Кино

«Беглец», храбрец, по взрывам спец: Джерард Батлер против всех

Том Харрис (поругавшийся с бритвой Джерард Батлер) – матерый агент ЦРУ. Тайная миссия приводит мужчину в Иран, где ему предстоит ликвидировать секретные ядерные объекты. И все поначалу неплохо вроде бы складывается. Важная цель взлетает на воздух, а деятели из американского военного руководства довольно руки потирают. Рыльце у них, впрочем, в пушку. И у местных жителей нелегальные операции ЦРУ на Ближнем Востоке давно в печенках сидят. Вдобавок бедолага Харрис оказывается под прицелом, когда очередное задание не по плану идет. Выход один – мчаться стремглав на старую базу в Кандагаре (юг Афганистана), откуда его, если повезет, эвакуирует грузовой самолет.

Всегда приятно, когда уважаемый артист своим делом занят. Роберт Де Ниро, например, комфортно чувствует себя в мире кретинских комедий, напоминая периодически о былом величии шедеврами типа «Ирландца» или «Убийц цветочной луны». Джейк Джилленхол окончательно променял надрывные драмы на энергичные боевики, что вполне его устраивает, по всей видимости. А Лиам Нисон стал своим в доску в нише неказистых триллеров об отставных киллерах/спецагентах с трагичным прошлым. По его стопам идет и Джерард Батлер, что мы уже подмечали в рецензии на неожиданный хит российского проката с его участием, – олдскульное «Крушение».

53-летний британец прочно застрял где-то между классическим мейнстримом и второсортными боевичками категории Б. До лавр «Переводчика» или «Тайлера Рейка» Джерарду далековато. Но его последние проекты как актера и продюсера вроде того же «Крушения» или «Пропавшей» сняты куда компетентнее, скажем, продукции известного бракодела Рэндолла Эмметта (ответственен примерно за все плохие экшен-фильмы с Мэлом Гибсоном и Брюсом Уиллисом). Жаль только, что батлеровские ленты не могут на одном уровне балансировать. Ремесленном, безусловно, но крепком, почти талантливом. Поэтому рядом с однозначными достижениями («Гренландия», «Крушение») свежий «Беглец» смотрится не больно-то выигрышно.

Прежде всего он крайне долго и нерасторопно раскачивается. Какая-никакая движуха начинается через час, когда батлеровского героя разоблачают, и на пару с переводчиком Мохаммедом он пускается в бега. А до этого режиссер Рик Роман Во, автор упомянутой «Гренландии» и суровой криминальной драмы «Выстрел в пустоту» с Николаем Костер-Вальдау, намешивает натуральный шпионский винегрет с таким количеством ингредиентов, что поди в них разберись. Тут и ЦРУ, и MI6, и Талибан, и пакистанские разведчики, и таджикские повстанцы, и афганский спецназ, притворяющийся отрядами ИГИЛ.

Одни бородатые дядьки палят в других, пока самый крутой бородатый дядька, горе-агент Том Харрис, просто пытается успеть на дочкин выпускной, чтобы заодно бракоразводные документы подписать. Хочешь у Лиама Нисона эстафету принять – изволь до победного нести крест нерадивого папы и невнимательного супруга, который, возможно, получит заветный «последний шанс» все исправить.

Еще здесь есть чересчур любознательная журналистка, которую крадут угрожающие типы в масках, поскольку она слишком много знает. И вроде как главный антагонист Харриса, полфильма колесящий по пустыне на байке, чтобы секунды за три слиться в финальной перестрелке. И похищенная сестра жены переводчика Мохаммеда.

Что за жена, что за сестра, зачем похитили ее, когда вернут? Да кому какая разница, словно отмахиваются Рик Роман Во и сценарист-дебютант Митчелл ЛаФорчун. На все вопросы, которые могут возникнуть во время просмотра, они отвечают приблизительно так же, как в великом диалоге Тома и Мохаммеда: «Беги. –Куда? – Просто беги». С одной стороны, народная мудрость «просто потому что» нередко берется на вооружение авторами боевиков, которые частенько не дружат с логикой и сложным умозаключениям предпочитают опыт чисто эмоциональный. Но, с другой стороны, «Беглец» и эмоций-то особых не вызывает. Да, взрывы эффектные. Да, Батлер с помощью прибора ночного видения в кромешной темноте лихо вертолет расстреливает. В общем-то, на этом все.

А еще смущает, как лента путается в показаниях. Изначально в ней между строк прямо-таки антиамериканский посыл читался – вот, дескать, наворотили негодяи из ЦРУ сущий бардак, а честный гражданин Харрис в нем вынужден разбираться. И никто за Тома не вступится ведь: выпутывайся, братец, как знаешь. «Мы – пешки в большой игре», – скорбно произносит раскрытый агент. Сколько боли в этих словах, трагизма, неутоленной тоски! Но в финале те самые «белые воротнички», что всю дорогу хладнокровно наблюдают за харрисовской беготней из безопасных кабинетов, все-таки решают вмешаться и мигом превращаются из коварных комбинаторов в славных парней, которые своих не бросают.

Можно, впрочем, проигнорировать факт подобной «переобувки». И закрыть глаза на то, как неумело создатели «Беглеца» завершают и без того неуклюжие арки: то, что ближе к концу вытворяет боевой товарищ Харриса с лицом Трэвиса Фиммела из «Варкрафта», заставляет лишь плечами пожать в абсолютном недоумении. Но и без того в зыбком мареве средь афганских песков маячит скверно написанное, предсказуемое, грубо слепленное кино с персонажами-схемами и будто сгенерированными нейросетью диалогами, которому отчаянно недостает глотка свежего воздуха.

В Голливуде вон восставшие сценаристы с транспарантами маршируют да права активно качают. Но никто не боится почему-то, что однажды и зрители взбунтуются. А зря! Ибо никакого терпения не хватит до морковкина заговенья дурацкие истории выносить.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

5 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

6 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

8 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

10 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

12 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

15 часов назад