенда и Каннского фестиваля, и независимого американского кино, мастер иносказательности, автор тех фильмов, после которых хочется выйти на балкон, крепко задуматься и закурить (даже тем, кто не курит). «Ночь на Земле», гениальный «Мертвец», недавние «Выживут только любовники» и «Патерсон» — все это фильмы поэтичные, неторопливые, себе на уме, чуть замкнутые, необязывающе глубокомысленные. Довольно подозрительно, что Джармуш вдруг в 66 лет решается снять зомби-комедию с кучей звезд на главных ролях: кроме Мюррея, Драйвера, Севиньи и Суинтон, роли разной второстепенности играют Стив Бушеми (фермер-протрамповец), Селена Гомеc (городская хипстерша), Том Уэйтс (обросший лесной затворник), Игги Поп (собственно, зомби, кого ему еще играть), RZA из группы Wu-Tang Clan и так далее, и так далее, все друзья Джармуша собрались в одном фильме.

Оказалось, что такие эксперименты по сочетанию режиссера с ярко выраженным стилем и жанрового кино не всегда заканчиваются удачно (вот это сюрприз). «Мертвые не умирают» оказываются по разряду зомби-экшена фильмом откровенно скучным, как комедия — невеселой, а джармушевская расслабленная метафизика тут малозаметна.

Основу повествования составляют кажущиеся, видимо, Джармушу парадоксальными или действительно остроумными, а на самом деле просто довольно неловкие гэги. Например, в одной из сцен появляется жена Джима, Сара Драйвер, она играет зомби, помешанного на кофе: она выливает на себя целый кофейник. Видимо, внутри семьи Джармуша-Драйвер это очень смешно. Быстро надоедает однообразие реплик и хохм: так, персонаж Адама Драйвера знает, что он всего лишь герой фильма Джармуша (читал сценарий!), поэтому он беспрестанно твердит: «Ох, все это закончится весьма печально». Очевидно, так режиссер намекает, что даже еще живые, необратившиеся герои — тоже в каком-то смысле бездумные зомби. Но упорство, с которым Джармуш твердит этот намек, достойно было лучшего применения.

Фильмы режиссера часто бывают не пойми о чем, но в них всегда что-то находится, какая-то неописуемая, только Джиму присущая эстетика и стилистика. А здесь, кажется, с водой выплеснули и ребенка.

Неожиданно, но под личиной зомби-комедии в данном случае скрывается нелепый в своей серьезности антикапиталистический монолог, выдержки из которого прямым текстом зачитывает в финальной сцене Том Уэйтс. Оказывается, весь замысел был именно в этом: мол, люди не ценят, что имеют, тратят жизнь на потребительство и вещи, и именно от этого своим муторным фильмом решил отучить зрителя Джим.

Джармуш не пожалеет никого, ни к кому не отнесется тепло: все, и комикс-гик, который вроде бы смотрел все зомби-фильмы в истории и точно знает, как надо; и реднек-фермер, который за Трампа и за чистоту белой расы (ну тут понятно, почему его не жалеют); и городские хипстеры, которые оказались в городке проездом; и даже извечные фигуры киношной провинциальной Америки, неумные, но милые полицейские, официантки из дайнера и другие второплановые фигуры, — все они не больше чем безмозглые зомби, которым на пути к придуманной им сюжетной миссии Джармуш, не задумываясь, отрубит головы (фигурально выражаясь).

И за этим видно не намерение сделать мир снова великим и даже не предостережение увядающему в сверхпотреблении человечеству, а банальная старческая мизантропия. А как-то, согласитесь, не очень хочется слушать нравоучителя, который тебя не любит, потому что ты для него «молодежь проклятая, шастает тут, не ценит жизнь».

Короткий разговор двух второстепенных героев: один, продавец на заправке (Калеб Лэндри Джонс), просит другого поделиться житейской мудростью, а тот вдруг глаголет: «Мир идеален. Присмотрись к деталям». В этой фразе весь Джармуш: в одной, казалось бы, незначительной реплике передать и красоту, и хрупкость доверенной нам планетки, которая, кажется, и правда вот-вот сойдет со своей оси и полетит в тартарары. Жаль, что настоящего Джармуша в этом фильме можно найти лишь здесь.

  • «Выживут только любовники» – предыдущий «жанровый» выход Джармуша, вампирская хоррор-мелодрама
  • «Добро пожаловать в Zомбилэнд» – зомби-комедия с Биллом Мюрреем
  • «Рассвет мертвецов» – классика зомби-жанра от Джорджа А. Ромеро с ярким антипотребительским подтекстом

Читайте также

КАННЫ-2019: Рецензия на фильм «Однажды в Трубчевске» Кино
24 мая 2019

КАННЫ-2019: Рецензия на фильм «Однажды в Трубчевске»

Приземленная и простая история о простом русском быте.

Большой. Синий. Твой: Рецензия на фильм «Аладдин» Кино
23 мая 2019

Большой. Синий. Твой: Рецензия на фильм «Аладдин»

Очередной авторемейк студии Disney с одним приятным «но».

Мама, смотри, я летаю!: Рецензия на супергеройский хоррор «Гори, гори ясно» Кино
22 мая 2019

Мама, смотри, я летаю!: Рецензия на супергеройский хоррор «Гори, гори ясно»

Новый фильм от продюсера Джеймса Ганна скучно переосмысливает историю Супермена.

КАННЫ-2019: Рецензия на «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино Кино
22 мая 2019

КАННЫ-2019: Рецензия на «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино

«КиноРепортер» – о главной каннской премьере.