18 января все прогрессивное человечество отметило 120 лет со дня рождения Кэри Гранта – легенды золотого века Голливуда, звезды хичкоковских триллеров и прототипа книжного Джеймса Бонда. В минувшем году вышел посвященный Гранту сериал «Арчи» (Арчибальд Алек Лич – настоящее имя Кэри), где ведущую роль исполнил Джейсон Айзекс, скользкий Люциус Малфой из поттерианы. Тот проект, правда, не привлек внимания широкой публики. Поэтому мы предлагаем обратиться к неповторимому оригиналу и вспомнить несколько поистине бессмертных ролей замечательного артиста, которые по сей день способны насмешить до колик и растрогать до слез.
Палеонтолог. Музейный работник. Добродушный, слегка занудный неувязок, которому не везет с женщинами. Нет, это не Росс Геллер из «Друзей», а доктор Дэвид Хаксли из «Воспитания крошки» – самой неугомонной комедии классического Голливуда. Мужчина в поте лица по кусочкам собирает скелет бронтозавра и мечтает о миллионе долларов, который одна богатая леди готова пожертвовать на нужды музея. Но все летит в тартарары, когда пути Дэвида пересекаются с племянницей этой леди. А вдобавок с ручным леопардом по кличке Крошка («добрым, как котенок»), присланным племяннице в подарок ее заботливым братцем-охотником.
Режиссер-глыба Ховард Хоукс так удачно миксовал суровые вестерны и триллеры с лихими комедиями, что диву даешься. Право же, поразительно, что один и тот же человек снял «Красную реку» с Джоном Уэйном, «Глубокий сон» с Хамфри Богартом, «Джентльмены предпочитают блондинок» с Мэрилин Монро и расчудесное «Воспитание крошки». Которое, словно впервые попавший на море ребенок, с восторгом плещется в остроумных шутках, неожиданных гэгах и общей атмосфере веселого (конечно, капельку романтичного) хаоса. Кэри Гранту, на съемках постоянно смешившему свою партнершу Кэтрин Хепберн в роли той самой бойкой племянницы, идеально впору пришелся образ неуклюжего интеллигента, чья жизнь вдруг превратилась в суматошную буффонаду. Искра, буря, безумие!
Еще: «Ужасная правда» (1937). Первая по-настоящему звездная роль Кэри Гранта – обманутый (вроде как) женой муж, у которого тоже рыльце в пушку. Изящный обмен колкостями не прекращается ни на миг, хотя даже слепцу понятно, что без пяти минут бывшие супруги продолжают любить друг друга вопреки всем семейным штормам. «Оскар» за лучшую режиссуру и пять номинаций.
В титрах этой игривой мелодрамы Джорджа Кьюкора Кэри Грант красуется на первом месте, хотя по мере развития действия его персонаж ускользает в тень и наблюдает за происходящим будто из-за кулис. Грантовский конструктор яхт (вот ведь занятная профессия) Си Кей Декстер Хейвен был женат на светской львице Трэйси Лорд (вновь Кэтрин Хепберн). Но расстался с ней с громким скандалом и легким рукоприкладством. Достойная дама времени даром не теряет: на горизонте маячит ее помолвка с не менее достойным господином. Декстер Хейвен, впрочем, тоже не сидит сложа руки. И подсылает к Трэйси парочку репортеров, дабы те осветили торжественное мероприятие в бульварном журнальчике с говорящим названием «Соглядатай».
«Филадельфийской историей», собственно, именуется этот материал, который обязан выйти грандиозным. Однако Декстер на самом деле не так прост, да и репортер Майк Коннор (Джеймс Стюарт) проникается к Трэйси отнюдь не профессиональными чувствами. Создается впечатление, что Грант с аристократичной грацией изображает довольно прагматичного товарища. Но постепенно выясняется, что и романтичная жилка ему не чужда: а как иначе, когда речь идет о произведениях жанра comedy of remarriage, где разлученные по тем или иным причинам влюбленные непременно должны воссоединиться! Ненавязчивые размышления на тему морали и вседозволенности желтой прессы прилагаются.
Еще: «Его девушка Пятница» (1940). Циничная журналистская комедия упомянутого Ховарда Хоукса. Грант играет самоуверенного властолюбца, занимающего пост главреда The Morning Post. Какое-то время назад он развелся, но не теряет надежды вернуть супругу, намеренную связать жизнь со скучным продавцом страховок. А заодно планирует хитростью убедить ее, блестящую журналистку, сделать сенсационный репортаж про осужденного на смерть преступника. «Ты можешь уйти хоть к черту, но не из профессии!»
Убийственно (во всех смыслах) смешная катавасия, которой маэстро Фрэнк Капра выстрелил за три года до хита на все времена «Эта замечательная жизнь». Многие фильмы с Кэри Грантом так уютно смотреть на Рождество или День святого Валентина, однако «Мышьяк и старые кружева» – превосходный вариант для Хеллоуина. Соответствующее spooky-настроение нагнетается уже вступительными титрами, где фамилии артистов всплывают на фоне нарисованных ведьмочек, черных кошаков и летучих мышек. А продолжается смертоносной сюжетной завязкой: благопристойный гражданин Брюстер узнает, что его тетушки – натуральные серийные убийцы, из-за чего никак не может укатить в медовый месяц в компании дамы сердца.
«Мышьяк» – дикая пародия на классические нуары, выпущенная в эпоху их расцвета (в том же 1944-м вышла «Двойная страховка») и ловко скрещенная с классическими опять-таки ужастиками. О первых напоминает пластический хирург в исполнении Питера Лорре из «М убийцы» и «Мальтийского сокола». О вторых – его сообщник-маньяк (Рэймонд Мэсси), которого в бродвейской версии «Старых кружев» играл великий и ужасный Борис Карлофф. Грант всю дорогу суетится, выпучивает глаза, нервно вскрикивает, страшно потеет и пытается не слететь с катушек, закрутившись в сумасшедшем водовороте. Скелеты в шкафах, трупы в сундуках, седина в голову да бес в ребро – реакция Альфреда Хичкока на эту картину доподлинно неизвестна, но, полагаем, он оценил бы ее по достоинству.
Еще: «Обезьяньи проделки» (1952). Безумная эскапада с бенефисом Кэри Гранта в образе эксцентричного ученого в дурацких очках, который корпит над эликсиром вечной юности. Его действие он испытывает на своей шкуре, влипая в идиотские ситуации и разделяя кадр с Мэрилин Монро в роли очаровашки-секретарши.
Из четырех фильмов, что Альфред Хичкок снял при актерской поддержке Кэри Гранта, этот – самый интригующий, монументальный и попросту бессмертный (очередная отсылка обнаружилась в свежем апокалиптическом триллере «Оставь мир позади»). Как мы уже отметили, именно светлый образ Гранта держал в голове Ян Флеминг, когда придумывал шпиона под кодовым погонялом 007. Ну а здесь Кэри превратился в эдакого Бонда наоборот: его Роджера Торнхилла, любителя выпивки и роскошных женщин, по ошибке принимают за спецагента. И заставляют ввязаться в кошки-мышки с участием сотрудников спецслужб, архетипичной роковой блондинки и торговцев государственными секретами во главе со злодеем Ван Даммом.
За три года до «Доктора Ноу» Кэри Грант, сам того не ведая, создал максимально бондовский типаж. Рекламщик-гедонист выдает себя за суперагента Джорджа Кэплена (в реальности не существующего – фирменный МакГаффин Хича), водит кабриолет, потягивает коктейль из бокала с высокой ножкой и героически останавливает подлецов, намеренных навредить его даме сердца и спровоцировать международный заговор. При этом Грант в свои 55 не только эффектно выглядит в кадре и куртуазно флиртует с таинственной попутчицей в поезде, но и олицетворяет само понятие «хичкоковский саспенс». Эпизод с бегством от самолета – величайшая сцена в истории кино.
Еще: «Поймать вора» (1954). Элегантный триллер все того же Хичкока, где Кэри Грант облачился в смокинг знаменитого грабителя. Который в лучших традициях Лиама Нисона отходит от дел, а потом вновь ввязывается в опасные игры, узнав о появлении своего имитатора. «Оскар» за операторскую работу, еще две бонусные номинации и красотка Грейс Келли с одной из последних (как обычно ослепительных) ролей.
Реджина Лэмперт, утонченная американка из Парижа (Одри Хепберн), прохлаждается на горнолыжном курорте и помышляет о разводе, поскольку чувствует себя несчастной. Там она сталкивается с импозантным седовласым кавалером (Кэри Грант), которого зовут так же, как негодяя из «Смертельного оружия», – мистер Джошуа. И он, вот совпадение, тоже разведен. Но персонажи не спешат бросаться друг другу в объятия, а до поры до времени расстаются. В Париже Реджина узнает о гибели достопочтенного муженька при странных обстоятельствах. Также исчезает кругленькая сумма. При чем тут, казалось бы, невинный с виду мистер Джошуа?
Восприятие грантовского героя меняется несколько раз. Сперва он кажется славным малым, охотно участвующим в увлекательной игре «передай апельсин другому без помощи рук». Затем превращается в великого комбинатора, с которым девушке лучше не связываться. Потом оказывается, что он – двойной агент и помыслы его вполне чисты. Но так ли оно на самом деле? Все эти ипостаси Арчи отыгрывает с солидной невозмутимостью, чередуя трикстерское обаяние с отеческой заботливостью и мушкетерским благородством. А еще прямо в одежде залезает под душ, что, возможно, позднее вдохновило Эльдара Рязанова на культовый эпизод «о, тепленькая пошла…» Леген-подожди-подожди-дарные страницы истории кино, в которые Кэри Грант вписал свое имя буквами величиной с небоскреб.
Еще: «Незабываемый роман» (1957). Случайная встреча на борту лайнера вынуждает двух красивых людей переосмыслить жизнь и бросить вызов вспыхнувшим чувствам, заставляя их пройти проверку на прочность временем и расстоянием. Одна из трогательнейших ролей Кэри Гранта, который в то время и сам испытывал сердечные муки: будучи женатым человеком, он подкатывал к Софи Лорен на съемках «Гордости и страсти». Но в итоге остался с носом, ибо знойная итальянка предпочла артисту продюсера Карло Понти. Он-то и стал ее первым и единственным мужем.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…