Сегодня, 8 декабря, отмечается Международный день путешественника во времени, когда принято наряжаться в исторические костюмы, а также перечитывать и пересматривать разные значимые произведения в жанре темпоральной фантастики. Мы же по такому случаю решили вспомнить несколько не самых известных, но точно заслуживающих вашего внимания картин, персонажи которых мечутся между прошлым, настоящим и будущим.
Жанр этого великого фильма его автор, выдающийся документалист Крис Маркер, определял как «фотороман». Он скомпонован из статичных изображений, смонтированных под аккомпанемент закадровых комментариев. Из них мы узнаем, что в пожаре третьей мировой войны уничтожен Париж. Значительная часть поверхности земного шара отравлена радиацией и более не пригодна для жизни. Многие погибли. Некоторые укрылись в катакомбах.
Последняя надежда связана с путешествиями во времени: благодаря им, если эксперименты пройдут удачно, получится достать продовольствие и лекарства. Вот безымянного героя и направляют сперва в прошлое, а затем – в будущее, дабы спасти настоящее. Абсолютно уникальное произведение, которое продолжается всего полчаса. Но эти полчаса повлияли на массу постановщиков от Жан-Люка Годара до Терри Гиллиама и нашли отражение в огромном количестве культовых картин. «Бегущий по лезвию», «12 обезьян», «Темный город», «Вечное сияние чистого разума»… Солидный выйдет список.
Славная, хоть и незаслуженно забытая лента режиссера Якова Сегеля («Дом, в котором я живу»). Сергей Шакуров сыграл студента по имени Саша Мухин. Он работает в метро машинистом, а по вечерам посещает лекции. Ну, как посещает – в основном присутствует на них в состоянии блаженного забытья. Зато во сне странствует по разным эпохам, в зависимости от того, на каких занятиях он отключается.
На литературе Мухин встречается с А.С. Пушкиным, радостно диктуя ему финал «Памятника». На истории переносится в Древний Рим, где знакомится со Спартаком и участвует в атлетических состязаниях гладиаторов. На астрономии беседует с преподавателем, представшим в облике Галилео Галилея. А в итоге вообще оказывается на необитаемом острове. Причем разных персонажей играют одни и те же актеры – Николаю Рыбникову, например, достались исключительно «ругательные» роли антагонистов вроде инквизитора и шефа жандармов Бенкендорфа. Все это сейчас выглядит свежо и забавно, но в 1960-х критики не оставили от фильма Сегеля камня на камне, и в прокат он вышел ничтожным количеством копий.
Малкольм МакДауэлл, беспредельщик Алекс из «Заводного апельсина», в роли фантаста Герберта Уэллса. Дэвид Уорнер, артист с необъятной фильмографией от «Омена» до «Мэри Поппинс возвращается», в образе маньяка Джека Потрошителя. Николас Мейер, автор отличных «Стартреков» («Гнев Хана» и «Неоткрытая страна»), в режиссерском кресле. Их совместными усилиями на свет родилась эта любопытная картина, где Потрошитель, спасаясь от стражей порядка, тестирует новейшее изобретение Уэллса и переносится из Лондона 1893 года прямиком в Сан-Франциско 1979-го. Ну а писатель следует за ним.
Казалось бы, кому, как не МакДауэллу, играть одного из известнейших убийц всех времен? Ан нет – после «Калигулы» тому захотелось вырваться из круговорота секса и насилия, переключившись на более положительного персонажа. Который, конечно, все равно участвует в упомянутом круговороте, только с другой стороны: пытается помешать Потрошителю и в будущем творить свои злодеяния. Путешествия во времени продолжаются, в жизнь Уэллса врывается романтика, но и триллер-элементы в этой симпатичной фантастике работают исправно.
Ранний и удивительный, как всегда, шедевр Терри Гиллиама. Затесался между «Джабервоками» и «Смыслом жизни по Монти Пайтону». Главный герой – любознательный парнишка Кевин, который зачитывается книжками о Древней Греции и страдает от приземленного быта родителей. Но однажды Кевину выпадает драгоценный шанс и самому стать отважным искателем приключений: в его комнату проникает компания карликов, спасающих таинственную волшебную карту от не менее таинственного Верховного Существа.
Все вместе они плутают по историческим эпохам от античности до современности и встречают знаменитых личностей вроде Наполеона (Иэн Холм) и Робин Гуда (Джон Клиз). Вот только изучать историю по их словам и поступкам явно не стоит – здешний Бонапарт, например, страшно комплексует из-за маленького роста, а царь Агамемнон (Шон Коннери) бьется со странным верзилой в бычьей маске. Ну зато сами межвременные странствия, несмотря на подстерегающие героев опасности, воспринимаются как лихая, ни к чему не обязывающая мальчишеская авантюра.
Обаятельные раздолбаи Билл Престон и Тед Логан (Алекс Уинтер и Киану Ривз) – без преувеличения легендарные персонажи современной поп-культуры. Феерические похождения этой парочки растянулись аж на три фильма, последний из которых вышел совсем недавно, в 2020-м. И концепция сей отвязной комедийной трилогии основана именно на путешествиях во времени.
Дело в том, что Билл с Тедом лабают рокешник в группе под названием «Дикие жеребцы». И однажды приятели узнают, что им предначертано записать единственный и неповторимый хит на века, благодаря которому в будущем родится идеальное утопическое общество. Недолго думая, они залезают в телефонную будку (местную машину времени) и пускаются в странствия, дабы завербовать в свой коллектив известных исторических личностей. Древняя Греция, Дикий Запад, Средние века – куда их только не заносит. Так в состав «Жеребцов» вливаются Моцарт, Джими Хендрикс, древнекитайская флейтистка Лин Лунь и… сама Смерть.
Режиссер Шейн Каррут снял всего два фильма, но каждый из них стал вполне себе культовым и обрел немало преданных фанатов. Дебютный «Детонатор» к тому же завоевал Гран-при «Сандэнса» и окупил смехотворный бюджет $7000 в сто с лишним раз. Каррут создал его, по сути, единолично: режиссировал, продюсировал, писал сценарий с музыкой, монтировал, да еще и главную роль исполнил. Сам фильм же – история о гиках, которые пытались сконструировать аппарат для уменьшения веса предметов, а в итоге случайно смастерили машину времени.
Герои пытаются набить карманы за счет биржевых махинаций и усовершенствовать свое изобретение, однако вскоре сталкиваются с непредвиденными последствиями. И заполонившие реальный мир двойники – меньшая из их проблем. Если вы считаете, что никакими головоломками в кино вас не запутать и не запугать, можете смело принимать «Детонатор» без рецепта. Это не только прекрасный образчик заковыристой и нетривиальной научной фантастики, но и вдохновляющий пример виртуозного режиссерского мастерства.
Залихватское бадди-муви о группе товарищей, которые устали от повседневной рутины и решили махнуть на горнолыжный курорт. Заселились они, значит, в отель с поэтичным названием «Серебряные вершины», залезли в джакузи, расчехлили бутылки со спиртным и нагрузились до такого межгалактического опьянения, что перенеслись назад во времени. Прямиком в 1986-й. Когда их еще не успело засосать болото тоскливой бытовухи, а симпатичные девчонки охотно вешались им на шею. Сперва герои не хотят романтизировать те годы и пробуют вернуться обратно. Но вскоре понимают, что временной скачок дает им уникальный шанс исправить грешки прошлого и в какой-то степени начать с чистого листа.
В роли приятелей – Джон Кьюсак, Роб Колдри и звезды «Офиса» Крэйг Робинсон с Кларком Дьюком. Себастиан Стэн играет вредного задиру в водолазке, а Чеви Чейз, великий, – прибабахнутого техника, ответственного за сохранность машины времени в джакузи. На саундтреке – сплошь бронебойные хиты: Modern Love Дэвида Боуи, (I Just) Died In Your Arms Tonight в исполнении Cutting Crew, I Want to Know What Love Is группы Foreigner и россыпь творений Mötley Crüe. В целом – превосходный фильм для вечернего просмотра в компании трезвых и не очень друзей. А про бесполезный сиквел, пожалуй, не будем вспоминать.
Подборка трейлеров российских проектов, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Фэнтезийное роуд-муви с персонажами уральского фольклора, музыкальный байопик…
В Никарагуа привезли классику нашего военного кино. Целый ряд знаковых фильмов, созданных на студии «Мосфильм», продемонстрируют местной публике в рамках…
Бойкая Таня (Александра Бортич) в одиночку воспитывает дочку и сыночка, работая по ночам таксисткой. Ее мало-мальски стройный уклад жизни разбивается…
На этой неделе исполнилось 20 лет с того памятного момента, как над филиалом «Дандер Миффлин», загибающейся компании по продаже бумаги,…
В Зеленом фойе МХТ имени А.П. Чехова стартовал выставочный проект «Многоликий, но единственный», посвященный 100-летию со дня рождения народного артиста…
Однажды в студеную зимнюю пору хмурый детдомовец Никита (Микита Воронов) переезжает в столицу. Где его ждут только сомнительные подработки и…