Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Франшизы, которых не было. Как фильмы становятся «родственниками» в российском прокате. Часть 1

Франшизы, которых не было. Как фильмы становятся «родственниками» в российском прокате. Часть 1

26 мая 2023 /
Франшизы, которых не было. Как фильмы становятся «родственниками» в российском прокате. Часть 1
«Заклятие» (2013)

Новые картины из вселенных «Проклятия» и «Заклятия», о которых даже не знают их создатели.

Любой продюсер мечтает создать успешную кинофраншизу, но получается у единиц. Зато, если франшиза запущена, остановить ее бывает непросто. В последние годы российский прокат наводнили десятки фильмов, заявляющих о своем родстве с известными хоррор-сериями: «Проклятием», «Астралом», «Паранормальным явлением» и другими. Но зачастую эти картины не имеют ничего общего с оригиналом. Мы решили определить самые масштабные фейковые франшизы, а заодно попытались разобраться, почему прокатчики выбирают тот или иной бренд для продвижения своих фильмов.

«Проклятие» (23 фильма)

Оригинал – «Проклятие» (Ju-On: The Curse, 2000)

Проклятие
«Проклятие» (2002)

Самая плодовитая франшиза современного российского проката зародилась в Японии, где знают толк в многосерийных ужасах. В 1998 году начинающий режиссер и сценарист Такаси Симидзу снял две 3-минутные короткометражки для телевизионного альманаха о призраках. Через пару лет он расширил историю до двух полнометражных фильмов, которые вышли сразу на домашних носителях. Мизерный бюджет заставил Симидзу проявить фантазию, и в итоге дилогия Ju-On: The Curse (с японского – «Проклятие злобы») стала хитом.

Минимальный набор локаций позволил режиссеру нащупать фирменный неспешный темп, а отсутствие дорогостоящих эффектов помогло сконцентрироваться на гриме. Зрители хвалили фильмы за вязкую атмосферу и жутких призраков, которых не прятали за кадром. В 2002 году Симидзу снял новую версию «Проклятия» для кинотеатров, которую заметили на Западе, – и началось. На сегодняшний день франшиза насчитывает 9 японских картин, 4 американских ремейка и один мини-сериал.

Почему франшиза стала популярной?

Проклятие
«Проклятие: Начало конца» (2014)

Симидзу заложил фундамент, на котором при желании можно построить все что угодно. Основа «Проклятия» – распространенный сюжет о мстительном духе, связанном с определенным местом. В оригинале это был дом в Токио, где ревнивый муж убил жену, сына и кота. Все, кто приходил туда, оказывались прокляты и вскоре умирали. Те, кто контактировал с этими людьми, – тоже. Так проклятие передавалось от одного персонажа к другому, а продюсеры выпускали все новые и новые продолжения.

Другая фирменная черта франшизы – Симидзу изначально задумывал свои фильмы как антологию. В оригинале 2000 года было 6 сюжетных линий с разными героями, которые разворачивались не в хронологическом порядке. Их объединял злосчастный дом и зародившееся там проклятие. Такая структура позволяла добавлять в сценарий любые истории и гарантировала разнообразие. Еще одна причина популярности – экономичность. Симидзу за гроши снял жанровый шедевр, а потом повторил свой успех: поставленный им же американский ремейк заработал почти $190 млн при бюджете $10 млн. Никаких навороченных монстров или хлопотных спецэффектов – только саспенс и грим.

Судьба франшизы в России

Привязанные к дому
«Привязанные к дому» (2021)

Заразное проклятие так впечатлило прокатчиков, что даже спустя 20 с лишним лет российский зритель все не может от него отделаться. Количество фильмов с заветным словом в заголовке, которые были официально доступны в РФ (в прокате и/или в онлайн-кинотеатрах), перевалило за два десятка. Эти ленты не имеют никакого отношения к франшизе Симидзу, а приписку «Проклятие» в названии им добавили российские локализаторы. Так ирландский хоррор «Ты не моя мать» (2021) превратился в «Проклятие. Ночь страха», британская картина «Привязанные к дому» (2021) стала «Проклятием мачехи» и т.д. В нашем прокате были «прокляты» мать, мачеха, ведьма, монахиня, черный паук, дом с прислугой и даже целая деревня.

Одержимость маркетингом доходит до абсурда. В России во франшизу «Проклятие» оказались включены фильмы из другой популярной хоррор-серии, которую тоже всячески раздувают, – «Заклятие» Джеймса Вана (см. ниже). Речь про спин-оффы о зловещей кукле (трилогия «Аннабель», 2014–2017) и демоне Валаке («Монахиня», 2018), которые получили понятно какую приписку в названии. Кроме того, внутри фейковой франшизы прокатчики придумывают свои мини-серии: никак не связанные фильмы оказываются одним из циклов (ненастоящим) большой хоррор-вселенной (тоже ненастоящей).

Легенда Ла Йороны
«Легенда Ла Йороны» (2022)

Так, у «Проклятия плачущей» появляется целых два «продолжения» – только в оригинале они называются «Легенда Ла Йороны» (2022) и «Безымянные дни» (2022). Та же история с фильмом «Проклятие. Дом с прислугой» и его как бы сиквелом «Проклятие. Дом с прислугой 2». На самом деле первая картина – из Таиланда и называется «Горничная» (2020), а вторая – из Индонезии, оригинальное название – «Спящие красавицы» (2023).

Почему прокатчики не стесняются так эксплуатировать бренд? Дело не только в банальном желании заработать, но и в особенностях франшизы Такаси Симидзу, которые развязывают руки. Архетипичный сюжет о злобном духе/нехорошем месте, лежащий в основе оригинального «Проклятия», встречается в каждом втором фильме ужасов. Мизерный бюджет, который Симидзу превратил в достоинство, – тоже родовая черта жанра. Нет денег на качественную графику и красивые локации? Считай, наследуешь японскому мастеру.

По-матерински
«По-матерински» (2021)

Последняя особенность «Проклятия», которая позволяет прокатчикам жульничать, – сходство с антологией. В фильмах серии и так все время появлялись новые персонажи, никак не связанные друг с другом. Так почему бы не добавить в эту киновселенную еще несколько историй? А вот уникальный визуальный стиль Симидзу и его характерное чувство саспенса никого не интересуют: найти ленты подобного рода сейчас сложно.

«Заклят(ь)ие» (11 фильмов)

 Оригинал – «Заклятие» (The Conjuring, 2013)

Заклятие
«Заклятие» (2013)

Джеймс Ван – уникальный режиссер: за 10 лет он вместе с Ли Уоннеллом запустил три успешные хоррор-франшизы – «Пилу», «Астрал» и «Заклятие». В каждой из них было не меньше 5 картин, у «Пилы» – и вовсе 10 частей. Самой прибыльной стала вселенная «Заклятие»: суммарные сборы 8 фильмов перевалили за $2 млрд. Франшиза основана на истории супругов-демонологов Эда и Лоррейн Уорренов, которые расследовали мистические события в Америке 1970-х. В первом «Заклятии» (2013) к паре обращается многодетная семья и просит избавить их от чертовщины, которая творится в новом доме.

Завязка банальнее некуда, но Ван сумел выжать из знакомого сюжета максимум. Ретро-эстетика и тщательно выстроенная драматургия напоминают о классике хорроров 1970-х вроде «Изгоняющего дьявола» или «Омена». Реальная историческая основа (насколько реальной может быть история демонологов-любителей) добавляет интриги: персонажам охотнее сопереживаешь, когда думаешь, что на их месте были настоящие люди. Кроме того, «Заклятие» – дорогое красивое кино: здесь и натурные съемки, и реквизит, и не последней величины артисты Вера Фармига и Патрик Уилсон. Главное же – это умение Вана так взвинтить напряжение, что зритель начинает вскакивать от любого скрипа.

Аннабель
«Аннабель возвращается домой» (2019)

Кассовый успех превратил «Заклятие» в трилогию, у которой появилось два официальных спин-оффа, разросшихся до самостоятельных серий. Первый – про демоническую куклу Аннабель (3 фильма). Второй – про одержимую монахиню (один фильм вышел, еще один на подходе). В оригинале ленты так и назывались – «Аннабель» и «Монахиня», что не помешало им заработать огромные деньги.

Кроме того, в 2019 году при участии Вана вышел хоррор «Проклятие Ла Йороны», в котором появились персонажи из вселенной «Заклятия». Сначала авторы утверждали, что их картина – часть франшизы. Потом принялись это опровергать. В итоге окончательный статус проекта так никто и не прояснил. Сейчас «Проклятие Ла Йороны» выглядит как попытка сыграть на популярности «Заклятия» с помощью пары пасхалок.

Почему франшиза стала популярной?

Заклятие 2
«Заклятие 2» (2016)

«Заклятие» – образцовый студийный хоррор, где все на своих местах. Здесь нет ничего лишнего, а то, что есть, работает как часы, благо опробовано несколькими поколениями режиссеров. При этом Ван и сценаристы добавили в классическое повествование свежие формальные решения вроде вездесущих камер наблюдения и микрофонов, на которые Уоррены записывают происходящее в проклятых домах. Традиционные способы нагнетания жути в «Заклятии» успешно соседствуют с псевдодокументальными элементами в духе «Паранормального явления», встряхнувшего жанр за несколько лет до этого.

Другой козырь фильма – центральные персонажи. Супруги Уоррен – не герои креста и сутаны, а обычные скромные трудяги, которые тратят на католическую бюрократию столько же времени, сколько и на борьбу с нечистью. Во многом «Заклятие» – производственная драма о ежедневном подвиге: немало сил и терпения нужно, чтобы получить разрешение на экзорцизм. Несмотря на все препоны, реальные Уоррены изучали паранормальную активность не один десяток лет, поэтому у сценаристов было достаточно материала для сиквелов.

Судьба франшизы в России

Маласанья, дом 32
«Маласанья, дом 32» (2020)

В нашем прокате вселенная «Заклятия» обзавелась 11 новыми картинами. Чтобы не брать грех на душу, локализаторы схитрили и заменили одну букву в названии, но бренд все равно узнается. Чаще всего в подзаголовках картин встречаются отсылки к каким-то постройкам: «Заклятье. Дом 32» (в оригинале – «Маласанья, дом 32», 2020), «Заклятье: 13-й этаж» («Слуги Сатаны 2: Причастие», 2022), «Заклятье. Дом тьмы» («Визит», 2023). Этим прокатчики как бы отдают должное оригинальной франшизе, где действие было сосредоточено вокруг нехороших мест. А вот «Заклятье. Наши дни», «Заклятье: Новый ритуал» и «Заклятье: Другая сторона» – уже неприкрытая манипуляция.

Такая экспансия отчасти объясняется производственным характером изначальной трилогии. В каждой части «Заклятия» персонажи расследуют новое происшествие: в послужном списке реальных Уорренов были десятки самых разных дел. Видимо, поэтому наши прокатчики без зазрения совести добавляют к тому перечню очередные сюжеты. Аналогичный принцип использовали и сами авторы «Заклятия» при построении своей расширенной вселенной. Так, события фильма «Аннабель: Сотворение» (вторая часть спин-оффа) происходят в 1955 году в США, а действие «Монахини» разворачивается в 1952-м в Румынии. Связь этих картин, прямо скажем, неочевидна.

Похоронное бюро
«Похоронное бюро» (2020)

Злоупотребление брендом, который построил Джеймс Ван, – это еще и попытка прикрыть изъяны. Оригинальное «Заклятие» и его спин-оффы – максимально традиционные ужастики, пусть и сделанные с филигранным мастерством. Значит, вывеску с заветным словом можно поместить даже на самый банальный фильм о злых духах – главное, чтобы его визуальный стиль не бросался в глаза.

«Традиционный» здесь оказывается синонимом слова «примитивный». Через мнимое родство с франшизой Вана безликие фильмы ужасов получают индульгенцию: теперь они как бы наследуют классической хоррор-стилистике 1970-х. Не баг, а фича.

Продолжение следует…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: