Ужас, а вместе с ним и восторг испытали зрители, увидевшие это чудовище ровно 90 лет назад. Тогда на экраны вышел приключенческий фильм о «монстре, погибшем из-за красавицы», и имя его было – Кинг-Конг. В то время никто и подумать не мог, что эта гигантская обезьяна породит один из самых живучих мифов в истории кинематографа.
Трудно представить более подходящее время для появления Кинг-Конга, чем 1933 год. Когда измученная несколькими годами Великой депрессии Америка была готова восхищаться любой заморской страной, только бы не смотреть фильмы про собственные проблемы, а 35 центов (без учета инфляции) были разумной ценой за возможность на 1,5 часа забыться в кинозале.
Находившаяся на грани банкротства студия RKO и продюсер Дэвид О. Селзник (6 лет спустя создавший «Унесенных ветром», – КР) давно хотели повторить успех приключенческого немого «Затерянного мира» по Артуру Конан Дойлу и экзотической «Мумии». Но самым большим вдохновением для режиссеров Мериана К. Купера и Эрнеста Б. Шодсака послужила лента 1930 года «Ингаги» об африканском племени, поклоняющемся горилле и приносящем ей в жертву женщин.
Одним из персонажей фильма стал кинематографист Карл Дэнхем – фактически альтер эго самого Купера в молодости, тоже начинавшего как режиссер фильмов о природе. Дэнхем вместе с безработной актрисой Энн Дэрроу (Фэй Рэй), помощником капитана Джеком Дрисколлом (Брюс Кэбот) и другими членами съемочной группы и команды корабля плывут к острову неподалеку от Суматры. Где сталкиваются с появляющимся только на 47-й минуте Конгом, вызволяют Энн из его лап и везут монструозную обезьяну в Нью-Йорк, чтобы показывать народу за огромные по тем временам деньги, – $10 за билет.
Съемки первого в истории фильма, где в одном кадре игровые фрагменты сочетались с анимационными, длились беспрецедентно долго – 55 недель. Постпродакшн также отнял немало времени и сил: пока он шел, Фэй Рэй успела сняться в 4 картинах. Правда, кое-что из того, что так кропотливо создавалось на площадке и монтажном столе, в итоге было вырезано. Например, пошла под нож сцена, в которой Конг сбрасывает матросов в Паучье ущелье, где их пожирают крабы и пауки: увидев ее, зрители на предварительном показе в ужасе покидали зал.
Для своего времени «Кинг-Конг» вообще был довольно жестоким – горилла убивает 40 человек (в ленте Питера Джексона 2005-го – всего одним больше). Кстати, по экранной судьбе фильма интересно следить, как менялись общественные нравы и цензурные ограничения. Только в первой половине XX века картину четырежды выпускали в прокат, и каждый раз это сопровождалось удалением сцен, уместных в 1933-м, но не позже, когда свирепствовал кодекс Хейса. В 1934 году в США тот стал сводом этических норм, в частности регламентирующим, что можно и что нельзя демонстрировать на экране. Так из более поздних копий был вырезан эпизод (к счастью, сохранившийся), в котором Конг движением пальца снимает с Дэрроу платье…
Сделанный наспех и вышедший в том же году сиквел «Сын Кинг-Конга» без Энн Дэрроу и Джека Дрисколла провалился в прокате. Потом Конг перебрался в Японию, где дрался с Годзиллой, а в 1967-м вышел «Побег Кинг-Конга». Эти фильмы, в свою очередь, повлияли на ленты «Конг: Остров черепа» и «Конг против Годзиллы».
В 1970-х «фабрика грез» вернулась к Кинг-Конгу – тенденции времени как нельзя лучше подходили для новой истории о гигантской обезьяне, погибающей из-за враждебной всему живому алчной человеческой цивилизации. Былая студийная система трещала по швам из-за вкусов поколения хиппи и «рассерженных» режиссеров, принесших в кино пафос борьбы с ценностями ставшего архаичным истеблишмента.
В отличие от моды на экзотику 1930-х, интерес к «Кинг-Конгу» вырос благодаря антикорпоративным настроениям публики и борьбе за сохранение ресурсов. Именно поэтому в фильме, снятом в 1976-м главным специалистом по катастрофам Джоном Гиллермином по заказу продюсера Дино Де Лаурентиса, акценты расставлены по законам кино 1970-х.
Экспедиция на остров Черепа уже не состоит из киношников. Она профинансирована нефтедобывающей компанией, в которую затесался палеонтолог и контркультурный защитник природы Джек Прескотт (Джефф Бриджес). Блондинку-актрису Дуэн (первая кинороль Джессики Лэнг, сделавшая ее знаменитой) находят не на бирже труда в Нью-Йорке, а посреди океана в спасательной шлюпке, причем в диалогах содержится намек на то, что снимается она в основном в порно.
В новую версию внесли и другие изменения. В целях экономии было решено отказаться от динозавров и оставить только схватку Конга с гигантской змеей. В финале обезьяна взбирается не на Эмпайр-стейт-билдинг, а на новенький Всемирный торговый центр, ставший самой высокой точкой Нью-Йорка. А Дуэн, в отличие от Энн Дэрроу, возмущенно отказывается участвовать в эксплуатации монстра, и горилла рвет цепи не потому, что узнала девушку, а наоборот – увидев фальшивку.
Конечно, в 1976-м фильм такого уровня стоил других денег – на одного только Конга было потрачено $1,7 млн. Столько же первый «Кинг-Конг» собрал в 1930-х за весь прокат. Версия Дино Де Лаурентиса стала одной из самых кассовых картин года и получила «Оскара» за визуальные эффекты и «Золотой глобус» – за дебют Джессики Лэнг. Но когда продюсер решил повторить успех и снять через 10 лет продолжение «Кинг-Конг жив», он не учел, что к 1986 году вкусы зрителей полностью изменились. Успех «Терминатора» в 1984-м показал, что публике стали интересны ленты о технологическом будущем, а не о неуклюжих куклах из далекого прошлого. «Кинг-Конг жив» со смехотворным сюжетом провалился, собрав в прокате всего $4,7 млн.
В 1990-х Стивен Спилберг ввел в моду динозавров, а в 2000-х последовала волна увлечения старым массовым кино. Питер Джексон хотел переснять «Кинг-Конга» еще в 1990-х, но только после триумфа трилогии «Властелин колец» студия Universal дала ему самый большой бюджет в истории Голливуда ($207 млн) и рекордный режиссерский гонорар ($20 млн).
Джексон поступил как настоящий киноман. Действие его «Кинг-Конга» происходит в 1933-м. Героев зовут так же (только Джек Дрисколл в исполнении Эдриана Броуди из помощника капитана превратился в известного драматурга, с которым мечтает познакомиться Энн Дэрроу). В сценарии использованы целые куски диалогов из картины Купера и Шодсака. Конг вновь взбирается на Эмпайр-стейт-билдинг, а жуткая сцена в Паучьем ущелье вернулась в окончательную прокатную версию. Режиссер даже, как и Купер в 1933-м, сбрил бороду, чтобы сыграть одного из сбивающих Кинг-Конга летчиков.
«Кинг-Конг» Джексона оказался коммерчески успешным, собрав $550 млн в мировом прокате, и получил 3 «Оскара». Но главное, он стал примером аккуратного ремейка, который в то же время удачно адаптирован для восприятия зрителями XXI века. Это тот самый случай, когда технологии помогли сделать произведение искусства, а не были самоцелью.
Единственным минусом «Кинг-Конга» для продюсеров стала его сюжетная завершенность и, соответственно, в наше время сиквелов и киновселенных невозможность зарабатывать на нем бесконечно. Недавно эта проблема была решена: студия решила пойти по пути японских коллег и скрестить два киномифа – Годзиллу и Конга. Первым в 2014-м дебютировал «Годзилла» Гарета Эдвардса. В 2017 году за ним последовал «Конг: Остров черепа» Джордана Вот-Робертса, который, по следам версии Де Лаурентиса, поместил действие в 1970-е. А конкретнее – в 1973-й, когда президент Никсон объявил об окончании войны во Вьетнаме, и экспедиция в поисках монстров обнаруживает на затерянном острове летчика, сбитого японцами еще во Второй мировой и застрявшего там на целых 30 лет.
Благодаря «Конгу: Остров черепа» Голливуд получил не только самую огромную из всех кинообезьян – 31 метр, но при этом еще и не умирающую в финале. К тому же врагами Конга являются не люди, а местные чудовища черепозавры, вылезающие на поверхность земли, как кайдзю из «Тихоокеанского рубежа» (2013). В фильме Вот-Робертса акценты вообще смещены в сторону японских версий Конга – единственная в команде девушка Мейсон далека от актрисульки-блондинки Энн, а остров Черепа больше напоминает «Мир Юрского периода» (обе ленты снимались, кстати, на Гавайях), чем оригинал 1933 года.
«Конг: Остров черепа» констатировал тот факт, что проведший на экране 90 лет герой отошел от европейского сказочного наследия с его темами красавицы и чудовища и постепенно дрейфует в восточную традицию с битвами монстров на глазах у беспомощных людей. В то время как зарубежные рынки – в первую очередь Китай – занимают все большую долю в доходах Голливуда, участники событий с их страстями и противоречиями превращаются в пассивных зрителей, и Конга больше не убивает красота. В эпоху супергероев, вечно воскресающих в корпоративных интересах и вопреки логике, такие истории не продаются.
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…