Психованные сектанты, роботы-убийцы, кулинарная драма, хоррор по Лавкрафту и самурайский вестерн.
Имя Николаса Кейджа в последние годы окончательно перестало ассоциироваться с громкими голливудскими проектами. Впрочем, он и в статусе отщепенца чувствует себя комфортно. Большинство новых фильмов с участием Кейджа – экзотические звери, которых можно загнать в клетку отдельного, уникального жанра «кейджсплотейшн». «КиноРепортер» с пристрастием изучил его и выбрал 5 отличных картин последних лет, где Николас срывается с цепи и пускается во все тяжкие.
«Мэнди» (2017)
Избранные работы режиссера Джорджа П. Косматоса обрели небольшую, но преданную армию фанатов. Взять хотя бы стильный боевик с Сильвестром Сталлоне «Кобра» или вестерн «Тумстоун» с Вэлом Килмером и Куртом Расселом. За плечами Косматоса-младшего, Паноса, пока лишь два фильма, зато каждый из них заслуженно считается культовым в киноманских кругах. А «Мэнди» вдобавок является идеальным воплощением того, что принято называть Cage Rage: чистейшей, ничем не замутненной ярости, испепеляющей все на своем пути.
Как и другие ленты в нашей подборке, «Мэнди» доказывает очевидную истину. Не зли Кейджа – и останешься цел. Психованным сектантам из триллера Косматоса это правило явно не знакомо. Они призвали на подмогу демонических байкеров, похитили женщину героя, накачали ее наркотиками и подвергли ритуальному сожжению. Кейдж сбегает из плена, дурным голосом орет, сидя на унитазе, а затем хватает арбалет, выковывает топор (!) и выходит на тропу войны. Рубит головы, ломает шеи, голыми руками в лепешку сдавливает черепа… В общем, ни в чем себе не отказывает.
Этот этюд в багровых тонах порой тянется мучительно долго, но падение в его бездну погружает в состояние инфернального дзена. К нему нужно присматриваться, прислушиваться, принюхиваться, будто к диковинному животному, в надежде рано или поздно вступить в диалог. Фильм источает вселенскую тьму, и под аккомпанемент тревожно пульсирующего саундтрека чувствуешь себя беспомощным пассажиром дьявольского пикапа, мчащего прямиком в ад без остановок. Только и остается, что с разинутым ртом наблюдать за дуэлью на бензопилах и уворачиваться от бьющих во все стороны кровавых фонтанов.
«Цвет из иных миров» (2019)
На первый взгляд, герой Кейджа в этом хорроре по одноименному рассказу Говарда Филлипса Лавкрафта далек от чего-то экстраординарного. Кейдж играет каноничного, даже стереотипного хорошего семьянина: обожает готовить и служит ходячей рекламой унылых стариковских джемперов. А еще он выращивает альпак на старой ферме, затерянной в американской глуши. С учетом специфики последних ролей Кейджа столь примерное поведение кажется куда более безумным, чем яростные разборки с сектантами. Позднее, правда, все возвращается на круги своя. В окрестностях фермы приземляется некий загадочный объект из космоса, после чего в округе происходит всякая чертовщина.
«Цвет из иных миров» начинается как консервативная семейная драма с участием усталых родителей и трудных подростков. Но чем дальше, тем больше фильм слетает с катушек и выруливает в сферу шизофренического инопланетного боди-хоррора с трансформацией тел, психоделическими цветовыми эффектами, колючим ощущением неотвратимого распада семьи и личности. Кейдж, соответственно, тоже выпрыгивает из штанов: швыряется помидорами, избивает руль заглохшего автомобиля, хватается за ружье, а в итоге вообще оборачивается пугающей призрачной сущностью. А ведь совсем недавно мирно доил безобидных альпак…
«Страна чудес Вилли» (2020)
Еще одна картина из серии «сами напросились». Хмурый Кейдж катил куда-то по своим делам, но вот незадача: машина сломалась. Причем именно в тот момент, когда он проезжал через городок Хейсвилль в Неваде, пораженный зловещим проклятием. В прошлом некий маньяк в компании верных приспешников покончил с собой в развлекательном центре «Страна чудес Вилли», устроив из суицида дьявольский обряд.
Души убийц вселились в механических зверей (аниматроников), после чего каждые семейные посиделки здесь оборачивались кровавой бойней. Владелец заведения предлагает Кейджу навести в центре порядок в обмен на ремонт автомобиля. На самом деле он хочет принести бедолагу в жертву, дабы обезопасить от посягательств мирных жителей города. Но коварный бизнесмен и команда маньяков не догадывались, с кем связались.
Представления о могучем супергерое, который приходит, видит и побеждает, здесь доведены до потрясающего абсурда. За весь фильм Кейдж не произносит ни слова, зато меняет несколько футболок с логотипом «Страны чудес» после того, как очередная оказывается залита противной темной жидкостью, вытекающей из поверженных аниматроников. Кейдж играючи расправляется с ними голыми руками, но периодически объявляет перерыв и принимается хлестать энергетики, наяривая на автомате в пинбол. Заодно он прикрывает глупых подростков, которые забрались в центр, чтобы, вот смех-то, вызволить его из беды. Дешево, сердито, стильно и весело: в этом образцово-показательном треше Николас чувствует себя как рыба в воде.
«Свинья» (2021)
В режиссерском дебюте Майкла Сарноски Кейджу досталась роль угрюмого отшельника, который послал к дьяволу цивилизацию и обосновался в орегонской глуши на пару с любимой свиньей. Та выискивает в лесу трюфели. Хозяин продает их посреднику (Алекс Вулф). Тот, в свою очередь, снабжает драгоценными грибочками элитные рестораны. Однажды в хибару к безобидному бородачу вламывается ватага подонков. Лесовик отделывается легким испугом и разукрашенной физиономией, а вот свинью злодеи утаскивают в неизвестном направлении.
Пример Джона Уика научил нас, что в современном кино потеря питомца часто влечет за собой длиннющую цепь смертей и закручивает героев в водовороте насилия. Чего-то подобного стоило ожидать и от «Свиньи», благо в упомянутом «Мэнди» Кейдж недвусмысленно доказал: мстить за ближнего своего он умеет эффектно и эффективно. Что ж, тем приятнее порой обманываться в прогнозах.
Поразительно, но в кульминационные моменты «Свинья» не сворачивает в сторону старого доброго ультранасилия, а переводит дух, считает до десяти и превращается в грубоватую, потрепанную, мудрую балладу о прощении, усмирении внутренних демонов и робких попытках даже в кромешной тьме нащупать путь к свету. Кейдж, соответственно, поражает не мастерским владением орудиями убийства, а… отточенными кулинарными талантами.
«Узники страны призраков» (2021)
Культовый японский провокатор Сион Соно («Откровение любви») изобрел самый подходящий формат для демонстрации очередных безумств Кейджа: постапокалиптический самурайский вестерн. Он выглядит так, будто Джордж Миллер и Чжан Имоу объелись кислоты и решили переснять «Безумного Макса» в эстетике уся, расставив в нужных местах колоритных мужчин в плащах и шляпах и щедро сдобрив происходящее перестрелками в стиле «Дикой банды» Сэма Пекинпа (которые чередуются с лихими поединками на мечах).
Кейдж появляется на экране с истошным криком «Банзай!» и пытается обчистить банк. В компании, как ни странно, Ника Кассаветиса: режиссер слащавой мелодрамы «Дневник памяти» здесь творит несусветные зверства. Ограбление идет не по плану. Безымянный персонаж Кейджа попадает за решетку. Вскоре, правда, на горизонте брезжит смутный шанс на спасение. Губернатор городка, где он отбывает срок, дает герою ответственное задание: найти пропавшую внучку (София Бутелла). На все про все у него пять дней. Опоздает – и поминай как звали: вмонтированная в его кожаный костюм взрывчатка сработает, и полетят клочки по закоулочкам.
«Узники страны призраков» – абсурдное, но чертовски необычное зрелище. Недаром Кейдж назвал работу над фильмом самым диким опытом в карьере. В странном мире Соно царит полная анархия, и впечатляющий градус безумия задан уже с первых сцен. Жители городка играют в футбол, потом на всеобщее обозрение выставляют плененного Кейджа, он сбрасывает трусы, все внезапно начинают петь, гениталии героя оказываются под угрозой из-за прикрепленных к ним бомбочек, но он не отчаивается и на велосипеде мчится навстречу опасностям…
Параллельно в царящем на экране кровавом хаосе маячит призрак ядерной катастрофы, а историю в духе «Города грехов» о спасении девушки брутальным типом с тяжелым прошлым венчает на удивление оптимистичное наблюдение. Даже самая страшная травма не может терзать тебя вечно: всегда есть шанс искупить грехи и выцарапать прощение.
Комментарии