Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Терминатор, постеры и стихия: Как продается кино

Терминатор, постеры и стихия: Как продается кино

14 марта 2022 /
Терминатор, постеры и стихия: Как продается кино
Иллюстрация: Валентин Ткач

Вирусные видео, хитрые мистификации, ударные слоганы и прочие маркетинговые инструменты продвижения фильмов и сериалов.

В условиях, когда предложение многократно превышает спрос, без грамотного продвижения любой, даже самый замечательный фильм или сериал вряд ли станет коммерчески успешным. Возможно, зрители спустя время его полюбят и возведут в статус классики, но кассовый провал это не исправит, а низкие рейтинги неминуемо приведут к закрытию шоу. «КиноРепортер» решил разобраться, какие маркетинговые приемы лучше всего продают кино сегодня.

На самом деле традиционный арсенал не так уж обширен. Трейлеры, постеры, промотуры звезд с фотосетами, пресс-конференциями и интервью, активность тех же звезд в соцсетях вот стандартный набор, который сопровождает любую более-менее крупную премьеру. Более оригинальные способы мистификации, коллаборации с брендами, вирусные видео встречаются реже.

Краткое содержание под музыку

Первый шаг – трейлеры, и они все плюс-минус одинаковые. Условно их можно разделить на две категории. Под роликами первой категории в комментариях на YouTube часто пишут: «Ну вот, опять весь фильм за две минуты показали». А у второй категории отзывы обычно такие: «О чем фильм? Ничего не понятно!»

При этом первые количественно превалируют. Объяснение простое: в действительности люди тем охотнее отдают свои деньги, чем лучше знают, что они за них получат. Поэтому ситуация вряд ли изменится в ожидании премьеры зрители все так же будут вынуждены довольствоваться кратким пересказом сюжетов.

Исключение тут составляют проекты, уровень доверия к которым изначально высокий, очередные части марвеловской мыльной оперы или какие-нибудь «Звездные войны». И это тоже маркетинговый прием: не выдавать детали, чтобы фанаты додумали их самостоятельно на основе разбросанных тут и там визуальных подсказок и наплодили посты со своими конспирологическими теориями.

Останется самая малость выбрать один из двух предложенных вариантов и добавить фоном кавер на какую-нибудь популярную песню. Придумал этот ход в 2010 году признанный мэтр Марк Вуллен. Он тогда должен был приступить к работе над трейлером «Социальной сети» Дэвида Финчера, а у Трента Резнора и Аттикуса Росса, которые занимались саундтреком, как назло, еще конь не валялся.

К счастью, на жестком диске у Вуллена случайно обнаружился mp3-файл с хитом Creep группы Radiohead в исполнении бельгийского женского хора Scala and Kolacny Brothers.

С тех пор каверы различных мировых шлягеров аккомпанируют трейлерам. Вспомнить хотя бы «Майора Грома» и переделанную под женский вокал песню «Перемен!» Виктора Цоя. Человек слышит свою любимую песню, и у него сразу возникает положительная ассоциация с видеорядом. Элементарно и безотказно.

Картинки и слова

Постер фильма

С постерами приблизительно та же история, но здесь классификация существенно разнообразнее и вместе с тем строже. Существует великое множество композиционных и цветовых схем, которые компонуются и используются согласно определенным правилам, в зависимости от принадлежности фильма к какому-либо жанру, его содержанию и позиционированию. Для рождественских романтических комедий красно-зеленая палитра и статичная парочка в диких свитерах. Для триллеров, фантастики, боевиков желто-синяя палитра и динамика в позах изображенных актеров.

Но это самые очевидные и распространенные шаблоны. Перечислять и разбирать их все нет никакого смысла, поскольку сейчас под каждый релиз принято рисовать штук по 20 постеров. Один десяток характерные или портретные, дающие представление о каждом из ключевых героев. Второй десяток чтобы время от времени выкладывать в соцсети, перемежая с отдельными кадрами. А кроме того, ассортимент необходим для большего охвата аудитории. Тот же алгоритм использует Netflix, одну и ту же позицию в каталоге обозначая разными постерами для разных групп пользователей.

Так или иначе, постер все равно выполняет одну из двух функций: либо интригует недосказанностью, либо, наоборот, сообщает как можно больше информации. Скажем, на минималистичном постере «Тела Дженнифер» с Меган Фокс мы видим ярко-красные женские губы, с уголка которых стекает кровь, и сразу предвкушаем что-то кровавое и сексуальное, но что это и о чем загадка. А постер «Бесславных ублюдков» доходчиво транслирует: это кино про Вторую мировую с кучей звезд от Квентина Тарантино.

Постер фильма

Но есть еще один элемент слоган, он же теглайн. Скорее это такая дань традиции: раз есть фильм, то должны быть у него на постере и слова. Но далеко не все и не всегда этой традиции следуют и так, для галочки, добавляют на афишу цитату «Why so serious?» (теглайн «Темного рыцаря», КР). Потому что придумать короткую фразу, которая бы мгновенно запала в душу, не так просто. Тут никакие специальные навыки не помогут удача требуется.

Впрочем, по крайней мере один пример подобной удачи знают практически все. «В космосе никто твой крик не услышит» (слоган «Чужого» 1979 года, КР)  эти слова в сочетании со зловещим расколотым яйцом на фоне космической черноты не перестанут будоражить вовеки. А вот чуть менее растиражированный, но не менее эффективный теглайн: «Когда вы уже решили, что в воде теперь безопасно…»  не в последнюю очередь именно он обеспечил сиквелу «Челюстей» кассу почти в $200 млн.

Много шума из ничего

Далее сопровождают предпремьерную подготовку красные дорожки с платьями и беседы с журналистами, в которых актеры раз за разом повторяют одни и те же утвержденные студиями ответы. Но что поделать, фанаты должны умиляться фотографиям любимой звезды в ярких нарядах и постить их у себя в твиттере. А репортеры с пресс-мероприятий должны надергать более-менее кликабельные цитаты, иначе откуда еще возьмутся новости о проекте?

Хотя если, например, привезти в Москву Тарантино, показать ему Кремль и спросить про Брюса Ли (как это было в рамках его достопамятного визита в поддержку «Однажды в… Голливуде»), то мемов интернету хватит на несколько недель, а мировые издания месяц будут мусолить разверзнувшийся на ровном месте конфликт между именитым режиссером и дочкой легендарного кунг-фу-мастера. И все при деле, а главное фильм обсуждают.

Особенно повезло тем, у кого в касте Райан Рейнольдс  он сам все сделает. Так у него с «Дэдпула» повелось. Чтобы фильм своей мечты продвинуть в массы, Рейнольдс стер грань между артистом и персонажем и полностью сросся с образом болтливого наемника. Шутит беспрерывно точно как Иван Ургант. А зрителям мало, еще просят. Поэтому и промо-кампания любого проекта с его участием обязательно строится на шутках. Достаточно камеру на него направить, вопрос задать и готово вирусное видео с броским заголовком.

Хотя задолго до того, как появилось само понятие «вирусное видео», до всех многоуровневых маркетинговых стратегий был еще один известный шутник. Звали его Альфред Хичкок. И свой неоспоримый opus magnum «Психо» он тоже самолично раскручивал. Для чего снял 6-минутную короткометражку в формате криминального документального шоу наподобие «Следствие вели…» с Леонидом Каневским. Где в уморительно серьезной манере проводил подробнейшую экскурсию по всему дому Бэйтсов, филигранно останавливаясь в считанных миллиметрах от того, чтобы не заспойлерить ключевые моменты фильма.

Шварценеггер, Бондарчук и мистификации

Тему вирусных видео следует изучить поподробнее. Возьмем два конкретных образца, которые создавались ради рекламы объективно плохих кинолент, но один исполнен блестяще и задачу выполнил, а второй обернулся сокрушительным фиаско.

В ролике из 2015 года к пятому «Терминатору» Арнольд Шварценеггер перевоплощается в робота Т-800 и отправляется в таком виде гулять по оживленным улицам, удивляя и радуя ничего не подозревающих прохожих. Один водитель грузовика и впрямь не на шутку перепугался, когда сам Терминатор приказал ему покинуть транспортное средство. Очень мило и забавно, к тому же благотворительная акция прилагалась. Как следствие 62 млн просмотров и $440 млн сборов у «Генезиса».

Второй, 2017 года, вышел к премьере комедии «Мифы». В ролике продюсер Федор Бондарчук и режиссер-дебютант Александр Молочников на повышенных тонах друг с другом пререкались, после чего последний получил кулаком в лицо. Перепалка зафиксирована на камеру телефона якобы случайным свидетелем, но надо быть слепым и глухим, чтобы эту репризу принять за настоящий конфликт. Даже если бы сыграли правдоподобнее, вряд ли сцена избиения режиссера поспособствовала продаже билетов. В результате ни неуклюжего вброса, ни самих «Мифов» никто по большому счету так и не заметил.

Тем не менее стоит хотя бы зачесть попытку мистификации. Это ведь тонкий инструмент, не всякий с ним сладит. Правильная мистификация не выглядит как обычная реклама и существует без привязки к продвигаемому продукту. Иначе говоря, вирусное видео частный случай мистификации, а в широком смысле она способна приобретать какие угодно формы. Хрестоматийный пример «Ведьма из Блэр»: благодаря массированной информационной атаке в реальность истории о сгинувших в лесу студентах многие искренне поверили.

Фильм

Схожим образом промотировали «Монстро» Джей Джей Абрамса в 2008-м. Вместо трейлера перед сеансами «Трансформеров» зрителям демонстрировали фрагменты якобы любительской съемки с какой-то вечеринки, которая неожиданно прерывается жутким разгромом. И ни тебе названия, ни хоть какого-то внятного объяснения.

Что-то вроде мистификации невольно сотворил в 2003 году Томми Вайсо, арендовав для рекламы своей «Комнаты», признанной впоследствии лучшим из худших фильмов, один-единственный билборд в Лос-Анджелесе. На нем красовалась его неподражаемая физиономия, а рядом крупными буквами были прописаны название и адрес официального сайта. Причем билборд этот висел на одном и том же месте 5 лет, став привычным элементом ландшафта и неотъемлемой частью культа вокруг «Комнаты». Когда в 2017-м Джеймс Франко снял про Вайсо байопик, плакат появился снова — с идентичным дизайном.

Эра мемов

Cannes 2021
Тимоти Шаламе, Уэс Андерсон, Тильда Суинтон и Билл Мюррей представляют в Каннах фильм «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»

Феномен «Комнаты» убедительно доказывает одну банальную истину: нет более действенного инструмента продвижения, чем общественное признание. А в наши дни оно приобрело особую мощь, благодаря доступности интернета и такой формы народного творчества, как мемы. Проблема, правда, в том, что инструмент этот практически не подконтролен. Невозможно точно предсказать, какое следующее произведение кинематографа станет сырьем для массового производства и распространения смешных картинок.

Зато если уж начали по сети расползаться кадры со всякими дурацкими надписями, то это, во-первых, служит безошибочным маркером, что новинка зрителям зашла. А во-вторых, означает, что с этого момента популярность будет только возрастать. Принцип простой: человек видит картинку, не улавливает юмор и идет смотреть кино, чтобы понять шутку. Ну или строчит возмущенный комментарий «Я один тут, кто не смотрел?» А потом рано или поздно все равно идет смотреть, куда же он теперь денется.

Кадр из сериала «Игра в кальмара»
Кадр из сериала «Игра в кальмара»

Так было с «Игрой престолов», с «Ходом королевы» и с «Игрой в кальмара». Люди любят игры это еще Эрик Берн подметил. Соответственно, когда интернет переполняется мемами на тему той или иной премьеры, это верная примета, что сейчас и офлайновые пиар-акции попрут. Где-нибудь какую-нибудь статую воздвигнут (статуи люди тоже любят), кого-нибудь в чем-нибудь обвинят, а неравнодушные граждане возопят насчет тлетворного влияния на чью-нибудь психику. Стихия ведь непредсказуема…

Тем не менее, любое шумное бурление всегда выгодно тому, кому обсуждаемое явление принадлежит. Отсюда и все эти конспирологические теории, наподобие пресловутого плана Даллеса. Некоторая часть которых, может, и не такая уж неправда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: