Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Мумия в кино: Борис Карлофф, бессмертная любовь и проклятие ремейков

Мумия в кино: Борис Карлофф, бессмертная любовь и проклятие ремейков

22 декабря 2022 /
Мумия в кино: Борис Карлофф, бессмертная любовь и проклятие ремейков
Фото: AF Archive/ТАСС

Как появился первый фильм про Имхотепа и при чем тут итальянский мистик Калиостро.

90 лет назад состоялась премьера культового хоррора «Мумия», первого фильма из линейки студии Universal о жреце Имхотепе. С тех пор мир пережил не одну волну египтомании, а забинтованные монстры обрели еще более ужасающий вид и принесли своим создателям миллионы денег. Рассказываем, как появилась первая мумия в кино и что произошло с образом древнего мертвеца из саркофага после.

Археологические корни

Наверняка имя Говард Картер может показаться вам знакомым – ведь именно он на пару с лордом Джорджем Карнарвоном обнаружил, а затем вскрыл гробницу Тутанхамона, умершего в 1323 году до нашей эры. Буквально 100 лет назад, 4 ноября 1922 года, была открыта первая каменная ступень, ведущая к усыпальнице юного фараона, которую еще не успели разворовать охотники за сокровищами. 25 декабря из гробницы извлекли первый предмет. Ну а весной 1932-го Карнарвон скоропостижно скончался, что породило легенду о «проклятии фараонов».

И самое удивительное в этом открытии то, что Тутанхамон играл весьма незначительную роль в истории Египта, а потому для египтологов почти не представлял интереса. Его имя мало кто знал до 1922 года, но шумиха вокруг вскрытия гробницы сама собой превратилась в пиар-кампанию: весь мир хотел знать, как умер фараон, что лежит в его усыпальнице и почему он так хорошо сохранился.

Мумия в кино
«Мумия» (1932). Фото: AF Archive/ТАСС

Итак, в 1920-е популярность древнеегипетской культуры в целом и мумий в частности возросла до небывалых масштабов. И несмотря на то, что к 1930-м египтомания (или «тутмания») пошла на спад, на интересе широкой аудитории еще можно было заработать. Именно поэтому глава производства Universal Карл Леммле-младший решил, что следующий фильм ужасов нужно снять на древнеегипетскую тематику.

Еще одной причиной стало воодушевление, которое у Карла вызвало «проклятие фараонов», – он и сам повелся на масштабную рекламную кампанию, развернувшуюся вокруг открытия Картера. Леммле дал задание главе отдела сценариев Universal Ричарду Шайеру отыскать готовый источник – и рассказ Артура Конан Дойла «Перстень Тота» в некотором роде соответствовал запросу. Но в итоге студия пригласила романистку Нине Уилкокс Патнэм, и вместе с Шайером они взялись за невероятный сюжет об Алессандро Калиостро.

«Калиостро»

Шайер и Патнэм в качестве основы для скрипта использовали историю итальянского мистика, жившего в XVIII веке: итогом стал 9-страничный очерк «Калиостро». В центре сюжета был 3000-летний маг из Сан-Франциско, который продлевает себе жизнь при помощи нитратов. Получился впечатляющий рассказ, откуда в итоге позаимствовали лишь тему (и проклятие) вечной жизни. Дело в том, что сценарист фильма Джон Л. Болдерстон был слишком хорошо знаком с вопросом: он освещал вскрытие гробницы Тутанхамона для одной из нью-йоркских газет. А потому сюжет о маге Калиостро перевоплотился в историю жреца Имхотепа.

Сменилось название, а также локация – вместо США события «Мумии» разворачиваются в Египте. Главным героем стал древнеегипетский мудрец и астролог, который всюду ищет возлюбленную. И если в первоначальном варианте Калиостро из мести убивал женщин, похожих на его любовницу, то благодаря Болдерстону центральной стала тема вечной любви Имхотепа, способной возродиться после смерти. Сейчас «Мумия» кажется развлекательным кино, а ведь по сути своей это трагическая история в духе Шекспира.

Сюжет

«Более странный, чем «Дракула», более фантастический, чем «Франкенштейн»… Более таинственный, чем «Человек-невидимка» – слоган фильма, очевидно, появился после премьеры фильма «Человек-невидимка», который вышел лишь в 1933 году. Зато он многое объясняет.

По сюжету, в 1921 году археологи открывают саркофаг с мумией некоего Имхотепа – его явно захоронили как преступника или даже предателя: на стенках усыпальницы стерты необходимые для путешествия в загробную жизнь метки, а тело вообще не бальзамировали. Но это не самое главное: при нем найдена сокровищница с начертанным на крышке проклятием, которое обращено к каждому, кто ее откроет. Конечно, находится любопытный археолог, который не только нарушает запрет, но и читает заклинание, способное воскресить мертвеца, почившего 3700 лет назад.

Так просыпается Имхотеп – и отправляется на поиски своей возлюбленной Ансхен Амон (да, это более правильная версия произношения, нежели Анк Су Намун). А встречает, правда, уже лет 10 спустя, Хелену Гровенор – дочь губернатора Судана и египтянки из древнего рода. Что ж, это объясняет тот факт, что в ее теле каким-то образом оказалась душа древней принцессы…

Мумия в кино
«Мумия» (1932). Фото: AF Archive/ТАСС

Что было дальше, все знают. Ну или почти. Дело в том, что оригинальная версия «Мумии» имеет гораздо больше занятных особенностей, чем семейный фильм 1999 года, снятый Стивеном Соммерсом. Картина 1932 года получилась по-настоящему жуткой – чего только стоит сцена с воскрешением, в которой сходит с ума молодой археолог. Не говоря уже о том, что древний жрец отправляется на край света и предпринимает немало усилий, чтобы вернуть любимую женщину.

Что важно, «Мумия» не только погружает в культуру Древнего Египта и представляет одного из самых интригующих персонажей в истории кино. Одной из центральных тем фильма стал британский колониализм со всеми его кровавыми последствиями. Так что саркастическая фраза Ардефа Бея: «Мы, египтяне, не имеем права разрывать могилы наших предков – такое право имеют только иностранные музеи» несет совершенно четкий посыл. Стоило британцам вскрыть гробницу Анхесен Амон, как они тут же выставили ее тело в музее, и в контексте ее воскрешения это кажется кощунством.

Еще одна особенность ленты заключается в том, что она отталкивается от классической фобии: страха эзотерических практик, древней магии, в некотором роде даже знаний тайных обществ. Всего того, что мы не можем постичь, чем не можем управлять, а главное – чему не можем противостоять. Оккультизм отчасти обязан своим появлением древнеегипетской культуре, так что все складывается в продуманную, захватывающую, интересную картину.

Факты

Съемки проходили в пустыне Мохаве в Южной Калифорнии, парке Red Rock Canyon и в павильонах Universal. Бюджет составил $196 тыс., а касса – $370 тыс. Что в пересчете на современный курс равно $24 млн. По тем временам это был огромный кассовый успех.

«Мумия» 1932 года – не первый фильм о забинтованном мертвеце. С 1899-го по 1931-й вышло около 6 картин, среди которых немая картина «Глаза мумии» (1918) Эрнста Любича и 2-минутная лента «Грабя могилу Клеопатры» (1899) Жоржа Мельеса – одного из пионеров кинематографа (снял «Путешествие на Луну» в 1902-м). Ни один из них, однако, не представил зрителю того культового персонажа, каким мы его знаем теперь.

Роль Имхотепа исполнил Борис Карлофф, сыгравший также монстра Франкенштейна в фильме 1931 года. Он установил определенную планку для актерской игры в хорроре: оказалось, издавать пугающие звуки и бросаться на людей вовсе необязательно, чтобы наводить ужас. В общем, одного взгляда и шепотом произнесенного заклятия достаточно – даже в тех моментах, где Имхотеп притворяется живым.

Кстати, для съемок крупных планов с Карлоффом специально разработанную гримером Джеком Пирсом «кожу мумии» приходилось наносить на лицо актера по 8 часов.

Мумия в кино
Борис Карлофф в роли Имхотепа, «Мумия» (1932). Фото: AF Archive/ТАСС

Для Карла Фройнда «Мумия» была режиссерским дебютом, но отнюдь не первым проектом в кино. Начав свой путь в Германии, Фройнд в 1920-х работал в качестве оператора над такими знаковыми картинами, как «Голем» Карла Безе и Пауля Вегенера и «Метрополис» Фрица Ланга. В США он был оператором первой экранизации романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» и «Дракулы» (1931).

Имя Ансхен Амон (или Анхесенамон) переводится как «Она живет для Амона». Подразумевается бог солнца, который в Новом царстве обрел дополнительную приставку к имени: Амон Ра. На самом деле Анхесенамон не была наложницей фараона, как нас «научил» фильм 1999 года. Она была египетской царицей, супругой Тутанхамона и дочерью Нефертити и Эхнатона. Так-то.

Примерно в 1151 году до нашей эры фараона Рамсеса III планировали убить заговорщики, которых затем жестоко казнили. Об этом свидетельствуют найденные археологами «судебные» папирусы. Преступникам была назначена «великая смертная казнь», и, вероятно, один из них мог быть похоронен заживо. Это предположение и повлияло на сюжет.

А вот свиток Тота, который фигурирует в фильме как артефакт, дарующий жизнь даже очень давно умершему, к реальности не имеет никакого отношения. Точнее, его появление в сюжете может быть вдохновлено египетской Книгой Мертвых, которую написал бог знаний Тот. Но о воскрешении речь не велась: египтяне знали, что в этот мир мумия вернуться не может (особенно без жизненно важных органов, изъятых во время бальзамирования). С заклинанием Исиды, воскресившей Осириса после того, как его убил брат Сет, та же история.

В начале фильма звучит музыка из балета «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского, хотя он не значится в списке композиторов фильма. Что любопытно, та же мелодия открывает фильмы «Дракула» и «Убийство на улице Морг» из той же классической серии фильмов ужасов студии Universal.

Что такое Darkverse

Классическая серия фильмов ужасов студии Universal, она же «Монстры Universal» – это серия классических фильмов ужасов, которая поочередно знакомит зрителей с монстрами, а затем продолжает их истории в спин-оффах. Например, в 1931 году вышел «Дракула», в 1936-м – «Дочь Дракулы», потом «Сын Дракулы» и даже «Дом Дракулы». Аналогично и с другими монстрами. В серию о мумии, например, входит, помимо оригинальной картины 1932 года, еще 5 картин.

Порядок такой:

  • «Мумия» (1932)
  • «Рука мумии» (1940)
  • «Гробница мумии» (1942)
  • «Призрак мумии» (1944)
  • «Проклятие мумии» (1944)
  • «Эбботт и Костелло встречают мумию» (1955)

Но чем дальше – тем ближе был закат Имхотепа как идеального злодея, пугающего, завораживающего, а главное – с четкими мотивами. Образ, который создал Борис Карлофф, можно было развить в нечто большее, чем «монстр Universal», но – как и всегда в случае с длительными франшизами – потенциал растерялся в погоне за деньгами.

Только представьте: «Монстры Universal» включают более 40 фильмов, среди которых также есть «Призрак оперы», «Убийство на улице Морг», «Горбун из Нотр-Дама» и другие сюжеты, не связанные с главными монстрами Universal.

В 2010-х кинокомпания попыталась перезапустить киновселенную под вывеской Dark Universe, но фильмы «Дракула» (2014), а затем «Мумия» (2017) буквально поставили крест на будущем франшизы. Не помог даже тот факт, что в сюжет ввернули проблему захватчиков (крестоносцы, американцы в Ираке), главный злодей стал женщиной – принцессой Амонет, и появился доктор Джекилл в исполнении Рассела Кроу. При этом довольно удачный «Человек-невидимка» (2020) вообще выпал из линейки. Был неплох и ремейк «Человека-волка» (2010), вот только продолжить франшизу никто не взялся, и мы практически лишились оборотня с супергеройскими наклонностями.

На горизонте маячит очередной перезапуск, в котором теперь поучаствует Хлоя Чжао, которая займется «Дракулой», а также Крис МакКей – он прямо сейчас снимает спин-офф «Дракулы» под названием «Рэнфилд». Есть вероятность, что Элизабет Мосс вернется в спин-оффе «Человека-невидимки», Джеймс Ван займется историей Франкенштейна, а Скарлетт Йоханссон сыграет невесту монстра. Конечно, эти планы пока не подтверждены, зато дают надежду, что нормальная «Мумия», с черной магией и тайными обществами, имеет шансы на релиз.

Последователи

Вскоре после выхода шестого и финального фильма Universal о мумии эстафету перехватила британская компания Hammer Film Production. В 1959 году она выпустила ленту «Мумия», которая одновременно являлась ремейком оригинальной картины 1932 года и основывалась на ее сиквеле и триквеле. Несмотря на то, что главные роли сыграли звезды британского кино Питер Кушинг и Кристофер Ли, лента имела умеренный успех. Затем появилось несколько продолжений – «Проклятие могилы мумии» (1964), «Саван мумии» (1967) и «Кровь из гробницы мумии» (1971).

В Мексике особенный жанр луча либре тоже успел включить мумию в список главных героев. Среди ярких примеров – «Мумия ацтеков» (1957) и его невероятные сиквелы: «Робот против мумии ацтеков» (1958) и «Женщины-рестлеры против мумии ацтеков» (1964). Была даже хоррор-комедия «Капулина против мумий» 1973 года. Но и это по сути би-муви, эксплуатационное развлекательное кино, о котором все забывают вскоре после премьеры.

Классический хоррор 1932 года превратил мумию в культурный феномен, способный соревноваться в популярности с реально найденной гробницей Тутанхамона. В то время как множество последующих сюжетов разного качества вернули недобальзамированного мертвеца обратно в загробный мир. И воскресить столь мощный образ мог только радикальный перезапуск. Таковым стал ремейк 1999 года. Его вполне можно назвать самой известной и успешной «Мумией» из всех, что когда-либо были сняты. Во-первых, главные роли исполнили красавчик Брендан Фрейзер и обворожительная Рэйчел Вайс. Во-вторых, юмор и приключения.

Планку поддержал сиквел 2001 года, а за ним – спин-офф «Король скорпионов» (2002). Зато триквел «Гробница императора Драконов», снятый в 2008-м, равно как и «Король скорпионов 2», закреплению успеха не способствовали. Образ мумии как злодея из приключенческого боевика просуществовал недолго, и вряд ли появится что-то лучше фильма с Бренданом Фрейзером (потому что в любом случае это будет повтор). К сожалению, Голливуд живет по большей части за счет ремейков, а потому ждать интересного и проработанного злодея в оригинальном фильме придется еще какое-то время.

Что мертво, умереть не может?

В 2010-х попытка перезапуска провалилась, зато стали появляться персонажи совсем иного толка. Как, например, добрая мумия, которая любит тусоваться в серии мультфильмов «Монстры на каникулах». Или весьма дружелюбный фараон в серии фильмов «Ночь в музее». Эти попытки представить ходячего мертвеца в бинтах кем-то «из наших», конечно, заслуживают место в кинематографе, но Имхотеп как образ Другого имел – по крайней мере, раньше – гораздо больше шансов на впечатляющее многогранное воплощение. И пока с «Мумией» 1932 года никто на этом уровне соревноваться не может.

Если же говорить о воскрешении такого явления, как египтомания, то ему, как ни странно, поспособствовал Marvel. В частности, недавний сериал «Лунный рыцарь» с Оскаром Айзеком. Но эффект его недолог и вряд ли вернет мифам Древнего Египта былую популярность – сезон-то был всего один.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: