Только ли от солнца защищают летние очки? Глаза, как зеркало души, прячут от окружающих за темными стеклами, скрывая свои бессонные ночи, пролитые слезы, коварные мысли или безудержное веселье. Так что неудивительно, что это излюбленный аксессуар не только знаменитостей и крутых парней, но и отъявленных экранных злодеев и вампиров. Как же темные очки стали неотъемлемой частью кино и поп-культуры?
Если в 1930-е темные очки почти не появлялись на экране – лишь в исключительных случаях вроде «Человека-невидимки» (1933), то в эпоху нуара они уже служили частью образа главных героев, и, если фильм оказывался успешным, формировали тренды вне кино.
В 1945-м героиня Джин Тирни в фильме «Бог ей судья» Джона М. Стала примерила на себя белый тренч, красную помаду и темные очки в тонкой черепаховой оправе, по форме сильно напоминающие «кошачий глаз». Тогда же этот дизайн вошел в моду, а стильные темные очки стали одной из главных деталей образа роковой женщины.
Спустя примерно 10 лет популярность «кошачьему глазу» вернула Грэйс Келли в романтическом детективе Альфреда Хичкока «Поймать вора» (1954). Актриса надела к лимонному купальному костюму солнцезащитные очки Oliver Goldsmith в толстой белой оправе, сделав одновременно свой летний образ и бренд культовыми.
А в 1956-м Ray-Ban выпустил знаковую модель «вайфарер» – в такой был замечен Джеймс Дин, звезда картины «Бунтарь без причины» (1955). Многие до сих пор считают, что его персонаж тоже носил в кадре темные очки: насколько ярким был образ юного стиляги. Эффект закрепили президент Джон Ф. Кеннеди, боксер Мухаммед Али, актриса Мэрилин Монро и другие звезды.
Культовые герои экрана в качестве финального штриха выбирали и безвестные марки. Как, например, у персонажа Кэри Гранта в детективе «На север через северо-запад» (1959). Роджер Торнхилл, прячась от полиции на Центральном вокзале или соблазняя Еву Мери Сейнт в вагоне-ресторане, носит потрясающие зеленые стекла в оранжевой черепаховой оправе: такие стоит иметь в своей коллекции даже не коллекционеру.
А вот какому бренду они принадлежат, выяснить не удалось до сих пор, так что это самые загадочные очки кинематографа. Одни считают, что это Persol, любимый вариант Стива МакКуина. Другие – что это винтажные Tart Arnels. Впоследствии подобную модель воспроизвели многие бренды, а Oliver Peoples с согласия семьи Гранта создали целую коллекцию, названную в честь актера.
В 1960-х было принято прятаться от общества за темными стеклами: вор, мошенник, несчастная женщина – каждому требовался видимый заслон, который сообщал бы зрителю, что за человек на экране. И сообщал публике о новых модных трендах.
С тех пор как Одри Хепберн сыграла в фильме «Завтрак у Тиффани» (1961) Холли Голайтли, которая не снимает стекла Oliver Goldsmith, тысячи женщин захотели очки «как у Одри». Их прелесть в том, что они мгновенно преображают (даже если облачиться в простые брюки и пуловер) и при этом отлично сочетаются с вечерним платьем и внушительным жемчужным ожерельем, как в первых кадрах картины.
Очки приравняли к харизматичной главной героине, на которую все хотели быть похожими, и в итоге марка в 1963 году разработала модель Audrey, которая очень напоминает очки из криминальной комедии «Как украсть миллион» (1966). А поскольку Goldsmith обеспечил солнцезащитным аксессуаром еще две ленты с участием актрисы – «Шарада» (1963) и «Двое в пути» (1967), то на некоторых оправах появилась пометка As Worn by Audrey Hapburn («как носила Одри Хепберн»).
Так или иначе, темные стекла все еще были синонимом интроверсии, скрытности или криминальной деятельности. Так, смелая геометричная форма и непроницаемые стекла служили Альме (Биби Андерссон) защитой от Элизабет (Лив Ульман) в фильме Ингмара Бергмана «Персона» (1966). В итоге этот образ послужил вдохновением для создания шведским брендом Très Bien отдельной линейки очков Sun Buddies.
Попытка персонажей скрыться от посторонних взглядов просматривается и у Федерико Феллини в «Сладкой жизни» (1960) – Марчелло Мастроянни носит Persols, а Анук Эме – безымянные темные очки. Persol носил и Стив МакКуин в «Афере Томаса Крауна» (1968) – это была модель 714 с голубыми линзами из личной коллекции актера. Но с завершением 1960-х сошла и первая волна популярности солнцезащитных очков.
После неоднозначных 1970-х, когда очки были отличительной чертой антигероев (Клинт Иствуд в «Грязном Гарри», Роберт Де Ниро в «Таксисте»), наступает эпоха «крутых парней».
Герой Тома Круза надел «вайфареры» Ray-Ban в картине «Рискованный бизнес» (1983), и в тот год продажи модели выросли на 50%, а к 1988-му компания продавала 3–4 млн «вайфареров» в год. Затем появились «авиаторы»: в блокбастере «Лучший стрелок» (1986), где герой Круза гоняет на мотоцикле и летает как ас, и продажи «авиаторов» выросли на 40% – удивительно, ведь эта модель идет далеко не всем и ее нужно выбирать осторожно, учитывая форму лица.
В 1980-х темные стекла также надели вампиры. Так, в «Голоде» (1983) Тони Скотта прекрасные кровопийцы в исполнении Катрин Денев и Дэвида Боуи постоянно носят очки, демонстрируя, что вампирам они просто необходимы – ради реальной защиты от солнца и для завершения стильного образа. Над стилем Денев работал Ив Сен-Лоран, вероятнее всего, узкие солнцезащитные очки формы «кошачий глаз» в толстой оправе с острыми уголками – тоже его рук дело.
Такие все чаще становятся частью уличной моды, вот только на место темных линз пришли неоновые и кислотные. А герой Боуи предпочитал простые круглые стекла в тонкой оправе – без таких и сейчас ни одна андеграундная вечеринка не обойдется.
За стильным «Голодом» последовали «Дракула» (1992), «Интервью с вампиром» (1994), «Блэйд» (1998) – культовые вампирские образы из них вдохновляют создателей солнцезащитных очков до сих пор: например, Etnia Barcelona выпускает модели, посвященные Блэйду, Дракуле и Лестату.
Чем ближе конец века, тем больше функций исполняют солнцезащитные очки. Например, незадачливые грабители в дебютном фильме Квентина Тарантино «Бешеные псы» (1992) тоже носят вышеупомянутые «вайфареры», которые в некотором роде объединяют банду и отделяют от них только мистера Оранжевого.
Положительные персонажи – агенты Кей и Джей в исполнении Томми Ли Джонса и Уилла Смита в фантастической комедии «Люди в черном» (1997) носят Ray-Bаn Predator, которые стали главным элементом их образов.
Случаются в кадре и желтые «авиаторы» – признак эксцентриков. Такие носят герои Джонни Деппа в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998) и Джона Гудмана в черной комедии «Большой Лебовски» (1998).
Однако немало крутых парней носят модели, разработанные специально для съемок. Например, у героя Жана Рено в фильме «Леон» (1994) – очки, созданные чуть ли не вручную Жан-Полем Готье, другом Люка Бессона. Модель Jean Paul Gaultier 58-00072 давно сняли с производства, зато образ Леона никогда не выйдет в тираж: круглые темные линзы в сочетании с шапкой «бини», черным пальто и белым лонгсливом – классика уличного стиля.
Символом осознанного нигилизма на стыке двух столетий стал персонаж Брэда Питта в «Бойцовском клубе» (1999). А вместе с ним и очки с линзами красного цвета. Модель Oliver Peoples 523 после появления на экране стала ассоциироваться с отказом от безудержного потребления, а значит, носить такую можно вообще с чем угодно.
Очки из трилогии «Матрица» (1999–2003) хотел себе купить абсолютно каждый кинозритель. Модель Elipse с овальными линзами черного цвета практически без оправы специально для фильма создала марка Blinde. Есть вероятность, что отдельно от Нео в исполнении Киану Ривза они вряд ли бы стали такими популярными, да и в целом такая форма мало кому подходит. Зато темные стекла наконец стали ассоциироваться с положительными персонажами.
Сегодняшние солнцезащитные очки в кино по большей части держатся на великом наследии своих предшественников, и отсылки к культовым персонажам помогают характеризовать новых героев. К слову, создание моделей «под съемки» сошло на нет, так что ждать появления неповторимых линз на экране пока не приходится. Но и моду на ретро никто не отменял.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…