От Люцифера и знаменитого гангстера до сурового тестя и вредного деда.
Несколько лет назад путем нехитрых вычислений энтузиасты разузнали, что Роберт Де Ниро исполнял роли негодяев чаще кого-либо еще в Голливуде. Конечно, не всех из них можно однозначно назвать подонками. У того же Трэвиса Бикла из «Таксиста» просто заковыристая система принципов. Хотя попадаются и такие откровенные редиски, что аж скулы сводит от желания швырнуть в них чем-нибудь тяжелым.
К 80-летию великого актера мы проследили, как менялись экранные мерзавцы в исполнении Де Ниро, и собрали 7 фильмов, где сыгранные им злодеи оказались колоритнее всего.
«Сердце ангела» (1987)
Сперва режиссер Алан Паркер предложил Де Ниро главную роль – частного сыщика, который получает от таинственного заказчика квест отыскать некоего пропавшего музыканта и погружается в пучину кровавых кошмаров. Роберт не счел этого персонажа достаточно привлекательным. Зато им заинтересовался Микки Рурк, в итоге и перевоплотившийся в детектива Гарри Эйнджела. Де Ниро же после долгих раздумий снизошел до роли того самого загадочного работодателя, сыграв его со зловещим аристократизмом и инфернальным коварством.
А как иначе – ведь мало-помалу выясняется, что под личиной стильного бородача Луи Сайфера скрывался не кто иной, как сам сатана (единственный, кстати, сверхъестественный негодяй в нашей подборке). На протяжении фильма у него отрастают волосы, ногти превращаются в острейшие когти, в глазах появляются демонические отблески. А Эйнджел понимает, что все это время был жалкой марионеткой в руках жестокого кукловода, заполучившего контроль над его душой.
Роберт Де Ниро традиционно отыгрывал по Станиславскому – обдавал Рурка волнами презрения, за пределами съемочной площадки запрещал ему говорить с собой и вообще советовал держаться подальше. Микки затаил смертельную обиду, а 30 лет спустя, видимо, перенервничав на изоляции, разродился в социальных сетях гневной тирадой в адрес бывшего коллеги. В частности, назвал Де Ниро плаксой и трусливой задницей, а в довершение всего поклялся при первой же возможности прилюдно унизить. Причем поклялся именами своих бабушки, брата и собак. Нормально так в мужчине взыграло ретивое, ничего не скажешь.
«Неприкасаемые» (1987)
Де Ниро начал путь экранного гангстера с роли мелкой сошки в «Злых улицах» (1973) Мартина Скорсезе и постепенно дослужился до почетного звания короля криминального мира. В «Неприкасаемых» Брайана Де Пальмы он сыграл легендарного мафиозного босса Аль Капоне. К концу 1920-х тот контролировал весь нелегальный бизнес в Чикаго и выстроил целую преступную империю.
Образ Аль Капоне издавна находил то или иное воплощение в американских лентах, но ни один из них не пришелся Де Ниро по душе. Слишком они, дескать, стереотипные, безликие были. Зато в «Неприкасаемых» (во многом благодаря мастерскому сценарию Дэвида Мэмета) Де Ниро создал самого живого и – как бы парадоксально ни звучало – обаятельного персонажа из всех. Поглядишь на него – и не скажешь, что этот ухмыляющийся сибарит держал в страхе всю Америку.
Однако на вершину власти он взобрался, буквально ступая по трупам и на практике доказывая известную мудрость: пистолетом и добрым словом можно достичь большего, чем только добрым словом. Именно поэтому такой катарсис ощущается в финальных сценах – суд приговаривает Капоне к 11 годам тюремного заключения за уклонение от уплаты налогов, и с некогда всемогущего владыки слетает наконец маска развязного самодовольства.
«Мыс страха» (1991)
Сценарий этого фильма, ремейка классического триллера 1962 года, Мартин Скорсезе читал трижды. И благопристойная семья Боуден – папа-адвокат, мама и дочь – каждый раз так выбешивала его, что режиссер приложил все усилия, дабы превратить их жизнь в ад. В частности, позвал на главную отрицательную роль не изначальных кандидатов Харрисона Форда или Билла Мюррея (этих ребят и правда сложно представить в злодейском амплуа), а своего давнишнего соратника Роберта Де Ниро.
Когда-то Боуден (Ник Нолти) засадил Макса Кэйди за решетку. Тот провел в темнице сырой 14 лет и вышел на волю со стальными мускулами, впечатляющим набором татуировок и горячим желанием отомстить мерзкому адвокатишке. И мстит он, надо заметить, весьма изощренно. Не банально вламывается к обидчику в дом со стволом, а выводит его из себя издевательствами и угрозами, вроде бы держась на расстоянии, но создавая вокруг героев невыносимую атмосферу страха и паранойи.
Естественно, по законам жанра в конце концов все сводится к взлому и проникновению, а психологическую конфронтацию сменяет физическая. Подобная разрядка картине была необходима – иначе от напряжения, которое здесь впору ножом резать, недолго и лопнуть. А так мы получили эффектную дождливую развязку, увенчивающую судьбу прекрасного антагониста достойным его харизмы финалом.
«Жизнь этого парня» (1993)
После дьявола, мафиозного лидера и маньяка калибр денировских злыдней слегка обмельчал. В этой суровой истории воспитания подросток Тоби в исполнении Леонардо ДиКаприо противостоит деспотичному отчиму с дьявольской улыбкой нашего героя. Автомеханик Дуайт вклинивается в жизнь парня и его матери (Эллен Баркин) в непростой момент. Женщина расстается с предыдущим супругом, не самым приятным типом, и отправляется в бесцельное странствие по американским просторам.
Однажды она встречает Дуайта, на первый взгляд – вполне респектабельного и адекватного дядьку, который старательно втирается к ним с сыном в доверие. А когда ему это удается, доктора Джекила вытесняет недружелюбный мистер Хайд. Грубый солдафон, домашний тиран, ярый поборник железной дисциплины. Независимость Тоби изрядно действует ему на нервы, и он всеми силами пытается приструнить дерзкого паренька – криками, угрозами и рукоприкладством.
«Я убью тебя или вылечу!» – орет он во время очередного урока хороших манер. И ужасает не столько натуралистичность сцены избиения Тоби, сколько распространенность подобных эпизодов в реальной жизни. Дуайт же, конечно, вел себя как законченная сволочь. Даже Де Ниро, с его-то опытом игры всяческих отморозков, впоследствии заявил, что с жесткостью этого персонажа создатели ленты перегнули палку.
«Знакомство с родителями» (2000)
Любой нормальный папаша беспокоится за судьбу родной дочурки. Волнуется, как бы не обидели ее, не обманули, не воспользовались ее наивностью да неопытностью. Вот и Джек Бернс, экс-агент ЦРУ, не проникается чрезмерной симпатией к жениху (Бен Стиллер) своей дражайшей Пэм. Во-первых, тот работает медбратом. Несолидная для настоящего мужика профессия. Во-вторых, вечно влипает в курьезные ситуации. В-третьих, не любит кошек. В-четвертых, носит неприличную фамилию Факер.
Бедному парню от всей души сочувствуешь, поскольку будущий тесть его буквально со свету сживает. Копается в его прошлом, устраивает слежку, заставляет пройти тест на детекторе лжи, а в итоге вышвыривает из семейного круга доверия. С такими родственниками и враги не нужны – нелегко сохранять самообладание, если каждое слово воспринимается в штыки, а в безобидных подколках видится заговор вселенского масштаба.
Сам Стиллер в глазах Де Ниро тоже едва не проштрафился. В первый съемочный день Бен никак не мог сосредоточиться. Он отчаянно потел, глупо смеялся и с содроганием думал, что позорится на глазах одного из величайших американских актеров всех времен. Тот, правда, отнесся к волнению коллеги с пониманием, а позднее составил ему компанию в сиквеле («Знакомство с Факерами») и триквеле («Знакомство с Факерами 2»).
«Игра в прятки» (2005)
Страшный изувер вполне может скрываться под маской законопослушного гражданина и примерного семьянина. Именно таким казался психолог Калауэй, отец-одиночка, после трагичной гибели жены переехавший с дочерью (Дакота Фаннинг) в тихий городок Вудлэнд в надежде начать новую жизнь. Покой им, однако, только снится. То девочка заводит вымышленного друга. То в мусорном ящике обнаруживаются изуродованные куклы. То на стенах появляются пугающие послания. Сразу ясно: до добра это не доведет.
Постепенно тайное становится явным. И мы с содроганием (или зевотой, если догадались обо всем раньше) узнаем, что в Калауэе благополучно уживались две личности. Ну то есть не совсем благополучно. Время от времени темное начало брало верх и совершало всякие зверства. Де Ниро предельно убедителен и в мирной, и в агрессивной ипостаси. Хотя картина раскачивается крайне неторопливо, а сердцебиение учащается лишь в финальных эпизодах, когда папочка окончательно слетает с катушек и хватается за здоровенный нож.
«Дедушка нелегкого поведения» (2020)
Оставив за плечами роли тестя, отчима и отца, Де Ниро логичным образом переквалифицировался во вредного деда. Он водит без прав, скандалит с охранниками в супермаркете, в грош не ставит зятя и выселяет внука Питера на чердак, когда переезжает жить к дочери (Ума Турман). Оскорбленный до глубины души мальчишка не желает мириться с несправедливостью и объявляет деду войну (в оригинале фильм так и называется – War with Grandpa).
А на войне, как известно, любые средства хороши. Сперва внучок устраивает дедуле всевозможные подлянки в лучших традициях Кевина МакКаллистера. Заменяет бритвенную пену монтажной, мешает спать и покушается на святое – виниловый проигрыватель. Затем и пенсионер наносит ответный удар.
Вместо школьного сочинения подсовывает внуку непристойную белиберду, подпиливает ножки кровати, разрисовывает дорогущие кроссовки сердечками. А в одной из кульминационных сцен сколачивает команду и меряется с Питером силами в игре истинных джентльменов – вышибалах. В общем, с ходу и не разберешь, кто тут наиболее коварный паразит – старший или младший. Главное, что все равно побеждает дружба. Впрочем… побеждает ли?
Комментарии