Кино

«Достать ножи: Стеклянная луковица». Злая сатира на богачей в обертке курортного детектива

Заходят в бар губернатор (Кэтрин Хан), ученый (Лесли Одом-мл.), инфлюэнсер (Дэйв Батиста) и экс-супермодель (Кейт Хадсон). А миллиардер Майлз Брон (Эдвард Нортон) им и говорит: айда ко мне на частный остров. Будем напитки всякие смаковать и загадки разгадывать. Да не просто детские шарады решать, а тайну загадочного убийства раскрывать. От такого предложения, конечно, грех отказываться. Никто и не отказался. Заодно в эту пеструю компанию затесалась бывшая коллега Майлза по бизнесу (Жанель Моне), которая давно точит на него зуб, и лучший в мире сыщик Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг) – без интриг и преступлений мужчина натурально зачах.

Вот завязка сиквела хитового детектива «Достать ножи», получившего подзаголовок «Стеклянная луковица». Так именовался кабак, где перечисленные леди и джентльмены когда-то зависали. А затем богатей Майлз, основатель раскрученного технологического гиганта Alpha, назвал в его честь до нелепости роскошное поместье. Над которым возвышается купол в виде огромной… стеклянной луковицы. Выглядит она смехотворно. Зато всецело отвечает потребностям Майлза пустить окружающим пыль в глаза. Как и сами приглашения на вечеринку, старательно упрятанные в коробки с разными хитроумными механизмами, рычажками и шифрами.

Бодрый опенинг, где гости копаются в этих коробках и гадают, что же затеял их изобретательный приятель, внушает надежду на достойное продолжение банкета. Но постепенно азартный блеск в глазах тухнет, а восторженная улыбка сменяется недоуменной гримасой. Предыдущая часть «Достать ножи» действительно напоминала шкатулку с секретом. Разберешься с одной задачкой – и тут же выясняется, что где-то припрятано скрытое дно, или потайной отсек, или остроумная головоломка. А потом, будто чертик из табакерки, вылетает откуда ни возьмись кулак на пружинке и махом опровергает твои догадки, явившиеся во внезапном озарении. Ну а в «Достать ножи 2» убийство происходит только через час. Что, кажется, поздновато для детектива, где именно ради убийства герои и собрались.

Но дело в том, что «Стеклянная луковица» – не совсем детектив. Да, здесь в лучших традициях Агаты Кристи присутствует группа не самых приятных людей со скелетами в шкафу. У каждого непременно найдутся причины пожелать смерти тому, кого режиссер и сценарист Райан Джонсон решил приговорить, а сыщику Бланку придется со вздохом разочарования отложить коктейль и взяться за расследование. Однако в первую очередь этот фильм – куда более акцентированная сатира на причуды богачей, чем оригинальная лента, где подобные мотивы тоже играли важную роль. В конце концов, именно сиделка Марта с личиком Аны де Армас оставила чванливых представителей семейства Тромби у разбитого корыта. Помните кадр, где она красуется на балконе, а те смотрят на нее снизу вверх и не могут смириться со своим поражением?

Большинство персонажей «Достать ножи 2» вращаются в высших кругах, но интеллектом не блещут. Чего стоит хотя бы блогер в исполнении Дэйва Батисты, борющийся за права мужчин. Или сам Майлз, который хочет прослыть тонким ценителем искусства и даже арендует из Лувра «Мону Лизу», но не знает, как правильно повесить на стену картину абстракциониста Марка Ротко. Его затея с «загадочным убийством» оборачивается крахом. Денег у этого сибарита куры не клюют, но уважать его не за что. То есть на протяжении почти двух с половиной часов Джонсон дотошно рассказывает, показывает и доказывает, какой этот Майлз Брон редиска. А в довершение всего еще и Бланк прямым текстом заявляет, что богач – полный кретин.

Догадливые зрители распознали в подобных намеках издевку над Илоном Маском, который в последние месяцы вел себя как законченный Гринч и не заслужил от Санты подарков на Рождество. Но дело в том, что «Достать ножи 2» едва ли затевались как шпилька в адрес Маска и вообще кого-то конкретного. Съемки завершились в сентябре 2021-го, а события разворачиваются в условиях пандемии коронавируса. Бланк, собственно, мается от скуки на самоизоляции, валяется в ванне и беседует по Zoom с Анджелой Лэнсбери и Стивеном Сондхаймом. А незадолго до поездки на остров в кадре появляется Итан Хоук с косичкой и впрыскивает визитерам вакцину. Пандемия, стало быть, вполне реальна. Объект нападок же скорее абстрактен. Капиталисты, нувориши, магнаты – называйте как угодно.

В общем, основная идея «Стеклянной луковицы» считывается моментально и на оригинальность не претендует. Мужественность и благородство не идут в комплекте с солидными суммами на банковском счете. Те же отравляют все хорошее, что когда-то имелось в (анти)герое, который в итоге выглядит нелепо и жалко. Вызывая не сочувствие, а презрение. Рубен Эстлунд в недавнем «Треугольнике печали» высказался на эту тему куда более провокационно и ярко. Джонсон же вновь собрал голливудских звезд, нарядил их в безупречно стильные костюмы и заставил зубоскалить на модные темы вроде феминизма и NFT на фоне отлакированных до блеска декораций. Но в интригующую историю, увы, их треп не сложился.

Впрочем, не все так печально. Если результат скорее обескураживает, то сам процесс знакомства со «Стеклянной луковицей» способен доставить немало удовольствия. Если, конечно, заранее смириться с тем, что откровений не будет. Упомянутые Лэнсбери и Сондхайм, которым посвящена картина, – лишь верхушка затейливого айсберга, сконструированного из массы камео, цитат и пасхалок.

Бланк в ванне рубится в игрушку Among Us, прогремевшую как раз во время пандемии. Одна из его Zoom-собеседниц Наташа Лионн напоминает о сериале Райана Джонсона «Покерфейс», который выйдет в конце января. Раздающийся на острове бой часов озвучил Джозеф Гордон-Левитт. На рекламном плакате оживает Серена Уильямс. К придуманной Броном детективной загадке прикладывает руку Гиллиан Флинн, а Джаред Лето и Джереми Реннер атакуют Майлза бизнес-идеями, чтобы он спонсировал производство их комбучи и острого соуса.

С одной стороны, копаться в этом чертовски занимательно. Порой так и тянет скопировать мем с Леонардо ДиКаприо из «Однажды в… Голливуде», где Рик Далтон тычет пальцем в экран, и воскликнуть: вау, да ведь в этом флешбэке Эд Нортон косит под Тома Круза в «Магнолии»! С другой – за 139 минут сие развлечение приедается, и у финишной черты «Стеклянная луковица» буксует и как детектив, и как трагикомедия о пороках рода человеческого. Первая часть «Достать ножи» не стеснялась своей старомодности. Напротив – в ней-то и крылось ее ностальгическое обаяние. Сиквел отчаянно пытается выглядеть современно, но все равно кажется запоздавшим и неактуальным.

«Сейчас все стали прогрессивными до невозможности», – устами роскошной Кейт Хадсон заявляет томная дива Берди Джей. И звучит эта фраза отнюдь не как комплимент. В точности то же самое легко сказать и о «Достать ножи 2», где знаменитый Бенуа Бланк куда органичнее смотрится на фоне залитого солнцем бассейна, чем на закапанном кровью месте преступления. Невольно начинаешь скучать по устрашающим фальшивым усищам Кеннета Браны в роли Эркюля Пуаро, которому удалось-таки превратить «Смерть на Ниле» в захватывающее зрелище. А Дэниэл Крэйг даже в рекламе водки от Тайки Вайтити выглядел более заинтересованным, чем на этом гламурном курорте, где все друг друга ненавидят. Ножи можно убирать. Похоже, очередная франшиза выдохлась, не успев толком раскрутиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Уэс Андерсон – о хаосе, театральности и черно-белом кино

О собственном стиле Возможно, прозвучит странно, но мне действительно не кажется, что я выбрал какой-то определенный стиль. Стиль – это…

12 часов назад

«Жадно смотрю в сейчас»: Интервью Аллы Сигаловой

Хореограф, танцовщица, режиссер, актриса, участница многочисленных телешоу – в каких только качествах мы не знаем и любим Аллу Сигалову. А…

17 часов назад

«Летучий корабль» отправится в новое плавание

Сказочный фильм-мюзикл «Летучий корабль» получит продолжение. Об этом рассказал продюсер Алексей Учитель: по его словам, премьера сиквела намечена на 2026…

18 часов назад

Джереми Аллен Уайт: Бунтарь и причины

Джереми Аллен Уайт похож одновременно на Джеймса Дина и Боба Дилана. Да и играет, как правило, харизматичных бунтарей с темным…

23 часа назад

«Севильский цирюльник» на Новой сцене Театра имени Вахтангова

На Новой сцене Театра имени Вахтангова еще одна громкая премьера: «Севильский цирюльник» по пьесе Бомарше. Идею постановки режиссеру Геннадию Шапошникову…

2 дня назад

Где мой ястреб, чувак? Чудные факты о Уэсе Андерсоне и его фильмах

1 мая кудесник Уэс Андерсон отмечает 55-летие. Но мы не собираемся в очередной раз петь дифирамбы его уникальному стилю, симметричным…

2 дня назад