Уроки воспитания от Адама Сэндлера, Уилла Смита, Джорджа Клуни и Гуфи.
«Папа может, папа может все что угодно» – каждому знакомы эти слова из популярной детской песенки. Но не каждый задумывался, на что действительно способен любящий родитель ради своего ребенка. И речь не только о совместных забавах и дурачествах. Порой папы буквально ведут борьбу за выживание. Даже хватаются за огнестрельное оружие. «КиноРепортер» вспоминает 7 вдохновляющих картин об отцах-одиночках, готовых пойти на любые жертвы, лишь бы подарить детям счастливое будущее.
«Каникулы Гуфи» (1995)
Невероятно, но факт: знаменитый персонаж мультфильмов Уолта Диснея – тоже отец-одиночка. Когда-то у него была жена, которая периодически мелькала в короткометражках 1950-х. А потом вдруг пропала – раз и навсегда, без объяснения причин.
Ее загадочное исчезновение породило массу фанатских теорий. Самая распространенная свелась к тому, что миссис Гуф регулярно крутила шашни за спиной муженька. Подтверждение этому факту можно найти в мультике 1953 года, где молочник, бакалейщик и уборщик по очереди звонят в дверь и, едва Гуфи открывает ее, целуют его в губы. Любовнички не рассчитывали столкнуться с ним, ибо надеялись застать его жену.
В итоге тайное стало явным. Гуфи бросил неверную и решил воспитать сына Макса в одиночку. Их отношениям посвящена очаровательная анимационная лента «Каникулы Гуфи», духоподъемное роуд-муви о том, как папаша потащил отпрыска на рыбалку. Поначалу подросток отчаянно кочевряжится. Он предпочел бы отрываться на грандиозной вечеринке рядом с красоткой Роксаной, а не торчать с придурковатым батей в идиотском парке развлечений. И уж тем более не спасаться от бигфута, намеренного порвать их в клочки.
Однако этот неугомонный хохмач, который глупо шутит, вечно пристает с дурацкими играми и пичкает бедного парня фирменным супом «Привет, папочка», готов пожертвовать чем угодно ради исполнения его заветной мечты. Сплясать вместе с поп-идолом Пауэрлайном. Поэтому отрадно, что любовь Гуфи к сыну все-таки оказывается взаимной: подобный папа достоин самого уважительного отношения.
«Жизнь прекрасна» (1997)
Только гений выдающегося актера и режиссера Роберто Бениньи мог превратить душераздирающую драму о холокосте в гимн силе человеческого духа и отцовской любви. До начала Второй мировой жизнь его героя, Гвидо, была абсолютно безмятежной. Он встретил чудесную девушку (Николетта Браски), женился на ней, вскоре в счастливой семье появился прелестный мальчик Джозуэ… А потом к власти в Италии пришли фашисты. Отца и сына наряду с прочими евреями зашвырнули в концентрационный лагерь и обрекли на мучительную смерть.
Но перед лицом пыток и невыносимых страданий Гвидо не теряет достоинства, жизнелюбия и чувства юмора. Он советует Джозуэ воспринимать происходящее как игру, во время которой нельзя канючить, клянчить еду, попадаться на глаза мрачным солдатам. В общем, нужно быть тише воды и ниже травы, и тогда мальчика ждет драгоценный приз: самый настоящий танк, новенький и блестящий. С женой Гвидо разлучен, поэтому тяготы лагерного быта неподъемным грузом ложатся только на его спину. Ради сына он выдерживает их с высоко поднятой головой и помогает ему выкарабкаться – пусть и ценой собственной жизни.
«Большой папа» (1999)
«Родные папы не всегда хороши. У меня родной папа, но он ненормальный. Всю жизнь указывает мне, что делать, вместо того, чтобы я решал сам. Такие папы у многих. Поэтому многие и вырастают психами».
Можно ли в здравом уме поручать 32-летнему лоботрясу воспитание 5-летнего мальчонки? Адекватные люди ответят: едва ли. И в целом будут правы. Но Адам Сэндлер плевал на мнение большинства с высокой колокольни. Вот и в комедии Денниса Дугана его герой, великовозрастный балбес Сонни, соглашается приглядеть за сынулей своего приятеля, пока тот занимается важными делами в командировке. Мальчика Джулиана, кстати, по очереди играли близнецы Коул и Дилан Спроусы, один из которых позднее прославился как Джагхед из «Ривердейла», а другой закрутил роман с топ-моделью Барбарой Палвин.
Новоявленный папочка не слишком утруждает себя воспитательной работой. Тащит Джулиана на завтрак в Макдоналдс, вместе с ним прямо на улице справляет малую нужду, разрешает объедаться вредными вкусностями, а вдобавок позволяет ему выбрать себе любое имя (парнишка мигом становится Франкенштейном). Еще Сонни с грехом пополам учит его азам бейсбола, дарит рогатку – для повышения социального статуса среди сверстников – и в итоге привязывается к нему как к собственному ребенку. Он бы с радостью пожертвовал собой, только бы лицо мальчишки не покидала улыбка. Стоит ли требовать от отца большего? Явно не в этом случае.
«В погоне за счастьем» (2006)
Однозначно лучшая роль в карьере Уилла Смита, за которую его преступно лишили «Оскара»: статуэтку получил Форест Уитакер, сыгравший тирана Иди Амина в драме «Последний король Шотландии», а Уиллу пришлось довольствоваться номинацией.
Картина Габриэле Муччино основана на мемуарах предпринимателя Криса Гарднера, который однажды вложился в рискованный бизнес-эксперимент – потратил все накопления на денситометры, дорогущие агрегаты для получения четких рентгеновских снимков. Широкой популярностью они не пользовались. Вскоре от Криса ушла жена, а в карманах засвистел ветер. Они с сыном, которого сыграл сын актера Джейден, оказались на улице без средств к существованию и крыши над головой.
Настоящий Крис Гарднер не видел родного отца до 28 лет и дал себе слово, что у его детей таких проблем не возникнет. И отец в исполнении Смита поистине является образцом самоотверженного папы, готового в лепешку разбиться, лишь бы волнения обошли его чадо стороной. Да, иной раз приходится голодать и ночевать в общественных туалетах, зато никто из героев не чувствует себя одиноким.
К тому же отца не покидает вера в лучшее. Даже в тоскливом вестибюле метро его воображение способно нарисовать диковинных динозавров. Главное, что ребенок не скучает. «В погоне за счастьем» – редкий случай, когда классический голливудский хэппи-энд (Крис устроился на работу, затем основал собственную компанию и заработал миллионы) не кажется чем-то надуманным и слащавым.
«Заложница» (2007)
Вообще, отцы в нашей подборке довольно миролюбивы. Но есть одно исключение – суровый папаша с хмурым лицом Лиама Нисона, который ради вызволения дочурки из лап негодяев играючи заселит мерзавцами небольшое кладбище. С женой он развелся, и та забрала дочь к себе. Теперь девушку воспитывает богатенький отчим, но в трудную минуту на помощь приходит биологический папа: когда во время путешествия по Европе ее похищают, отец спешит в Париж и выслеживает злодеев.
Тут ему и пригодились ценные навыки, приобретенные на службе в ЦРУ. Рукопашный бой, меткая стрельба, лихое вождение – все средства хороши, если жизнь любимой дочери под угрозой. С годами шпионский и одновременно трагичный бэкграунд персонажей Нисона перестал восприниматься всерьез и превратился в подобие мема, но в боевике Пьера Мореля все это было свежо, уместно и эффектно. Приятно видеть, как усталый герой в конце концов прижимает заплаканную девушку к себе. «Ты пришел за мной, папа!» – право же, ради этих слов стоило принять на душу немало грехов.
«Потомки» (2011)
Джордж Клуни неописуемо хорош в роли страдающего юриста Мэтта с богатой коллекцией пестрых рубах и двумя дочками – 10 и 17 лет. Они не отличаются примерным поведением, да и наглый бойфренд старшей вечно болтается неподалеку и изрядно действует мужчине на нервы.
Проблем у него и так предостаточно. Жена получает серьезную травму во время гонок на катере и впадает в кому. Со всех сторон наседают родственники, требуя продать обширные земельные владения на Гавайях. Вдобавок Мэтт узнает, что супруга ему изменяла, и задается немым вопросом: почему дорогие ему женщины целенаправленно себя разрушают?
Трагикомедия Александра Пэйна окутана благоуханием экзотических цветов и ласковым сиянием гавайского солнца, хотя жизнь бедолаги Мэтта совсем не сахар. Попытки приструнить непослушных девчонок сводят его с ума, особенно когда те переругиваются и забывают о родственных чувствах. Папа вынужден балансировать между строгостью и чуткостью и принимать ответственные решения, от которых еще недавно он просто сбегал. Но в конечном счете трагедия, расколовшая семью Мэтта, помогает им с дочками осознать ценность проведенных вместе минут. И позволяет смело шагнуть навстречу завтрашнему дню.
«Отцовство» (2021)
В летнем хите Netflix роль отца-одиночки примерил на себя комик Кевин Харт. До поры до времени будущее его героя (еще один Мэтт) казалось безоблачным, пока его жена не скончалась от неожиданного осложнения после родов. Семья усомнилась в его способности воспитать дочь. И он решил доказать, что современному американскому папаше все трудности нипочем.
А трудностей на его долю выпало порядочно. Младенец ревет без остановки, отказывается засыпать, да и собрать кроватку – задача не из легких. Окружающие тоже косо посматривают. Не привыкли они видеть накачанного парня с крохотным плачущим комочком на руках. Но именно так в представлении режиссера Пола Вайца выглядит новая мужественность. Выглядит, признаем, весьма привлекательно: пусть Мэтт и не умеет складывать коляску – за ребенка он жизнь отдаст. А если такая жертва не понадобится, то просто в любом возрасте останется ему верным другом.
Комментарии