Рожденный в муках проект, ставший одним из главных поп-культурных событий нулевых.
К 20-летию российской премьеры «Хеллбоя» и грядущему релизу очередного перезапуска «КиноРепортер» вспоминает, как Гильермо дель Торо сотворил одного из своих самых известных монстров.
Хеллбой появился на свет практически случайно. В 1991 году Майк Миньола участвовал в создании рекламного буклета для одного из фестивалей комиксов. Иллюстратор нарисовал демона с именем Хелл Бой, написанном на его ремне, но развивать эту идею во что-то серьезное он не планировал. Однако первоначальная концепция персонажа и особенно его имя настолько приглянулись художнику, что тот решил рискнуть. Ранее Миньола работал над комиксами про известных супергероев, вроде Сорвиголовы и Бэтмена, поэтому теперь хотел придумать собственную историю, где бы все работало исключительно по его правилам.
Художник перебрал множество вариантов персонажа, включая целую команду из пяти героев, куда бы входил и получеловек/полудемон. Но позже он все же остановился на сольной истории. Хеллбой впервые появился в 1993 году, в комиксе, вошедшем в линейку San Diego Comic-Con Comics, а спустя полгода получил персональную публикацию в издательстве Dark Horse Comics. Дебютный сюжет с заголовком «Семя разрушения» и стал основой будущей экранизации.
Неординарная детективная история начала быстро завоевывать популярность, и вскоре слава Хеллбоя добралась до Голливуда. В частности, до режиссера Гильермо дель Торо. Он загорелся идеей перенести мир и героев Миньолы на широкий экран.
«Некоторые люди ищут Иисуса, а я нашел Франкенштейна. Причина, по которой я жив, умею ясно выражать свои мысли и наполовину вменяем, – это монстры. И это не притворство», – отметил постановщик.
Фильм про Хеллбоя мог появиться еще в 1990-х, но в то время Голливуд не был готов вложиться в проект по комиксам про какого-то странного демона. Особенно после провальных картин про Бэтмена от Джоэла Шумахера. Дель Торо безуспешно обивал пороги студий, но не терял надежды когда-нибудь взяться за приглянувшуюся историю. И такая возможность представилась в начале 2000-х, когда экранизации комиксов неожиданно для продюсеров стали постепенно завоевывать прокат.
«Блэйд» (1998) и «Блэйд 2» (2000), «Люди Икс» (2000) и «Человек-паук» (2002) помогли «Хеллбою» получить зеленый свет. Дель Торо слегка скорректировал сюжет оригинала, чтобы он достойно смотрелся в кино. Например, добавил любовную линию между Хеллбоем и Лиз Шерман, героиней Сельмы Блэр. Причем Миньола был совсем не против подобных вольностей, поскольку понимал, что комикс и фильм – это отдельные сущности.
Еще на ранних стадиях разработки режиссер определился с исполнителем главной роли – в образе Хеллбоя он видел только Рона Перлмана, с которым уже работал над хоррором «Хронос» (1993). К тому же за плечами актера имелся успешный опыт съемок в гриме в сериале «Красавица и чудовище» (1987–1990), где он блеснул вместе с Линдой Хэмилтон и завоевал «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль на ТВ в драме. Перлман поддерживал дель Торо, но поначалу не испытывал оптимизма по поводу их нового общего проекта.
«В течение семи лет он приходил на встречи с представителями студий и заявлял: «Рон Перлман». Но тогда я говорил Гильермо: «Это отличная идея, и да благословит вас Бог, я люблю вас за то, что вы поддерживаете эту идею, но она никогда не осуществится», – поделился актер.
К счастью для обоих, мечта режиссера все же начала сбываться. Хоть и не без трудностей. Студия всячески вставляла дель Торо палки в колеса. Сначала она подсовывала ему Вина Дизеля, который на тот момент уже снялся в «Черной дыре» (2000), «Форсаже» (2001) и «Трех иксах» (2002), то есть был личностью узнаваемой. Режиссер смог кое-как отбиться от предложенной кандидатуры. После продюсеры настаивали на изменении дизайна Хеллбоя. То им красный цвет не нравился, то дьявольские рога, то хвост. Но дель Торо был непреклонен и здесь. С горем пополам уладив все творческие разногласия, в 2003 году он наконец приступил к съемкам.
По разным данным, бюджет фильма варьировался от $60 млн до $66 млн, что было относительно скромно по сравнению с теми же «Людьми Икс» ($75 млн) и «Человеком-пауком» ($139). В «Хеллбое» режиссер сделал упор на практических эффектах, объяснив это своей любовью к пионеру покадровой анимации Рэю Харрихаузену, чье творчество послужило источником вдохновения не только для дель Торо, но и для многих других известных постановщиков.
Одним из самых сложных этапов было наложение грима, отнимавшее уйму времени. И Рон Перлман, и Даг Джонс, исполнитель роли Эйба Сапиена, перед выходом на площадку проводили в кресле визажиста по несколько часов. Джейк Гарбер, ответственный за феноменальный вид персонажей, лепил мышцы вручную, после прикреплял на основу множество отдельных частей и заканчивал работу покраской. Как позже заметил визажист, одному только Перлману он накладывал грим 86 раз, в несколько раз чаще, чем на его прошлых проектах. Актеры, безусловно, страдали, но от съемок у них остались исключительно положительные эмоции.
И даже полученная на площадке травма не убавила любовь Перлмана к проекту. Практически все трюки актер выполнял самостоятельно, но во время съемок сцены в метро он немного просчитался. Рон неудачно запрыгнул в вагон, который несся со скоростью около 70 км/ч, в результате чего сломал ребро. Актер продолжил отыгрывать сцену, но кто-то из членов съемочной группы заметил слезы на глазах Перлмана, и дель Торо отказался продолжать, пока Хеллбою не будет оказана помощь. На что артист возразил:
«Да, но это было всего одно ребро. У меня их гораздо больше».
Дель Торо завершил основные съемки за 130 дней, причем попутно они с командой успевали заниматься монтажом. Этап постпродакшена тоже прошел довольно быстро, и в марте 2004 года «Хеллбой» устремился на штурм кинотеатров. К несчастью, на его пути встали «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Некоторые кинотеатры отказались показывать фильм из-за слова Hell («Ад») в названии. Другие, в основном на консервативном юге США, продвигали фильм как Helloboy, чтобы избежать возможных обвинений в святотатстве из-за одновременного проката с лентой Гибсона. Отдельные владельцы кинотеатров и вовсе сняли фильм с показа во время Пасхи.
«Хеллбой» дель Торо получил положительные отзывы критиков и зрителей, хваливших своеобразие фильма по мотивам комиксов и уважение к оригиналу. Но в итоге лента слегка не дотянула до $100 млн в мировом прокате, что означало коммерческий провал. При таких результатах и речи не могло быть о продолжении, однако в дело вмешались домашние носители, которые в то время давали многим проектам дополнительную возможность окупиться. Зрители начали массово брать «Хеллбоя» напрокат и приобретать на дисках. По словам дель Торо, цифры на DVD в 2004-м и на Blu-ray в 2007-м оказались «колоссальными», даже превзойдя кинотеатральные сборы.
Этот успех позволил Гильермо приступить к съемкам сиквела, получившего подзаголовок «Золотая армия». Хеллбой вернулся в строй, чтобы вновь споткнуться о могучего конкурента. На этот раз оборону кинотеатров удерживал «Темный рыцарь», доминировавший как в домашнем, так и в мировом прокате. В таких жестких условиях сиквел «Хеллбоя» ухитрился собрать $168 млн при бюджете $85 млн, но этого не хватило, чтобы удовлетворить студию. Изначально дель Торо задумывал снять о Хеллбое трилогию, однако давать ему очередной шанс никто не собирался. Студия отменила и триквел, и спин-офф о принце Нуаде, а после получения «Оскара» за лучший грим убрала героя на полку. Хеллбой вернется на широкие экраны только спустя 11 лет, но уже без Гильермо дель Торо и Рона Перлмана.
Комментарии