Продолжаем изучать самые масштабные фейковые франшизы, с которыми сталкиваются российские зрители. В последние годы кинотеатры наводнили десятки фильмов, заявляющих о родстве с известными хоррор-сериями: «Проклятие», «Астрал», «Паранормальное явление». Но на деле эти картины зачастую не имеют ничего общего с оригиналом. Мы решили определить самые востребованные франшизы, а заодно попытались разобраться, почему прокатчики выбирают тот или иной бренд для продвижения своих фильмов. Первую часть материала с лидерами списка вы можете найти здесь.
Еще одна франшиза Джеймса Вана и Ли Уоннела в нашем списке. Здесь, в отличие от «Заклятия», на первом плане Уоннел: он написал сценарий 4 фильмов серии и выступил режиссером 3-й части. «Астрал» – возвращение дуэта к маленьким бюджетам и духу инди-фильмов: после успеха «Пилы» Ван снимал студийные проекты, а Уоннел клепал сценарии новых похождений маньяка Джона Крамера. Заручившись поддержкой Джейсона Блума и его студии Blumhouse, режиссер и сценарист решили доказать всем, что они могут сделать новый хит без литров крови и сверхреалистичного насилия.
При бюджете в $1,5 млн «Астрал» заработал $100 млн и сделал Патрика Уилсона новой звездой хорроров. Секрет успеха фильма – в мастерском использовании богатого наследия жанра. Как и «Заклятие», которое вышло через 3 года, «Астрал» не переизобретает хорроры, а тщательно, с большой любовью, следует канонам классики. Эксперименты нужны критикам, а широкая публика хочет чего-то знакомого на новый лад – и «Астрал» полностью удовлетворяет эту потребность.
В «Астрале» было все, что нужно, чтобы удержать внимание зрителей. Были герои, которым хотелось сопереживать: многодетная семья Ламбертов (Патрик Уилсон и Роуз Бирн) готова на все ради спасения сына, которому не могут помочь врачи. Были колоритные персонажи второго плана (медиум Элиза в исполнении «королевы крика» Лин Шэй). Был запоминающийся демон. Были родовые тайны и понятный каждому посыл, что семья – это подвиг и ответственность. Наконец, был уместный клиффхэнгер в конце.
Идея с фамильным «проклятием» позволила выжать из франшизы 5 картин (5-я часть выйдет в июле 2023-го). За это время мы узнали предысторию не только семьи Ламбертов, но и опытного медиума Элизы. Несмотря на брюзжание критиков, «Астралы» стабильно собирают в прокате от $100 до $167 млн – и это притом что бюджет самых дорогих из них не превышает $10 млн. Пока среди продюсеров значатся предприимчивый Джейсон Блум и Орен Пели (см. ниже), серия будет жить. Так, уже заявлен спин-офф «Астрала» под названием «Связь», который поставит один из сценаристов «Лунного рыцаря» Джереми Слэйтер.
У нас нашли много способов достучаться до астрального измерения: кроме фильмов оригинальной франшизы, еще у 8 картин красуется заветное слово в заголовке. Ключом к потустороннему миру может стать порча, как в фильме «Астрал. Проклятие ведьм» (в оригинале – Two Witches, 2021). Может – диета, как в ленте «Астрал. Семейный обряд» (Family Dinner, 2022). Если фигурирует Норвегия, тогда точно виноват black metal («Астрал: Потомство», он же – Leave, 2022). Не повезло даже сервису видеоконференций Zoom: так Host (2020) превратился в «Астрал. Онлайн».
Общее у этих очень разных фильмов – только сверхъестественные силы, вторгшиеся в обычную жизнь. Хотя даже это не ко всем относится: «Астрал на улице Арлетт» рассказывает о маньяке, который донимает молодую пару с помощью камер видеонаблюдения. Никакой мистики в фильме нет, и называется он на самом деле «388 Arletta Avenue» (2011).
Единственное, что может объяснить принцип искусственного «родства» с «Астралом» в нашем прокате – мизерный бюджет фильмов. Ни один из упомянутых хорроров не отличается изобретательными локациями и не может похвастаться известными актерами. Пока что из всех фейковых франшиз, с которыми сталкивается российский зритель, фильмы с заголовком «Астрал» внушают меньше всего доверия.
В 2007 году дизайнер программного обеспечения Орен Пели решил повторить успех легендарной «Ведьмы из Блэр», которая за 8 лет до этого задала моду на мокьюментари-хорроры. Идея с имитацией любительских видеозаписей, запечатлевших ужасные события (так называемые found-footage), развязывала руки: любой мог снять свою историю даже на самую простую аппаратуру – было бы желание. Но началось все с того, что Пели просто хотел разобраться с чертовщиной, творившейся в его доме: по ночам там падали предметы и раздавались какие-то звуки, поэтому он установил в комнате камеру.
Скоро все прекратилось, но идея с видеонаблюдением так зацепила Пели, что он решил снять фильм. Мужчина нанял двух актеров, дал им по $500, и через неделю непрерывных съемок фильм был готов. Пели выступил режиссером, сценаристом, оператором и монтажером и еще сделал визуальные эффекты. Съемки обошлись всего в $15 тыс. – больше денег у Пели просто не было.
Премьера ленты на фестивале независимых ужастиков Screamfest не стала сенсацией, зато вскоре про фильм узнал тогда еще наемный работник Джейсон Блум – и тут началось. Купившая картину студия DreamWorks хотела переснять «Паранормальное явление» на профессиональное оборудование, но Пели и Блум уговорили боссов устроить тестовые показы. Тут-то и стало ясно, что простой камеры видеонаблюдения достаточно, чтобы люди в зале дрожали. После небольших переделок (за скромные $200 тыс.) в 2009 году «Паранормальное явление» вышло в прокат и заработало в 900 (!) раз больше собственного бюджета.
Главная причина – это очень дешевое в производстве кино. Даже «Ведьма из Блэр», любительский по сути фильм, стоил в несколько раз дороже – все из-за натурных съемок на природе. А для «Паранормального явления» оказалось достаточно нескольких комнат. Без сложных практических эффектов и компьютерной графики тоже можно обойтись. Главное в фильмах франшизы – идея вторжения сверхъестественных сил в наш домашний быт, когда мы наиболее беззащитны. Больше нельзя, как детстве, спрятаться от темноты под одеялом. Чтобы зритель это почувствовал, потребовалась камера видеонаблюдения.
Системы слежения, которые люди устанавливают у себя в домах, в «Паранормальном явлении» стали порталом в ад. Бесстрастность видеонаблюдения делает странные вещи еще страшнее: кажется, что ты и вправду стал свидетелем чего-то необъяснимого. Рядовые хорроры чересчур стараются нас впечатлить, поэтому используют музыку, необычные ракурсы, освещение и что только не.
«Паранормальное явление» же берет статичную камеру и показывает ужас как бы между делом, не пытаясь его преувеличить. И тут в игру вступает наше воображение, которое переплюнет любые кинематографические иллюзии. Пользуясь этим нехитрым приемом, Пели и Блум выпустили 7 фильмов: их суммарный бюджет – около $30 млн, суммарные сборы – почти $900 млн. Последний фильм, «Паранормальное явление: Ближайший родич», вышел в 2021 году.
У нас франшиза «Паранормальное явление» приросла 5 новыми фильмами. Чтобы избежать ненужных вопросов, прокатчики поменяли пару букв: получился заголовок «Паранормальные явления», к которому дописывают все, что угодно. Эти 5 картин далеки от визуального канона Пели: вместо статичных камер наблюдения мы имеем дело со стилизацией под репортажную съемку. При чем тут франшиза Пели, сказать сложно: логичнее было бы приписать эти ленты к вселенной «Ведьмы из Блэр».
Интонационно фильмы-побратимы «Паранормального явления» тоже выбиваются: вместо предельной серьезности оригинала – жанровый микс. Так, в двух фильмах речь идет о блогерах-шутниках: это «Паранормальные явления. Дом призраков» (в оригинале – Deadstream, 2022) и «Паранормальные явления. Отель призраков» (Mean Spirited, 2022). Видимо, прокатчики решили положиться на мотив проклятого дома, который использовал Пели. А вот в «Паранормальном явлении. Медиум» (на самом деле – просто «Медиум», 2021) нет даже этого. Вместо камерного фильма – мокьюментари-путешествие вглубь Таиланда, где местные божества вселяются в шаманов.
Ближе всех к франшизе Пели по антуражу недавний инди-хит «Скинамаринк» (в нашем прокате, понятное дело, «Паранормальные явления. Скинамаринк»). Это история двух маленьких детей, которые просыпаются посреди ночи и не могут найти своих родителей. От нечего делать брат и сестра включают телевизор и начинают ходить по дому, а в темноте в это время происходит что-то неладное. «Скинамаринк» использует тот же сеттинг (обычный дом) и время суток (ночь), что и «Паранормальное явление», но вместо бескомпромиссного жанрового аттракциона здесь сюрреалистическое путешествие сквозь детские грезы и страхи. Картина полтора часа держит в напряжении благодаря атмосфере жуткого чуда, хотя привычного сюжета в фильме нет.
(Продолжение следует)
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…