40-летний бездельник Василий (Альберт Алексеев) перебирается из некоего города в некую деревню. Затерянную в заснеженной якутской глуши. Там он с грехом пополам обустраивается в лачуге, что в наследство от покойных родителей досталась. Кочегаром подрабатывает. За водочкой в местный магазин наведывается – а как еще скрасить одинокие вечера в унылой хибаре? Пытается, в общем, жить-поживать, как все вокруг живут. Но своим Вася себя не чувствует, хоть ты тресни. И что делать с этим – понятия не имеет.
Один из главных якутских режиссеров современности Дмитрий Давыдов в 2022 году не успевает отдыхать. Весной он выпустил колючий социальный триллер «Нелегал», вдохновивший нас на подробную рецензию. Затем представил абсурдистский аттракцион «Песни лета» на фестивале «Окно в Европу». Параллельно снимал фолк-хоррор «Граница» и продвигал на питчингах новую картину «Прозрачные земли».
А прямо сейчас украшением основного конкурса ММКФ стала его трагикомедия «Молодость» («Эдэр Саас»), названная в честь песни группы «Хардыы», пионеров якутского рока. Всего по фильму рассыпано 12 их композиций, бодрящих, словно смачная оплеуха. Причем сама лента весьма неспешной вышла, медитативной даже. Как, собственно, и тоскливая жизнь Василия – однообразная череда безрадостных дней и ночей.
Только не подумайте, что «Молодость» – чернушная нудятина, где ничего интересного не происходит. Да, с одной стороны, проблемы в сюжете чисто бытовые. Вот Вася гоняется за мухой, а та, поганка, жужжит и жужжит над ухом. Ни спугнуть, ни убить. Вот встречается с бывшей одноклассницей и подбивает к ней клинья, а та, экая досада, семью завела, и муженек новоявленному хахалю совсем не рад. Вот собирается как следует накатить с закадычным дружком детства, но его срубает прежде, чем Вася притаскивает из магазина очередную бутылку. Его мытарства по-своему печальны, поскольку никому нет дела до бесполезного великовозрастного балбеса, а длиннющие кадры, холодные цвета, повторяющиеся события лишь усиливают ощущение гнетущей рутины.
Но Давыдов, подобно Аки Каурисмяки и Джиму Джармушу, умудряется отыскать в этой монотонности скромную красоту повседневности, которая проясняет разум и очищает душу даже в те моменты, когда Василий получает по шапке от хулиганов или глушит водку пополам с колой, греясь у теплой печки. Ему некуда спешить. Нечем заняться. Не с кем переспать или просто поболтать. Он – классический лишний человек, который 20 лет гнался за хорошей жизнью, пытался покорить большой город и завести семью, а в итоге развелся, взвалил на плечи груз алиментов и вернулся на малую родину, где все о нем благополучно позабыли.
Тут бы и посочувствовать бедолаге, однако Давыдов не намерен вешать на Василия терновый венец великомученика. Напротив, он без конца помещает его в комичные, порой – откровенно абсурдные ситуации. Где находится место и черно-белому самопальному ужастику про Дракулу, и потрясающему диалогу о судьбе регионального кинематографа («когда это якуты снимали хорошее кино?»), и феерическим рекламным вставкам с участием самого режиссера, который с энтузиазмом продает парики и настойку из подснежников.
Балансируя между побасенкой потешной и адом кромешным – в одной сцене поддатым героям кажется, что за ними реально явился черт, – «Молодость» не скатывается в анекдот и не превращается в назидательную притчу. Собаки лают, снег хрустит, коровы мычат, половицы скрипят, а Давыдов под этот уютный аккомпанемент создает колоритную зарисовку о неприкаянной якутской душе, которой не хочется покоя. Будто пресловутая муха, никак не желающая угомониться, Василий продолжает набивать синяки да шишки, мерзнуть, голодать, даже гореть…
Но выглянешь в окно – и вот он, легок на помине, опять тащится куда-то сквозь беспросветную ночь. То ли потому, что с поразительным упорством надеется на якутский авось. То ли по инерции, по привычке, ибо сидеть на месте он в принципе не может. И как бы ни был извилист его путь, каким бы холодом ни веяло от фильма, ценой колоссальных усилий снятого в 56-градусный мороз, «Молодость» без молодости согревает надежнее любого костра. А заодно помогает встретить осень с распростертыми объятиями, без печали и сожалений.
Великая Отечественная война многие десятилетия остается важнейшей темой российских фильмов и сериалов. Но сегодня, когда будущее страны вновь под угрозой,…
Сценарист почти 40 фильмов. Художник-постановщик 20 картин. Актер, сыгравший более 70 ролей. Режиссер, поставивший в том числе оперу в La…
Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…
Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…
Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…
Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…