В это сложно поверить, но Эндрю Гарфилду исполняется 40 лет. По такому случаю «КиноРепортер» рассказывает о карьере одного из самых перспективных актеров современности – в обратном порядке.
Несмотря на то, что свою карьеру Эндрю Гарфилд начал именно на телевидении, мини-сериал «Под знаменем небес» (2022) обозначил его возвращение к корням. И возвращение триумфальное – основанный на реальных событиях проект оказался прямым наследником «Настоящего детектива». Вот только вместо Луизианы – Юта, земля мормонов. В 1984 году столицу штата Солт-Лейк-Сити потрясает страшное убийство молодой женщины с ребенком. Полиция арестовывает главу семейства, однако тот заявляет, что к преступлению причастны прихожане церкви, с особым рвением относящиеся к ее заветам.
Гарфилд играет детектива-мормона Джеба Пайри, который пытается вычислить настоящего преступника, проанализировав его мотивы. В начале о герое Эндрю сказано совсем немного – он любящий муж, отец и сын, примерный прихожанин, гуманист, готовый служить общине, и в целом адекватный парень. И конечно, происходящее выбивает его из колеи – инциденты в округе обычно ограничиваются несчастными случаями на охоте или авариями, а здесь хладнокровное убийство, подозреваемые в котором регулярно испытывают его собственную веру на прочность.
Защита вроде резко брошенных фраз «мы говорим не обо мне» в допросной не помогает: все услышанное Джеб мгновенно примеряет на себя. Игнорировать потенциальных виновников действительно сложно – они экспрессивны, они загнаны в угол, они сами зарывают себя, отпуская комментарии вроде такого: «Налоги – от лукавого». Напарника Пайри Билла Таба, полицейского индейского происхождения, переведенного из Вегаса, подобные байки смущают меньше: он насмотрелся и на изувеченные трупы, и на настоящих головорезов.
Съемка с ручной камеры, рваный монтаж, флешбэки (в том числе во времена, когда Джозеф Смит основал церковь мормонов и подвергался гонениям), да и сама кровавая завязка, повергшая полицейских в глубокий шок, создают тревожную атмосферу, в которой таится что-то неуловимое, но безусловно важное. Очевидно и то, что поиск убийцы будет непростым, и то, что этот нарыв зрел долго. Под пластами абьюза и принуждения, страха позора, давления общины и сущей одержимости, которую по чудовищной ошибке или по злому умыслу приняли за божественный глас. Добродетель, вывернутая наизнанку.
Это действительно многослойная история, в которой сплелись кризис веры, жажда власти и амбиции, финансовые махинации и бытовое насилие. Темы универсальные, хотя почва для их раскрытия весьма специфична – о мормонах знает не все население США, не говоря о других странах (впрочем, сектантская община есть даже в России). Это совершенно другой пласт, в котором хватает собственного расслоения – от радикалов до прогрессивных членов церкви.
Но создателям за счет детально продуманного подхода к материалу (в том числе аудиовизуального) удается не только изображать быт героев достаточно захватывающе даже для тех, кто о мормонах лишь слышал, но и сохранять основную сюжетную интригу. Да, она развеется, едва вы прочитаете хронику, но в любом случае интересно, чем же сменятся мягкость, нерешительность и извиняющаяся улыбка детектива Пайри – а узнать ему предстоит многое.
Прошлогоднему заявлению Эндрю Гарфилда о том, что он хочет взять перерыв и побыть человеком (шутники уже добавляют «Пауком?»), предшествовал весьма удачный наградной сезон. Безоговорочной победой можно считать триумф на «Золотом глобусе», хотя в последние годы эта премия слегка растеряла популярность и гламурный флер. Тем не менее статуэтку Эндрю завоевал заслуженно: в мюзикле Netflix «Тик-так… Бум!» он сыграл реального человека – Джонатана Ларсона, посмертно получившего три статуэтки «Тони» и Пулитцеровскую премию за рок-мюзикл «Богема».
Слово «посмертно» недвусмысленно говорит о финале этой истории, но куда важнее смерти в ней оказывается жизнь. Гарфилд играет человека на пороге тридцатилетия. Он всегда на взводе, его ужасает одна лишь мысль о том, что он не успеет достичь того, к чему стремится. Боязнь будущего и страх нереализованности погружают Джонатана одновременно в упаднические настроения и болезненный перфекционизм. Да, сон разума рождает чудовищ, но бесконечное пребывание в грезах на холостом ходу порой производит на свет не менее ядовитых химер.
Автобиографический рок-монолог в исполнении Эндрю выходит настолько заведенным и искренним, что обязательные жанровые элементы не смущают даже тех, кто терпеть не может мюзиклы и считает их абсурдными пережитками прошлого.
Неудивительно, что из-за столь мощного выступления о Гарфилде почти не говорили в связи с другим номинантом: еще одной биографией под названием «Глаза Тэмми Фэй» – олицетворением китча, кэмпа и сумбура. Там, правда, ярче сияла Джессика Честейн, которая пошла на радикальное преображение, чтобы сыграть проповедницу (да, снова религия), чья успешная карьера на телевидении была разрушена многочисленными скандалами. В роли partner in crime выступил муж Тэмми Фэй Джим Бэккер (Эндрю Гарфилд собственной персоной), который по-своему воспринял библейское размышление о процветании, что привело к печальным последствиям и приговору за мошенничество и организацию преступных сообществ.
И если в «Тик, так… Бум» пел и танцевал Эндрю Гарфилд, то здесь эта непростая задача возложена на плечи артистки, уверенно пробивающей себе дорогу к «Оскару». На ее фоне попытки Гарфилда сыграть равного Фэй по статусу шоумена терпят крах – даже при всем обилии грима и странных повадок. Это, пожалуй, основная причина, по которой «Тэмми Фэй» отметили лишь одной статуэткой в актерской номинации, – двоих бы она просто не выдержала.
Третий важный проект из недавнего прошлого Эндрю Гарфилда – «Человек-паук: Нет пути домой». На протяжении нескольких месяцев актера буквально терзали вопросами о возвращении к культовой роли. Уже тогда было понятно, что речь пойдет о мультивселенной, где возможно все, и журналистам оставалось только гадать, кого руководство студии выкупило за баснословные деньги. В таких условиях Гарфилд проявил свой талант на полную катушку: после премьеры фильма, в котором он, разумеется, появился, фанаты собрали подборку видеороликов, где Эндрю мужественно отрицает сей факт. На протяжении четырех минут в общей сложности.
Следить за этими речами постфактум любопытно еще и потому, что в концентрированном, не разбавленном днями и неделями виде они действительно демонстрируют умение Эндрю играть на публику. Что касается самого фильма, то каких-то особенных заслуг ему приписать не получится: в памяти всплывает разве что сцена, которой сильно не хватало в «Высоком напряжении». Но триквел Джона Уоттса сам по себе – огромный аттракцион, полный фан-сервиса и сюрпризов, которые могут заставить выветриться из памяти почти любые нестыковки и неудачные моменты. Так что Эндрю был всего лишь одним из множества винтиков, заставивших работать эту махину.
Что любопытно, до возвращения в голливудские многомиллионные эпики Эндрю вполне комфортно существовал и в независимом кино. Актер не раз говорил, что чувствует себя как дома и в США, и в Великобритании. Но, похоже, это умение без особых проблем подстраивать под себя любое пространство и одновременно подстраиваться под него самому играет ему на руку и в карьерном аспекте.
В «Мейнстриме» (2020) – попытке Джии Копполы соорудить иронический пасквиль на современность – Гарфилд сыграл (лже)пророка в мире социальных сетей и раздувшихся до гигантских размеров пузырей эго всяких охотников за славой. Сам сюжет довольно банален и местами утомителен, но Гарфилд здесь оторвался на полную катушку, играя человека, который притворяется не тем, кто он есть на самом деле. Да, божок-трикстер у него вышел дешевым – но того требовали обстоятельства. Будь он более зловещим или возвышенным, и без того абсурдистская конструкция совсем бы развалилась.
В сюрреалистичном неонуаре «Под Сильвер-Лэйк» (2018) – одновременно детективном трипе, развеивании очередного американского мифа и истории о круглосуточных тусовщиках, ищущих и не находящих удовлетворения, Гарфилд сыграл Орфея, который спускается в ад, чтобы там и остаться – в россыпи поп-культурных отсылок и разочаровании всем и ничем. Несмотря на прохладный прием в Каннах, за минувшие четыре года фильм Дэвида Митчелла («Оно») в определенных кругах стал культовым. Пересматривать его действительно можно часто – каждый раз картина открывается с новой стороны.
В «Дыши ради нас» (2017), еще одном ретро-байопике, мягко берущем зрителя в сентиментальные тиски, Гарфилд сыграл реального человека – Робина Кавендиша, парализованного из-за перенесенного полиомиелита. И снова социальное сочетается с художественным – красная нить, проходящая практически через все творчество актера.
Мощнее всего это ядро проявилось в эпике «По соображениям совести», вернувшем Мэла Гибсона на киноолимп в течение считаных месяцев, и визуальной поэме Мартина Скорсезе «Молчание». Оба фильма вышли в 2016 году, в обоих Гарфилд сыграл глубоко религиозных людей, чья вера либо меняет мир вокруг, либо едва не уничтожает носителя. В военной драме медик Десмонд Досс спасает товарищей, презирая саму смерть. В драме экзистенциальной иезуитский священник Себастьян Родригес разрывается между принципами, на алтарь которых он положил свою жизнь и любовью к ближнему.
По соображениям совести поначалу жил и отец-одиночка Дэннис Нэш из «99 домов» Рамина Бахрани («Белый тигр» и «Последние дни Птолемея Грея»). Но затем на собственной шкуре испытал, что значит поговорка «с волками жить, по-волчьи выть». С моральной дилеммой сталкивался Питер Паркер в дилогии Марка Уэбба (справедливости ради проблема выбора для любого Человека-паука всегда лежала на поверхности). Робот Шелдон в «Я здесь» (2010) жертвует собой ради возлюбленной – такого же андроида, постепенно лишаясь рук, ног и тела.
А в антиутопии «Не отпускай меня» (2010) Томми, один из клонов, которых специально выращивают в донорских целях, учится творить и любить. Более того, ситуация, которую герой проживает с двумя подругами, приводит их к смирению – одной из главных добродетелей христианства. С определенной точки зрения это сомнительно, но именно подобный поворот переводит персонажей на качественно новый уровень, да и символизм зашкаливает – невинного и доверчивого Томми буквально отдают на заклание.
Особняком в этом ряду стоит «Социальная сеть», благодаря которой лицо и имя Эндрю Гарфилда стали известны широкой публике. Актер, которому на тот момент только исполнилось 26 лет, был отобран лично Дэвидом Финчером. Правда, ему доверили вторую по значимости роль – он воплотил образ Эдуардо Саверина, первого соратника Марка Цукерберга, быстро павшего жертвой его эгоизма. Кстати, судебные прения реального Саверина сильно повлияли на тон картины, а прегрешения Цукерберга, по словам окружения, оказались выставлены в более негативном свете, чем это было на самом деле. Со стороны судить сложно, но в историю триллер Финчера вошел, так что переписать этот сюжет уже не представляется возможным.
Так или иначе, «захватывающая история предательства», разыгравшаяся в Гарварде, не стала для Гарфилда отправной точкой: критики, особенно в Великобритании, его уже знали. Он появлялся в «Воображариуме Доктора Парнаса» (2009), «Еще одной из рода Болейн» (2008), «Львах для ягнят» (2007), где его партнерами были такие тяжеловесы, как Роберт Редфорд, Мэрил Стрип и Том Круз, и даже в культовом британском сериале «Доктор Кто» (2007).
Но первым прорывом для молодого Эндрю стала роль в драме «Мальчик А» (2007), за которую он удостоился премии BAFTA. В истории про парня, отсидевшего 14 лет за убийство маленькой девочки, присутствовало много чернушных флешбэков и важная интрига: кто на самом деле нанес несчастной смертельные раны – Эрик или его приятель Филипп.
Социальная драма в «Мальчике А» закручивается в тугую спираль: общественность жаждет узнать имя преступника, а сам Эрик, человек в общем-то неиспорченный, старается начать новую жизнь и сближается с новыми людьми. Опять моральные терзания, усиленные ощущением загнанности и осознанием, что вторая сторона тоже может перегибать палку. Где проходит граница между уже отбытым наказанием и охотой на ведьм? Способен ли благой поступок перебить чудовищный? Что лучше – сладкая ложь или горькая правда? И как реагировать на то, когда реальность оказывается совершенно иной, чем ты себе представлял?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…