Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Жизнь искусства в 13 живописных картинах

Жизнь искусства в 13 живописных картинах

26 октября 2023 /
Жизнь искусства в 13 живописных картинах

В честь Дня художника «КиноРепортер» собрал байопики о художниках, которые изменили мир.

По случаю Дня художника, он же – день рождения Пабло Пикассо, мы решили собрать самые вдохновляющие биографические ленты о великих художниках. В том числе, конечно же, и о Пикассо. А еще – о Микеланджело и Моне, Рублеве и Мунке, Рембрандте и многих, многих других.

«Андрей Рублев» (1966)

Андрей Рублев (1360–1428/30) не только одно из главных имен в истории русского искусства, но и важная фигура в истории в целом. Работы художника стали образцом иконописи в период самого ее расцвета в XV веке. Самой известной иконой Рублева считается «Троица», однако он успел создать фрески Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и икону «Умиление» Успенского собора во Владимире и в ряде других православных храмах и монастырях.

Собственный взгляд на жизнь Рублева изложил в своем втором полнометражном фильме Андрей Тарковский. Картину сначала жестко раскритиковали в СССР – теперь же ее называют едва ли не самой важной работой режиссера. Трехчасовая лента охватывает 25 лет из жизни Рублева, о которой, впрочем, практически нет сведений. А потому картина «Андрей Рублев» – это в первую очередь попытка воссоздать и понять духовный мир художника, чье имя канонизировала РПЦ.

«Леонардо» (2021)

Леонардо да Винчи (1452–1519) был невероятно разносторонним творцом и ученым: его открытия в области анатомии заслуживают не меньшего внимания, чем пресловутая «Мона Лиза». Более того, Леонардо был прекрасным конструктором, который мог и спроектировать летательный аппарат, и создать новый музыкальный инструмент. Словом, подобных да Винчи гениев история практически не знает.

Есть одна проблема: достойного байопика о нем еще не сняли. Однако есть как минимум две любопытные попытки проанализировать творчество художника и его таинственную личность. Игровой сериал «Леонардо» с Эйданом Тернером в главной роли рассказывает биографию с точки зрения детективной истории, случившейся с натурщицей Катериной да Кремона. А фильм «Неизведанные миры» (2019) так и вовсе похож на эксперимент, о котором даже создатели не могут четко сказать, удавшийся он или нет. Одно понятно: воссозданные при помощи современных технологий картины да Винчи выглядят на экране довольно странно.

«Грех» (2019)

«Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его», – Микеланджело Буонаротти (1475–1564).

Он настолько известен и велик, что его называют только по имени – Микеланджело. Скульптор, создавший идеального Давида, художник, расписавший Сикстинскую капеллу (среди фресок которой – «Сотворение Адама» 1511 года), его стихи легли в основу произведений Рихарда Штрауса и Дмитрия Шостаковича, а в качестве архитектора он участвовал в создании собора Святого Петра в Ватикане и библиотеки Лауренциана во Флоренции…

Список, словом, длинный и впечатляющий. Неудивительно, что первая биография была написана еще при жизни художника. Но большой талант – это тяжелая ноша, а потому в жизни Микеланджело было немало испытаний. Он пережил 13 римских пап, 9 из которых делали у него заказы, а за преданность творца боролись самые влиятельные семьи Италии. Об этом, а также о творческом пути и метаниях Микеланджело Буонаротти рассказывает «Грех» Андрея Кончаловского.

«Тайны «Ночного дозора» (2007)

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1969) – пожалуй, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. У него была масса учеников и последователей, светотень его исполнения возведена в канон, а эмоциональной выразительности, какую открыли его полотна, история доселе не знала. Удивительно, что Рембрандту посвящен лишь один байопик, и тот сосредоточен на создании «Ночного дозора».

По сюжету, Рембрандт берется написать картину с портретом роты городского ополчения и в процессе работы выясняет, что смерть прежнего капитана была запланированным убийством. Намеки на преступление художник зашифровывает в картине, чем навлекает на свою семью серьезные проблемы.

Питер Гринуэй смог воспроизвести этот эпизод из жизни Рембрандта так, что его фильм сам выглядит как холст – со светотенью, нужным градусом драматизма и прекрасной актерской игрой (Мартин Фриман исполнил главную роль). А вслед за игровой лентой 2007 года режиссер выпустил еще и документальный проект «Рембрандт: Я обвиняю» (2008), в котором буквально на атомы разбирает знаменитое полотно художника «Ночной дозор» (1642).

«Портрет красивой девушки» (2008)

Син Юн Вок (1758 – неизв.) по прозвищу Хевон – художник эпохи Чосон, практически единственный, кому в южнокорейском кинематографе посвящены игровые проекты. Многие историки считают, что Син была женщиной, а потому внимание ее фигура привлекает куда большее, чем целый ряд мужчин-художников того же временного периода. Но мы сосредоточимся именно на полнометражном проекте, где Син Юн Вок не просто художница, но и невероятно яркая личность, чья страсть и любовь оборачиваются настоящей бедой.

Зарождалось изобразительное искусство в Корее VI века под влиянием искусства Китая, где местные художники заимствовали техники и стили. Но, увы, традиционная корейская живопись как жанр практически была уничтожена во время Японского колониального периода (1910–1945). Вероятно, поэтому игровых, равно как и документальных проектов о корейских художниках, совсем мало. Среди них можно выделить байопик «Штрихи огня» (2002), посвященный жизни художника эпохи Чосон по имени Чан Сын-оп, или Овон – и сериал «Рисующий ветер» (2008), где вышеупомянутый Син Юн Вок представлен мужчиной.

«Хокусай» (2020)

Его имя знает даже тот, кто искусством не интересуется вовсе, а «Большая волна в Канагаве» давно растиражирована на принтах для футболок из массмаркета. Сложно поверить, что Кацусика Хокусай (1760–1849) жил несколько столетий назад: его «Волна» продолжает захлестывать массовую культуру, как если бы он работал по соседству с Уорхолом.

Хокусай не просто так стал самым известным японским художником далеко за пределами своей страны: он был тем самым бунтарем, который отказывался творить в традиционном жанре укиё-э. Вместо этого Кацусика прорабатывал собственный стиль, совмещая элементы европейской живописи (как перспектива) и приемы японских школ Римпа и Тоса. Фильм «Хокусай» рассказывает, как творец отыскал свой стиль, что предшествовало созданию «Большой волны» и чем он занимался после того, как прославился.

Кстати, творчеству Кацусики Ои, дочери художника, посвящен отдельный аниме-проект: «Мисс Хокусай» (2015). Если верить сюжету, некоторые из картин, которые выставлялись потом под именем Хокусая, написала именно Ои.

В то же время, что и Хокусай, творил другой известный японский художник Китагава Утамаро (1753–1806). Его творчество – гравюры в том самом традиционном стиле укиё-э – было в первую очередь сосредоточено на женской красоте, а самой знаменитой его работой стала «Красавица Нанивая Окита» (1795–1796). Источнику вдохновения художника и его прекрасным музам посвящен фильм «Мир Утамаро» (1977).

«Импрессионисты» (2006)

Оскар Клод Моне (1840–1926) – основоположник импрессионизма, практически первого протестного направления в искусстве. Именно он создал технику создания пейзажей при помощи экспрессивных мазков – без глубины, зато мощных и ярких, способных передать зрителю сиюминутное состояние природы. Свобода была главным принципом творчества Моне, хотя сам он не написал ни одного манифеста. Его наиболее известные произведения – «Впечатление. Восходящее солнце» (1872), «Бульвар Капуцинок» (1873) и «Вокзал Сен-Лазар» (1877). Хотя наибольшее место в его творчестве все-таки, как ни странно, занимают «Кувшинки»: 250 картин, кто бы мог подумать.

Несмотря на то, что сериал «Импрессионисты» основан на архивных письмах, записях и интервью, он не числится в списке байопиков Клода Моне. Однако это единственный игровой проект, в котором хоть как-то освещается жизнь художника. За исключением снятой для телевидения драмы «Моне. Тень и свет» (1999), которая вкратце освещает уроки, которые Моне дал своему ученику Даниэлю Фонтейну.

«Эдвард Мунк» (1974)

Норвежский художник Эдвард Мунк (1863–1944) был одним из первых представителей экспрессионизма наряду с Джеймсом Энсором и Винсентом Ван Гогом, которому «КиноРепортер» посвятил отдельный материал. Его картина «Крик» (1893–1910) стала олицетворением сильнейших человеческих эмоций в XX веке и основой для многочисленных мемов в XXI (что тоже считается за успех). Что до других экспрессионистов, то фигура Ван Гога, например, так часто возникает в кино, что за Мунка становится обидно.

И все-таки есть один байопик – «Эдвард Мунк» документалиста Питера Уоткинса, который даже самого Ингмара Бергмана привел в восторг. Мастер так и сказал: «Работа гения» – вероятно, потому, что  фильм в первую очередь ярко иллюстрирует творческий процесс как таковой. А реконструкция событий жизни Мунка в период его становления в псевдодокументальной манере в течение 3,5 часа буквально погружает в мир художника, как если бы это был не игровой фильм. Даром что в кадре только непрофессиональные актеры.

«Прожить жизнь с Пикассо» (1996)

Имя Пабло Пикассо (1881–1973) буквально ассоциируют с кубизмом: именно его картина «Авиньонские девицы» (1907) знаменует начало истории этого направления. При этом в разные периоды творчества художник творил в разных стилях – от классических портретов, как «Портрет матери» (1896), до масштабных кубических полотен, как антивоенная «Герника» (1937). Пикассо были подвластны самые разные материалы и техники: он не только писал картины, но и создавал скульптуры, керамику и даже театральные декорации.

Биографический фильм «Прожить жизнь с Пикассо», основанный на книге Арианны Хаффингтон «Пикассо: Создатель и разрушитель», рассказывает в первую очередь об отношениях художника. На экране по очереди появляются его музы, любовницы, жены и соратницы – от Франсуазы Жило и Ольги Хохловой до мадам Пикассо и Жаклин Рок, картина раскрывает личность Пабло с той стороны, которая ни одному искусствоведу не доступна. Кроме того, у байопика очень любопытный каст: Энтони Хопкинс сыграл самого Пикассо, Джулианна Мур – его любовницу Дору Маар, а Доминик Уэст – сына.

«Отголоски прошлого» (2008)

Кадр из фильма «Отголоски прошлого» (2008)

Сальвадор Дали (1904–1989) – лицо сюрреализма, он сам так и говорил: «Сюрреализм – это я». Его жизнь полна странных событий, чудаковатых выходок и порой действительно необъяснимых решений. Но в первую очередь он гениальный творец: художник, режиссер, скульптор, график и писатель. Его перу принадлежит знаменитая картина «Постоянство памяти» (1931), доступно изображающая нелинейность времени.

Байопик «Отголоски прошлого» застает юного Сальвадора в Мадриде 1922 года: ему 18, и он готов покорить весь мир. Он встречает такого же юного поэта Федерико Гарсиа Лорку и начинающего режиссера Луиса Бунюэля. Все трое – революционеры в своем деле, и кажется, что для них просто не существует границ. Однако жестокая история XX века раз за разом разводит друзей по разные стороны – океана, отношений и баррикад. Роль Дали в фильме исполнил Роберт Паттинсон – и премьера состоялась еще до злополучных «Сумерек» (2008), которые надолго заперли актера в амплуа вампира-романтика.

«Поллок» (2000)

Он был первым американским авангардистом: Джексон Поллок (1912–1956) разбрызгивал, а то и разливал краску по холсту, используя силу всего тела для создания изображений. Одни критики восхищались его творчеством, другие смеялись над случайно созданными образами, однако влияние Поллока невозможно отрицать: он стал идеологом абстрактного экспрессионизма, который продолжает успешно существовать по сей день. Его картина «Номер 5» стала одним из самых дорогих полотен в мире.

К сожалению, художник прожил короткую жизнь: у него были проблемы с алкоголем, чему только способствовало творческое затворничество. Не помог Поллоку и психоанализ, которым он вдохновлялся для создания своих работ. Байопик о жизни творца, основанный на биографической книге «Джексон Поллок, американская сага», стал первой режиссерской работой Эда Харриса. Актер не только снял картину «Поллок», но и сам сыграл главную роль – и, надо сказать, другого на его месте представить нельзя.

«Фрида» (2002)

«В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего», – Фрида Кало.

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (1907–1954) – таинственная фигура с мрачным прошлым. Когда она была совсем юной, авария навсегда изменила и ее быт, и ее мировоззрение. А потому ее творчество пронизано болью, пропитано кровью и напоминает о вещах, про которые мы не хотим говорить в повседневной жизни. И ни на одном портрете Фрида не улыбается. Несмотря на то, что долгое время художница скрывалась в тени своего мужа – знаменитого художника Диего Ривера, она не сумела зарыть свой талант.

Есть ряд игровых и документальных фильмов, посвященных жизни художницы, но самый яркий из них, пожалуй, «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Байопик освещает все важные моменты жизни художницы от злополучной аварии и брака с Ривера до связи со Львом Троцким и первой персональной выставки. И помимо того, что это практически единственный байопик о женщине-художнике, он еще и невероятно красивый: «Оскар» за грим и саундтрек, а также «Золотой глобус» за саундтрек и BAFTA за грим прилагаются.

«Я соблазнила Энди Уорхола» (2006)

Кадр из фильма «Я соблазнила Энди Уорхола» (2006)

Энди Уорхол, или Эндрю Уорхола (1928–1987) перевернул мир искусства с ног на голову и наклеил на него этикетку. Созданные им изображения консервной банки с томатным супом «Кэмпбелл» и трафаретный портрет Мэрилин Монро теперь практически у каждого обывателя ассоциируются с американской культурой середины XX века. И по сути, с активным участием Уорхола поп-арт стал практически равен массовой культуре. Кроме того, в 1960-е он был продюсером и менеджером культовой музыкальной группы The Velvet Underground, которая и сама впоследствии стала культурным феноменом. Вот только он не на мир искусства повлиял, а на мир моды…

Байопик «Я соблазнила Энди Уорхола» в первую очередь рассказывает о проекте «Фабрика», где художник познакомился со своей музой Эди Сэджвик. Увы, их творческая и любовная связь не сыграла парочке на руку: Эди погибла из-за наркотической зависимости, так и не добравшись до вершины карьеры. Что в целом на фигуре Уорхола почти не отразилось.

Есть также биографический фильм «Я стреляла в Энди Уорхола» (1995), но в нем центральное место занимает Вэлери Соланас, чью рукопись творец умудрился потерять. Это отдельная история о пути феминизма в искусстве XX века, и ее мы оставили за кадром.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: