Воин Дороги не заслужил такой участи.
С некогда отличными режиссерами в последнее время происходит что-то странное. Гай Ричи один за одним выстреливает фильмами сомнительного качества, недотягивающими даже до средних значений. Фрэнсис Форд Коппола наконец-то представил монументальный долгострой «Мегалополис», который, судя по всему, оказался претенциозным, неровным и сумбурным. Теперь список пополнился Джорджем Миллером, после блистательной «Дороги ярости» выпустившим обычный боевичок на вечер. И эта фатальная ошибка, вероятно, будет стоить жизни всей культовой франшизе.
В процессе написания «Дороги ярости» Миллер и сценарист Брендан МакКарти придумали не просто историю для фильма, а целый мир, работающий по своим правилам. Каждый аспект вселенной был скрупулезно продуман еще на этапе планирования. Причем многие наработки ушли либо в комиксы, либо в видеоигру, либо вовсе остались за кадром. Режиссер признавался, что написанных материалов хватит для создания потенциальных продолжений.
Идеи трансформировались в нарративный фундамент двух проектов – приквела про Фуриосу и нового фильма про Макса. Однако отчего-то Миллер и Warner Bros. решили, что поклонники больше жаждут ленту об однорукой воительнице, чем о молчаливом страннике. И потому следующей частью франшизы стал сольник Фуриосы. Первый спин-офф в серии и, скорее всего, последний.
Успех «Дороги ярости» объясняется целой совокупностью факторов. Зрители полюбили ее не столько за сильных героинь, выживающих в жестком мире мужчин. В картине был и головокружительный филигранный экшен, представляющий собой отточенный до автоматизма танец смерти. И мощнейший саундтрек, работающий в полной синергии с происходящим на экране. И большое внимание к деталям, еще глубже погружающим зрителей в безумный мир постапокалипсиса. Помните, как при просмотре «Дороги ярости» казалось, что песок буквально пробивался сквозь экран, а во рту отчетливо мерещился привкус металла и ржавчины? «Фуриоса» дарит послевкусие совсем иного рода.
Фильм встречает вас хаотичным вступлением, затем проносит по CGI-пустошам, чтобы в конце концов завершиться поэтичным, но бесформенным финалом. «Фуриоса» – это гимн искусственности. Вместо высокооктановых погонь и завораживающих трюков – вторичный нарисованный экшен с редкими вкраплениями удачных идей. Вместо ярких второстепенных персонажей – кривляющиеся клоуны. Вместо ритмичного, инфернального музыкального сопровождения – скудная пародия на него.
Если «Дорога ярости» была боевиком кропотливой работы, штучным экземпляром, то «Фуриоса» на его фоне выглядит как продукт, созданный нейросетями. Та же фальшивость и приторность картинки без какой-либо уникальности и постапокалиптической привлекательности. О чем еще говорить, если первая атмосферная сцена на натуре появляется почти через час после начала фильма?
Не спасает ситуацию и выбор Ани Тейлор-Джой на главную роль. Она совершенно не попала в образ Фуриосы, созданный Миллером, МакКарти и Шарлиз Терон, которая одним лишь взглядом могла передать всю боль героини. Даже под конец, когда мы видим Джой в знакомом образе воительницы, оригинальный вайб Фуриосы едва различим. При всем уважении к актрисе ей под силу вытянуть очередной фильм Роберта Эггерса, но не блокбастер подобного уровня. Все это прекрасно понимают. И зрители, которые пока не торопятся в кинотеатры. И Warner Bros., специально добавившая в название приписку «Хроники Безумного Макса» (надо же напомнить аудитории, что это вообще за проект) и взявшая Криса Хемсворта в помощь Тейлор-Джой.
Особенно досадно за могучего австралийца, вложившего всего себя в злодейскую партию. Хемсворт явно получал невероятное удовольствие, когда перевоплощался в Дементуса, этого наглого, незрелого, эмоционально нестабильного и по-своему очаровательного персонажа. Его драма, раскрываемая посредством действий и личных деталей, цепляет даже больше, чем основной конфликт фильма. Актер бесспорно исполнил свою лучшую роль, а его злодея по праву можно назвать одним из лучших антагонистов 2024 года.
К развитию мира «Безумного Макса» тоже нет никаких вопросов. Миллер буквально заваливает зрителей всевозможными дополнениями к основному лору: новые локации и банды, креативные транспортные решения, военные конфликты за Пустошь и внушительная предыстория старых героев. Одни персонажи получают неожиданное развитие, другим авторы восполняют пробелы в биографии, оставленные после «Дороги ярости». Тот же Несмертный Джо со своими военачальниками играет куда более значимую роль, чем можно было подумать по трейлерам.
Однако в целом «Фуриоса» не удалась – по нескольким причинам. Приквел уместнее бы смотрелся в многосерийном телеформате, где некачественная компьютерная графика была бы оправдана, а темп повествования не был бы настолько рваным. Тем более что сам фильм уже поделен на главы. Кроме того, было довольно опрометчиво лишать поклонников франшизы изобретательного и вручную созданного экшена, заменяя его на жалкую пародию.
Третья и ключевая причина провала – несвоевременность выхода. В этом виноват не столько Миллер, сколько Warner Bros., традиционно прозевавшая тренд 2010-х, когда франшиза была более привлекательна для женской аудитории. При этом снимать полной ответственности с режиссера не хочется. Никто не требовал от него прыжка выше головы, однако ленивый подход в итоге обрек ленту на статус посредственности.
«Фуриоса» – это одно большое сожаление. Сожаление, что приквел не удался. Сожаление, что лучшая роль в карьере Криса Хемсворта, скорее всего, останется незамеченной. Сожаление, что Джордж Миллер после производственного ада «Дороги ярости» оказался в режиссерском чистилище между корпорациями и свободой творчества. Сожаление, что один из лучших представителей своего жанра канет в Вальгаллу.
Прощай, Воин Дороги! Мы запомним тебя.
Комментарии